Разделенность сознания

Сби­тый Тур­ци­ей рос­сий­ский бом­бар­ди­ров­щик в оче­ред­ной раз обо­зна­чил самую акту­аль­ную про­бле­му наше­го обще­ства – раз­де­ле­ние на два лаге­ря. На тех, кто настро­ен про­рос­сий­ски и под­дер­жи­ва­ет «вста­ва­ние с колен» путин­ской Рос­сии, и тех, кто ори­ен­ти­ро­ван на запад­ные стан­дар­ты развития.

Эта линия раз­ло­ма латент­но суще­ство­ва­ла все­гда, пери­о­ди­че­ски про­ры­ва­ясь в каче­стве реак­ции на те или иные собы­тия, но рельеф­но она обо­зна­чи­лась после при­со­еди­не­ния Кры­ма к Рос­сии. Реак­ция на «Крым­наш» ста­ла основ­ным кри­те­ри­ем опре­де­ле­ния того, кто есть кто в нашей ком­му­наль­ной квар­ти­ре. С это­го момен­та идео­ло­ги­че­ское про­ти­во­сто­я­ние ста­ло пер­ма­нент­ным и осо­знан­ным. Затем туда доба­ви­лось отно­ше­ние к сепа­ра­ти­стам Восточ­ной Укра­и­ны, кото­рых одни счи­та­ют жерт­ва­ми «фаши­сто-бан­де­ров­ской хун­ты», а дру­гие — пре­да­те­ля­ми и преступниками.

Туда же нуж­но отне­сти и отно­ше­ние к США, и вооб­ще к тому, что у нас при­ня­то назы­вать Запа­дом. Одни уве­ре­ны, что «пин­до­сы» и «гей­ро­пей­цы» потен­ци­аль­ные вра­ги «рус­ско­го мира» (куда авто­ма­ти­че­ски отно­сят и Казах­стан). Мол, хотят наше­го уни­же­ния и поги­бе­ли. Дру­гие — напро­тив боят­ся сбли­же­ния с Рос­си­ей, встав­шей на путь реван­шиз­ма и демон­стри­ру­ю­щей импер­ские амбиции.

Понят­но, что такие инци­ден­ты, как тер­акт в Пари­же или сби­тый рос­сий­ский само­лет над Тур­ци­ей, вызы­ва­ют доста­точ­но поляр­ные оцен­ки со сто­ро­ны казах­стан­цев. Вся­кий раз это при­во­дит к оже­сто­чен­ной поле­ми­ке в соци­аль­ных сетях, в рабо­чих кол­лек­ти­вах и семьях. Все это под­твер­жда­ет нали­чие двух идео­ло­ги­че­ски раз­но ори­ен­ти­ро­ван­ных трен­дов в казах­стан­ском обще­ствен­ном созна­нии. Это при том, что мно­гие чет­ко не опре­де­ли­лись и носят в себе эту двой­ствен­ность, демон­стри­руя раз­де­лен­ность сознания.

Труд­но ска­зать, в каком имен­но про­цент­ном соот­но­ше­нии раз­де­ле­но казах­стан­ское обще­ство. Казах­стан­ская социо­ло­гия на этот счет мол­чит. Одна­ко, исполь­зуя кос­вен­ные дан­ные раз­лич­ных опро­сов обще­ствен­но­го мне­ния, мож­но гово­рить, о серьез­ном пре­об­ла­да­нии про­рос­сий­ско­го трен­да. По моим рас­че­там, где-то на уровне 70%. Но и из остав­ших­ся 30% дале­ко не все идео­ло­ги­че­ски ори­ен­ти­ро­ва­ны на Запад. Име­ет­ся осо­бая доста­точ­но мно­го­чис­лен­ная кате­го­рия пат­ри­о­ти­че­ски настро­ен­ных граж­дан, кото­рые, зани­мая анти­рос­сий­скую пози­цию, явля­ют­ся яры­ми антизападниками.

К сожа­ле­нию, заме­рить более точ­но идео­ло­ги­че­ские пред­по­чте­ния казах­стан­цев у нас никто даже не пытал­ся. Это и понят­но — зани­мать­ся социо­ло­ги­ей, спо­соб­ной дать дан­ные об умо­на­стро­е­ни­ях граж­дан, дело доста­точ­но рис­ко­ван­ное. Не всем это может понра­вить­ся. Поэто­му про­фес­си­о­наль­ная социо­ло­гия, спо­соб­ная давать чест­ные отве­ты на самые ост­рые вопро­сы обще­ствен­но­го созна­ния, — в наших усло­ви­ях заня­тие не про­сто рис­ко­ван­ное, но и очень опас­ное. Хотя нель­зя исклю­чать, что серьез­ные опро­сы все же дела­ют­ся, но их резуль­та­ты оста­ют­ся закры­ты­ми для широ­кой публики.

Не сто­ит думать, что ука­зан­ные раз­ли­чия в пони­ма­нии казах­стан­ца­ми тех или собы­тий и раз­ные оцен­ки поли­ти­ки чужих стран укла­ды­ва­ют­ся в кан­ву обыч­но­го плю­ра­лиз­ма мне­ний. На самом деле все гораз­до серьез­нее. Здесь мы име­ем доста­точ­но серьез­ный миро­воз­зрен­че­ский анта­го­низм, при­сут­ству­ю­щий в нашем обще­стве. Это тот слу­чай, когда два идео­ло­ги­че­ски раз­ных ком­по­нен­та сосу­ще­ству­ют в одном обще­стве, и это до поры до вре­ме­ни не выплес­ки­ва­ет­ся нару­жу. Одна­ко в любой момент это напря­же­ние может про­явить­ся и при­ве­сти к соци­аль­но-поли­ти­че­ско­му взры­ву с непред­ска­зу­е­мы­ми послед­стви­я­ми. При­мер Кры­ма и Восточ­ной Укра­и­ны — нагляд­ный при­мер того, что про­ис­хо­дит, когда идео­ло­ги­че­ские раз­но­гла­сия, тле­ю­щие в обще­стве, пере­хо­дят на поли­ти­че­ский уровень.

