То, что у нас правоохранительные органы применяют пытки, – не секрет. Это наша реальность, которую вынуждены признавать даже самые отпетые защитники режима. В соответствии с взятыми на себя международными обязательствами власти время от времени устраивают показательные наказания отдельных пойманных за руку полицейских. Но воз и ныне там: пытали, пытают и есть подозрения, что будут пытать.
Главная причина — в отсутствие профессионализма и хронической загруженности. Пытка — самый эффективный и надежный способ раскрыть преступление. Не нужно собирать улики, проводить сложные следственные мероприятия, проявлять аналитические способности — наручниками к батарее и по почкам, по почкам.
Не сознается?! Пластиковый пакет на голову и полицейский жезл в задний проход. Просто, дешево и главное — результативно. Героев, способных все это выдержать, раз-два и обчелся — слаб человек. Поэтому сегодня работа наших полицейских строится по принципу: не нужны нам шерлок холмсы — обойдемся обычными костоломами.
И если откровенно, то выхода из этой ситуации нет. Да, руководство МВД заявляет с высоких трибун о недопустимости пыток, проводит внутренние расследования по фактам применения пыток, получившим огласку, даже иногда наказывает проштрафившихся сотрудников, но при этом оно понимает, что без этой «палочки-выручалочки» работа ведомства в части раскрываемости преступлений потеряет свою результативность. А это для руководства чревато серьезными проблемами, так можно и должности потерять.
Так что пытка в нынешних реалиях — это неотъемлемый инструмент в руках полицейских, серьезно помогающий им раскрывать преступления. Отобрать этот инструмент — значит позволить тысячам преступников уйти от наказания и поощрить их на новые преступления. Потому что альтернативы «палочке-выручалочке» сегодня нет. Полицейских, способных выявлять преступников без зуботычин и пакетов на голову, единицы. Да и кому они нужны, если есть более быстрые и надежные «методы расследования».
Правда, от таких методов зачастую страдают невиновные люди, некоторым из которых легче признаться в том, чего не было, чем выдержать пытки. И вот этот аргумент перевешивает все остальные, включая и тот, что без пыток в полиции нас захлестнет волна преступности. Это вопрос касается гарантий безопасности каждого казахстанца.
Нынешняя практика пыток в правоохранительных органах — это реальная угроза для каждого человека. При такой практике даже самый законопослушный и добропорядочный гражданин не защищен от угрозы оказаться прикованным к батарее с мешком на голове и жезлом в заднице. Это данность, которая сформирована и существует де-факто вопреки провозглашаемому де-юре.
Это не касается всех сразу, но МОЖЕТ коснуться в любой момент каждого в отдельности. Поэтому ликвидация практики пыток в правоохранительных органах — это важнейшая задача, стоящая перед казахстанским обществом. В определенном смысле это вопрос безопасности граждан, а значит национальной безопасности.
Что можно сделать, чтобы исключить указанные риски, чтобы повысить уровень защищенности граждан от произвола недобросовестных полицейских? Подсказка пришла из Комитета ООН. Летом 2012 года Комитет ООН против пыток, рассмотрев жалобу на действия властей Казахстана по делу костанайца Александра Герасимова, вынес решение в отношении Казахстана — предоставить Александру Герасимову полное и адекватное возмещение за причиненные страдания, в том числе компенсацию и реабилитацию.
Истец оценил свою моральную компенсацию за пытки в полиции при его незаконном задержании в 150 тысяч долларов. Для тех, кто не в курсе, напомню историю, произошедшую в 2007 году в полицейском участке Костаная. Более суток полицейские выбивали из Герасимова признания в убийстве своей соседки. Как водится, связали и били по почкам, надевали пластиковый пакет на голову, угрожали сексуальным насилием. Но Герасимов оказался крепким орешком, и признания от него полицейские не получили. В конце концов, так и не предъявив никаких обвинений, его отпустили.
Возмущенный и, по сути, покалеченный человек попытался привлечь своих истязателей к ответственности, но, несмотря на очевидные доказательства применения пыток, добиться ничего не смог. Наши суды всегда на стороне властных структур. После чего и была написана жалоба в комитет ООН по пыткам.
И вот теперь Казахстан в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами должен выплатить Александру Герасимову 150 тысяч долларов. К слову сказать, наши чиновники не торопятся с выплатой, и не исключено, что попытаются проигнорировать решение комитета ООН. Но это другая тема.
Нам же здесь интересен сам факт того, что за пытки полицейских, за судей и прокурроров, которые, по сути, проигнорировали международные принципы, запрещающие применение пыток, за чиновников, отказавшихся принять участие в судьбе пострадавшего человека, государство должно выложить из бюджета 150 тысяч долларов!
На мой взгляд, это несправедливо. В этой ситуации государство должно взыскать эти деньги с тех, по чьей вине все это произошло. В этом суть предложения, которое если его соответствующе оформить в юридическом плане, могло бы серьезно повлиять на изменение ситуации с пытками в Казахстане.
Любое применение пытки в правоохранительных органах — это следствие безнаказанности полицейских и неосведомленности их жертв о возможности предъявить «по полной» за унижения и издевательства. Сегодня казахстанцы могут жаловаться в комитет ООН по пыткам на свое государство, допустившее применение пыток. Повесив указанные 150 тысяч баксов на мордовавших Герасимова полицейских, а также судей, не увидевших в этом пыток, можно создать отличный прецедент для всех любителей «палочки выручалочки» и покрывающих их судей и прокуроров.
Одновременно это может стать хорошим стимулом для написания новых жалоб для всех, кто подвергся пыткам. В этом плане можно смело прогнозировать, что казахстанцы засыпят комитет ООН по пыткам жалобами. Не все они будут рассмотрены, не все будут иметь решения в пользу жалующихся, но того, что будет предъявлено Казахстану в части нарушения международных конвенций по недопущению пыток, будет достаточно, чтобы желающих их использовать уменьшилось на порядок.
Убежден, что желающих «попасть» на 1) несколько десятков тысяч баксов компенсации 2) на увольнение из органов; 3) на скамью подсудимых заметно уменьшится.
В этом плане, если правительство Казахстана не «включит дурочку» (а оно это умеет делать) и будет строго следовать в русле своих международных соглашений, то решения комитета ООН по пыткам могут стать серьезным фактором в деле исключения практики пыток в казахстанских правоохранительных органах и пенитенциарной системы. Конечно, это не панацея, но хороший задел, чтобы пытки перестали быть нормой нашей жизни.
Читать оригинал статьи: