Про ислам и терроризм

В Кении исла­ми­сты «Боко Харам» в горо­де Гарисса рас­стре­ля­ли более 140 чело­век. Чет­ве­ро воору­жен­ных тер­ро­ри­стов рано утром ворва­лись в сту­ден­че­ское обще­жи­тие и нача­ли стре­лять. Уби­ва­ли за то, что сту­ден­ты уни­вер­си­те­та не соот­вет­ство­ва­ли их пред­став­ле­ни­ям о том, каки­ми долж­ны быть насто­я­щие пра­во­вер­ные мусульмане. 

Для справ­ки: «Боко Харам» - ради­каль­ная ниге­рий­ская исла­мист­ская орга­ни­за­ция. Офи­ци­аль­ное назва­ние «Боко Харам» — «люди, при­вер­жен­ные уче­нию Про­ро­ка о про­по­ве­ди и джи­ха­де». Бое­ви­ки орга­ни­за­ции дей­ству­ют не толь­ко в Ниге­рии, но и совер­ша­ют рей­ды в сосед­ние госу­дар­ства — Нигер, Чад и Каме­рун. Глав­ной целью орга­ни­за­ции явля­ет­ся вве­де­ние шари­а­та на всей тер­ри­то­рии Ниге­рии и иско­ре­не­ние все­го запад­но­го — куль­ту­ры, нау­ки, обра­зо­ва­ния, голо­со­ва­ния на выбо­рах, ноше­ния руба­шек и штанов.

В Пари­же уби­ли за то, что худож­ни­ки рисо­ва­ли кари­ка­ту­ры оскорб­ля­ю­щие ислам. Здесь же про­сто пото­му, что люди жили по стан­дар­там, кото­рые не соот­вет­ству­ют их пред­став­ле­нию об исла­ме. Какие могут быть объяснения?

Толь­ко не надо про то, что ислам к это­му не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния! И вовсе не пото­му, что уби­вав­шие были мусуль­ма­на­ми. Мало ли кто кого уби­ва­ет, будучи хри­сти­а­ни­ном, иуде­ем или буд­ди­стом. Здесь прин­ци­пи­аль­но важ­но дру­гое — то, что эти мусуль­мане (как, впро­чем, и те, что в Пари­же) уби­ва­ли по рели­ги­оз­ным осно­ва­ни­ям. Одни за то, что худож­ни­ки, по их мне­нию, оскор­би­ли их веру, дру­гие за то, что сту­ден­ты, по их мне­нию, жили не по их вере. И там, и тут уби­ва­ли из-за веры. Это одна сто­ро­на вопро­са. Дру­гая — как реа­ги­ру­ют на это мусульмане.

Тер­ро­рист Брей­вик в Нор­ве­гии убил 77 чело­век. В осно­ве его пре­ступ­ле­ния лежа­ло непри­я­тие муль­ти­куль­тур­ной евро­пей­ской поли­ти­ки. Он был про­тив мигран­тов в Нор­ве­гии и свое мне­ние решил утвер­ждать через кровь невин­ных людей. Он пре­ступ­ник, но посмот­ри­те, как отре­а­ги­ро­ва­ли на это нор­веж­цы! Ни одно­го сло­ва под­держ­ки и оправ­да­ния, общее осуж­де­ние, гнев­ные акции нор­веж­цев во вре­мя судеб­но­го про­цес­са. Масон­ская ложа, чле­ном кото­рой был Брей­вик, тут же исклю­чи­ла его из орде­на и пре­да­ла ана­фе­ме. От него отрек­ся даже род­ной отец.

Так ли еди­но­душ­ны мусуль­мане в сво­ей реак­ции на убий­ства мир­ных людей? Так ли кате­го­рич­ны они в сво­ем осуж­де­нии тер­ро­ри­сти­че­ских актов, совер­ша­е­мых их еди­но­вер­ца­ми? Гро­зят ли они тер­ро­ри­стам кара­ми небес­ны­ми за дис­кре­ди­та­цию их мир­ной рели­гии? Про­те­сту­ют ли они про­тив исполь­зо­ва­ния зна­ме­ни исла­ма террористами?Негодуют ли и шлют ли про­кля­тия на голо­вы голо­во­ре­зов-исла­ми­стов в СМИ, на теле­ви­де­нии, в соц­се­тях? Осуж­да­ют ли их духов­ные лиде­ры убий­ство людей и при­зы­ва­ют ли мусуль­ман делать все, что­бы зем­ля горе­ла под нога­ми пре­ступ­ни­ков, дис­кре­ди­ти­ру­ю­щих их веру?

Самая рас­про­стра­нен­ная реак­ция на тер­ак­ты исла­ми­стов — это попыт­ка отде­лить «мух от кот­лет», мол, ислам­ские тер­ро­ри­сты это одно, а сам ислам это совер­шен­но дру­гое. И сме­ши­вать их ни в коем слу­чае нель­зя. Основ­ная мысль — сам по себе ислам это абсо­лют­но мир­ная религия.