Думаю, что нынеш­няя идео­ло­ги­че­ская поля­ри­за­ция казах­стан­ско­го обще­ства пред­став­ля­ет собой очень серьез­ную угро­зу для соци­аль­ной ста­биль­но­сти и даже наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Казахстана.

Уже сего­дня эта неви­ди­мая тре­щи­на про­яв­ля­ет­ся меж­ду людь­ми: зна­ко­мы­ми, парт­не­ра­ми, сослу­жив­ца­ми, дру­зья­ми, близ­ки­ми и род­ствен­ни­ка­ми. Пока это про­ти­во­сто­я­ние на уровне спо­ров по пово­ду меж­ду­на­род­ных собы­тий, роли Пути­на, при­со­еди­не­ния Кры­ма, Ново­рос­сии, тер­ро­ри­стов в Пари­же, сби­то­го само­ле­та. Каза­лось бы, ниче­го осо­бен­но — сколь­ко людей столь­ко и мне­ний. Но посмот­ри­те, как зашка­ли­ва­ет уро­вень нетер­пи­мо­сти к ино­му мне­нию! Сколь­ко озлоб­лен­но­сти в сло­вах, сколь­ко вза­им­ных обви­не­ний в пре­да­тель­стве и про­чих смерт­ных гре­хах! Это уже не про­сто раз­ные мне­ния, это уже столк­но­ве­ние раз­ных взгля­дов на жизнь, на раз­лич­ное пони­ма­ние цен­но­стей этой жиз­ни. Это про­ти­во­сто­я­ние двух прин­ци­пи­аль­но раз­ных мировозрений.

Мы раз­де­ли­лись на два лаге­ря. Это уже ста­ло часть жиз­ни мно­гих казах­стан­цев. Мы и Они. Они и Мы. Все боль­шее чис­ло людей задать­ся вопро­сом — с кем он? Либо со стан­дар­та­ми жиз­ни, про­воз­гла­ша­е­мы­ми пути­ны­ми, назар­ба­е­вы­ми и лука­шен­ка­ми, а это, по сути, импер­ское созна­ние, реани­ма­ция былой сла­вы сов­ка, покло­не­ние вождям и слу­же­ние Госу­дар­ству, как выс­шей цен­но­сти бытия. И гор­дость за при­над­леж­ность к чему-то боль­шо­му и силь­но­му, кото­ро­го боят­ся, а зна­чит ува­жа­ют во всем мире. Либо с теми, кто все ука­зан­ные ана­хро­низ­мы оста­вил в XIX-XX веке и руко­вод­ству­ет­ся раци­о­наль­ны­ми прин­ци­па­ми либе­ра­лиз­ма и демо­кра­тии? Тре­тье­го не дано!

Все попыт­ки осо­бо пофи­гистски настро­ен­ных дема­го­гов дока­зать, что есть некий иной взгляд на ситу­а­цию, что они над схват­кой и пото­му самые объ­ек­тив­ные, — это пол­ная чепу­ха, гово­ря­щая толь­ко о том, что эти люди про­сто не в состо­я­нии опре­де­лить­ся. В силу врож­ден­ной трус­ли­вой при­выч­ки ни с кем не ссо­рить­ся и всем уго­ждать. Их основ­ной прин­цип — это не вашим и не нашим. Осо­бое сосло­вие угод­ни­ков, отлич­но при­спо­саб­ли­ва­ю­щих­ся в любых усло­ви­ях и непло­хо себя чув­ству­ю­щее при любых поли­ти­че­ских режи­мах. Но не о них речь. Про­сто, что­бы зна­ли, что их мне­ние в рас­смат­ри­ва­е­мом идео­ло­ги­че­ском про­ти­во­сто­я­нии вооб­ще не при­сут­ству­ет, что­бы пом­ни­ли, что здесь они все­го лишь тот пред­мет, кото­рый тра­ди­ци­он­но бол­та­ет­ся в проруби.

В любом слу­чае как жить реша­ют те, кто опре­де­лил­ся со сво­ей пози­ци­ей и при­бил­ся к тому или ино­му бере­гу. А вот осталь­ным, я думаю, все же при­дет­ся опре­де­лять­ся. Не пото­му что зав­тра на бар­ри­ка­ды, а затем, что­бы хотя бы не быть похо­жи­ми на тех, кто … бол­та­ет­ся в про­ру­би. Быть граж­да­ни­ном — это, преж­де все­го, иметь свою пози­цию и не боять­ся ее выска­зы­вать. Это глав­ные состав­ля­ю­щие насто­я­щей граж­дан­ствен­но­сти. Мало бить себя в грудь, кри­ча о сво­ем пат­ри­о­тиз­ме и люб­ви к наро­ду и род­ной сте­пи. Нуж­но как мини­мум не мол­чать, руко­вод­ству­ясь обы­ва­тель­ской фор­му­лой «моя хата с краю», а пытать­ся хоть что-то делать для стра­ны и сво­е­го народа.

Сде­лать выбор — зна­чит стать Гражданином.

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций