«Какая вспыльчивость и щедрость!» – восклицала великая поэтесса, комментируя возглас эпического героя «Отдам полцарства за коня!» В нашем парламенте есть тоже свои герои, вспыльчивые и щедрые по-своему. «Куда дели шесть миллиардов тенге, выделенные на создание Центра электронного здравоохранения?» – воскликнула мажилисмен Дарига Назарбаева, знаменитая казахская правдоискательница, обращаясь к министру. Но это были только цветочки.
Показав свой крутой нрав и ошарашив коллег, правдоискательница и вовсе предала министра и ее ведомство анафеме: «Не лучше ли упразднить Министерство здравоохранения вообще!» Так и сказала! Дерзко и прямо.
«Какая принципиальность и честность! Какое гражданское мужество!» — скажет забредший в нашу страну турист-иностранец, комментируя выпад депутата парламента против министра. А мы его, наивного, поправим, что такого рода принципиальность и честность дозволены только ей одной. Они связаны не с ее характером, а с ее принадлежностью к узкой касте неприкасаемых.
Именно эта главная доблесть депутата парламента позволяет ей казаться звездой на сером фоне ее коллег. Принципиальность и честность, не сопряженные с риском нарваться на ответный удар. Ее никто не пожурит в партийной фракции, все будут восторгаться ее поступком, даже те, кто дружит с министром здравоохранения. Ей никто серьезно не возразит. Сколько раз мы такое видели!
А на первый взгляд, конечно, у министра есть возможность достойно ответить, чтобы не быть девочкой для битья в этой компании придворных шаркунов. Например, сказать: «Вопрос о дееспособности Минздрава обсуждать может только дееспособный парламент, а не такой как ваш, получивший в народе позорное название «карманный», парламент, на содержание которого за те же семь лет потрачено гораздо больше средств, чем на создание Центра электронного здравоохранения».
А затем, сделав паузу, и вовсе добавить: «Почему не упразднить заодно с министерством и парламент, в который не выбирают, а фактически назначают, в который в манере самых одиозных римских императоров наша верховная власть вводит своих любимцев. Калигула, он же Гай Цезарь Германник, как известно, привел в сенат Инциата, а партия власти ввела в мажилис Даригу. Разница, как видим, только в том, что Инциат — это конь, разукрашенный бархатом и золотом, а Дарига — это женщина, одетая в норку, украшенная бриллиантами». Сказать так и посмотреть на реакцию своих критиков. На их вытянувшиеся от удивления и возмущения физиономии. Услышать их скрежет зубовный…
Но, к великому сожалению, таких министров в нашей стране нет. Искусственный отбор человеческого материала, осуществляемый властью со школьной скамьи, не предполагает наличие таких качеств, как смелость, способность возражать и отстаивать свою точку зрения в разговоре с начальником. В итоге в правителях у нас ходят «Жанаозенский мясник», Патамушта, Келимбетов, Салидат… Разве они возразят?
Не прошло и двух месяцев со дня этого судьбоносного выступления о проблемах медицины, как Дарига Нурсултановна уже в роли вице-спикера на заседании комитета мажилиса по социально-культурным вопросам раздербанила в пух и прах разработанный в Министерстве образования и науки новый общеобразовательный стандарт начального образования. Она обвинила наших «образованцев» в том, что не проведен анализ 12-летней системы обучения, что в итоге мы не знаем, что там было хорошего, а что плохого. Как человек, хорошо знающий основы педагогики, она показала, что для нее кроме того не чужды идеи гуманизма.
Она жаловалась на то, что дети в начальных классах и без того перегружены, а с введением нового стандарта нагрузки увеличатся, что стандарт не учитывает особенностей возрастной психологии и физиологии. Кроме того, вице-спикер парламента обвинила авторов нового стандарта в подражательности, в отсутствии убедительных доводов в его превосходстве, надежности и успешной апробированности в каких-либо странах. Она также выразила недоумение в связи с такими понятиями, как «интегрированный урок», которые встречаются в тексте стандарта.
Что тут скажешь — все правильно, так и надо мочить чиновников за допущенные ляпы. Пусть исправляют, доказывают, учитывают, объясняют, проясняют. А мы, следуя за Даригой Нурсултановной, попробуем тоже сказать несколько слов об одной проблеме школьного образования. А суть ее такая.
С 2010 года в программу общеобразовательных школ ввели такую неведомую прежде дисциплину, как «Самопознание». Автором этой идеи и инициатором написания первой книги по данной теме является Сара Алпысовна, которая является профессором многих казахстанских университетов, а может быть, и вузов других стран. Появлению в школьной программе новой науки предшествовали следующие обстоятельства. Пройдя сложный путь духовных поисков, проведя многие годы над сочинениями мудрецов разных народов и стран, Сара Алпысовна вышла на седьмом десятке лет на учение ростовского проповедника Порфирия Иванова.
Учение это незатейливое и вполне соответствует лозунгу о здоровом образе жизни. Ничего страшного не было бы, естественно, если бы Сара Алпысовна втихаря, без рекламы стала бы два раза в день обливаться водой, голодать в нужные дни, ходила бы босиком, чтобы не чувствовать оторванности от матушки-земли, от ее неизменного притяжения, не плевалась в прямом и переносном смысле слова нигде и никогда. Глядишь — через некоторое время она вступила бы в стадию прозрения и стала бы понимать язык птиц и зверей, как некоторые святые. Но ей непременно хотелось разделить свое открытие и увлечение с подрастающим поколением. Такова уж наша щедрая казахская душа! «И хлеба горбушку и ту пополам» — это про нас.
Когда есть рычаги воздействия на школы и дошкольные учреждения, это ведь чуть проще сделать, чем разделить, например, накопленное богатство с окружающими. И пошло обливание-неплевание по школам. Однако должного энтузиазма не было, все зависело от инициативы учителей и чиновников. Критиков много объявилось. Вот, мол, если бы у Порфирия была фамилия Тыржыкбаев, а бродил бы он босиком в окрестностях Чемолгана, а затем пошел в Кокшетау и там на берегу озера Бокбасар зимой дал дуба — что было в год петуха, то… Кажется, тогда вовремя остановились с Порфирием.
Но Сара Алпысовна не успокоилась на этом, так как, предположительно, была томима «духовной жаждой». Она написала книгу, назвав ее просто и скромно «Самопознание». Как много информации в этом названии для понимания культурного и образовательного уровня ближайшего окружения первой леди.
В мире культуры есть неписаные правила. Любой, кто использует знаменитые названия, бросает как минимум вызов. Никому из наших поэтов-современников не придет в голову назвать свою поэму «Одиссея» или «Божественная комедия». Никто не заимствует названия произведений у У.Шекспира или Л.Толстого. «Гамлет», «Отелло», «Война и мир», «Анна Каренина» — вехи европейской литературы. Кто посмеет посягнуть? Кто после Олжаса осмелится назвать свою книгу «Аз и Я»? Но для некоторых такие законы неписаны. Сара Алпысовна бросила вызов одному из самых светлых умов первой половины ХХ века — философу Николаю Бердяеву, его «Самопознанию». Что тут скажешь? Разве процитировать поэта: «Звезда с звездою говорит».
Вот с тех пор, с 2010 года, в программе средней школы прижилось «Самопознание». Ему посвящают один час в неделю, всего же 34 часа в год. Это на всех этапах школьного образования. Составителями государственного стандарта по предмету являются десять профессоров и доцентов. Среди них только один мужчина. Это сильный показатель состояния научно-педагогической мысли в стране. Главной целью предмета, как пишет коллектив авторов, является «способность нравственно-духовного образования, гармонического становления человека посредством развития ключевых компетенции».
Далее следует перечень этих «компетенций». Среди них: «определить свою жизненную позицию», «конструктивно решать отношение к себе, к людям и окружающему миру», «оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких», «жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах, и действиях», «проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность» и др. Предмет изучают по четырем основным направлениям, где человек познает себя самого, разбирается со своим отношением с обществом и, конечно, с окружающим миром.
Четвертое направление — духовный опыт человечества. Таким образом, получается, если «поэт в России больше, чем поэт», то самопознание в нашей стране больше, чем самопознание. Это и психология, это и культурология, и этика… Возможно, это и есть тот самый интегрированный урок, суть которого не могла понять Дарига Нурсултановна, обсуждая новый стандарт? Содержание предмета «Самопознание», на мой взгляд, составлено по принципу работы повара гоголевского Ноздрева. Тот, помнится, работал так: что под руку попадалось, то и бросал в котел. Попадалась картошка — он отправлял ее в котел, попадалась редиска — он опять швырял туда… Этим варевом Ноздрев кормил своих гостей, как наша школа «Самопознанием» детей.
Признаемся, что все эти цели, «компетенции», задачи, направления очень важны. Но надо ли все это выделять в особый предмет? В принципе, все гуманитарные предметы, особенно литература, воспитывают в школьниках эти необходимые для жизни качества. До чего мы докатились, если любить родственников и близких собираемся с помощью спецдисциплины? А наше поколение, выросшее без «Самопознания», разве в морально-этическом отношении в чем-то ущербно на фоне нынешних школьников? А что такое жить в ладу с самим собой? Многие великие люди жили, терзаясь, мучаясь, сомневаясь, борясь со своими недостатками и пороками. Как это называть?
Главное — зачем в условиях дефицита часов на классические учебные дисциплины вводить в программу «Самопознание»? Все прекрасно понимают, что те 34 часа в год, которые выделяют на любимый предмет Сары Алпысовны, отнимают у других. Так как если ничего не трогать, то получится перебор учебных часов со всеми вытекающими из этого последствиями, т.е. то, с чем борется Дарига Нурсултановна.
Задумаемся, к чему все эти эксперименты, показной прогрессизм, оригинальничание в сфере, где многое давно устоялось? Образование влачит существование, финансируется очень плохо. Зарплата учителей смешная. Льгот почти никаких. Мужчин учителей в школах можно встретить только в спортзалах. А мы терзаем педагогов и школьников диковинными предметами, границы которых безразмерны, как космос.
Авторитарная система, пустившая корни в нашей стране, дает о себе знать в разной форме. Нетипичная для нашего парламента принципиальность и смелость Дариги Нурсултановны — это, без сомнения, продукт этой системы, когда все равны, но одни все же равнее других. Принципиальность, обеспеченная только кровью, но не потом, кровнородственными связями, но не логическим продолжением всей предшествующей жизни. И, естественно, не предполагающая повторения другими депутатами. Если всем позволить говорить смело и открыто, то чем будет отличаться на их фоне вице-спикер? В ее прямоте и смелости есть невидимая бирка, на которой каждый ее коллега читает: что позволено Юпитеру, то не позволено быку.
То же самое можно сказать о вкладе Сары Алпысовны в образование. Можно только догадываться, что эту скромную женщину, без больших амбиций, завело в дебри проблем образования. Вряд ли без мощной поддержки подхалимов, без их восхищений ее идеей можно было перековеркать школьную программу ради «Самопознания».
И сказанное не предел рвению наших чиновников. Вот еще информация к размышлению. В феврале 2011 года в школах некоторых областей по инициативе чиновников Министерства образования провели неделю «Сароведения». Решили таким образом сделать подарок первой леди накануне 70-летия.
Нет необходимости перечислять все, что включили в план местные «образованцы». Достаточно сказать, что конкурс сочинений проходил на тему «Посвящается матери народа»! В армии в таких ситуациях говорили: туши свет и бросай гранату! Кажется, только жену Чаушеску так называли в Румынии, и она, как известно, плохо кончила. Но ежу понятно, что с подобными явлениями в образовании Дарига Нурсултановна, наша парламентская Савонарола в юбке, бороться не будет, так как драконы не кусают себя за хвост даже в сказках.