Только за последние несколько месяцев прошлого года на предприятиях Мангыстауской области прошло девять забастовок, в которых участвовало более трех тысяч человек. И эта волна будет нарастать, считает лидер Социалистического сопротивления Казахстана Айнур Курманов.
Прошло два года с тех пор, как за решеткой оказался лидер партии «Алга» Владимир Козлов. Его обвинили, напомним, в разжигании социальной розни, приведшей к беспорядкам в Жанаозене 16 декабря 2011 года. Но репрессии режима только этим не завершились. О них и их последствиях рассказал в студии телеканала А24 Айнур Курманов.
Лидер социалистов напомнил, что помимо осуждения Владимира Козлова, были закрыты почти все ведущие оппозиционные издания в Казахстане, запрещена партия «Алга». По его словам, «и то давление, и те репрессии, которые обрушились на Владимира Козлова, как лидера «Алги», и на саму партию, это был результат продуманной политики Акорды, ее реакция на кровавую расправу в Жанаозене. Таким образом, режим развязал серьезные, массовые репрессии в отношении политической оппозиции».
Но, несмотря на эти жесткие репрессии и принятие новых драконовских законов, на поправки в Уголовный Кодекс, которые активно лоббирует Генеральная прокуратура, чтобы наказывать даже за призывы к проведению забастовок, рабочее движение остановить невозможно, уверен Курманов.
«В том же Джезказгане, Мангыстауской области, Западноказахстанской области и в других регионах страны мы видим оживление выступлений трудящихся, — сказал он. — Мы поддерживаем активные контакты практически со всеми независимыми профсоюзными объединениями страны, и мы оптимистично настроены. Наши товарищи говорят, что в Мангыстауской области, не смотря на репрессии и расстрелы, рабочее движение фактически восстановилось. Только за последние несколько месяцев прошлого года на предприятиях Мангыстауской области прошло девять забастовок, в которых участвовало более трех тысяч человек. И эта волна будет нарастать».
Да, после жанаозенских событий власти и работодатели пытаются идти на уступки там, где они могут, для того чтобы быстрее загасить вал протестов. «Но коренные, основные, главные вопросы и требования рабочих все равно не решаются. Это вопросы условий и охраны труда, это и вопрос заключения коллективных договоров, признание независимых профсоюзов», — пояснил причины недовольства рабочих Айнур Курманов.
Кроме этого, «власти и работодатели планируют ввести в стране закон о максимуме заработной платы, таким образом, они хотят установить верхнюю планку оклада рабочих разных профессий для того, чтобы трудящиеся не требовали повышения заработных плат», — сказал Айнур Курманов. Но эта мера будет только усиливать протестное настроение, считает он. Как и желание властей лишить рабочих возможности создавать свои независимые профсоюзы.
«Я думаю, что протестные выступления рабочих будут во всех добывающих отраслях. В первую очередь, эстафету держат рабочие западных регионов страны, а затем это эхом отдается в Карагандинском, Восточно-Казахстанском регионах. Да, там немного другая специфика. Но горняки, шахтеры, металлурги Казахмыса свое слово скажут», — уверен лидер социалистов.
Таком образом, считает он, забастовка в Жанаозене, репрессии, последовавшие после кровавого подавления выступления нефтяников, арест Владимира Козлова не испугали рабочих, а только усилили их решимость добиваться соблюдения своих прав.