Давай­те вспом­ним сред­не­ве­ко­вую Евро­пу вре­мен кре­сто­вых похо­дов XI-XIII веков. Во имя воз­вра­ще­ния хри­сти­ан­ских свя­тынь кре­сто­нос­цы зали­ли кро­вью весь Ближ­ний Восток. Счет жерт­вам идет на сот­ни тысяч. В это вре­мя основ­ная мас­са евро­пей­ских хри­сти­ан ведет доб­ро­по­ря­доч­ный образ жиз­ни, молит­ся, соблю­да­ет риту­а­лы бла­го­че­стия и свя­то верит, что их рели­гия самая мир­ная на зем­ле. Нет, они, конеч­но, зна­ли, о том, что рыца­ри-кре­сто­нос­цы уби­ва­ют ино­вер­цев, но в их пони­ма­нии эта кровь была оправ­да­на тем, что велась за воз­вра­ще­нии гро­ба гос­под­ня. Для хри­сти­ан сред­не­ве­ко­вья про­лить кровь ино­вер­ца — это свя­тое дело! Понят­но, что осуж­дать псов-рыца­рей в тогдаш­ней Евро­пе вряд ли кто бы стал.

Одна­ко совре­мен­но­му чело­ве­ку с высо­ты XXI века понят­но, что это был эле­мен­тар­ный тер­ро­риз­мом, кото­рый в пол­ной мере лежал на сове­сти все­го хри­сти­ан­ства, санк­ци­о­ни­ро­вав­ше­го и орга­ни­зо­вы­вав­ше­го этот кро­ва­вый тер­рор про­тив ислам­ско­го мира. К сло­ву ска­зать, совре­мен­ная Рим­ская цер­ковь это при­зна­ла и попро­си­ла про­ще­ние за гре­хи сво­их предшественников.

Точ­но так же в сред­ние века любо­го худож­ни­ка, решив­ше­го­ся посме­ять­ся над верой, без сомне­ния, жда­ла бы смерть — это была нор­ма дико­го сред­не­ве­ко­вья. Но в XXI веке уби­вать за сати­ру — это про­яв­ле­ние откро­вен­но­го мра­ко­бе­сия а‑ляXI-XIII века. Это я объ­яс­няю для тех, кто оправ­ды­ва­ет убий­ство фран­цуз­ских кари­ка­ту­ри­стов. Парал­ле­ли улавливаете?

Теперь о том, что уби­ва­ют толь­ко ради­ка­лы-исла­ми­сты, кото­рые, де, отступ­ни­ки и непра­виль­но трак­ту­ют ислам, так ска­зать — неистин­ные мусуль­мане. Мол, в семье не без уро­да. Нель­зя же по поступ­кам экс­тре­ми­стом делать вывод обо всей рели­гии! Вро­де бы логич­но, одна­ко «неистин­ные» мусуль­мане, напро­тив, счи­та­ют имен­но себя насто­я­щи­ми, после­до­ва­тель­ны­ми мусуль­ма­на­ми, а осталь­ных сты­дят за аморф­ность и непо­сле­до­ва­тель­ность в отста­и­ва­нии прин­ци­пов исла­ма. То есть здесь еще раз­би­рать­ся надо — кто есть кто.

Это озна­ча­ет, что до того вре­ме­ни, пока ситу­а­ция про­яс­нит­ся (если, конеч­но, она про­яс­нит­ся), ради­каль­ный ислам будет про­дол­жать тер­ро­ри­зи­ро­вать людей, уве­ли­чи­вая спи­сок «неугод­ных исла­му» жертв. А парал­лель­но это­му будет суще­ство­вать и мир­ный ислам в лице мил­ли­о­нов доб­ро­по­ря­доч­ных и на самом деле мир­ных людей, пре­зи­ра­ю­щих наси­лие и осуж­да­ю­щих кро­во­про­ли­тие. Как гово­рит­ся, два в одном — но кому от это­го легче?

А теперь зада­дим­ся вопро­сом про­сто­го чело­ве­ка, дале­ко­го и от рели­ги­оз­ных спо­ров, и от какой-либо поли­ти­ки вооб­ще: какая ему раз­ни­ца, кто его будет уби­вать — истин­ный или неистин­ный, ради­каль­ный или нера­ди­каль­ный, мир­ный или воин­ствен­ный? Для него важ­но одно — что эта угро­за сего­дня име­ет ислам­ские кор­ни. Это факт, что сего­дня тер­ро­ризм на пла­не­те стал пре­иму­ще­ствен­но ислам­ским. Уби­ва­ют имен­но мусуль­мане и имен­но по вопро­сам, свя­зан­ным с их рели­ги­оз­ны­ми убеждениями.

Соот­вет­ствен­но, у про­сто­го чело­ве­ка воз­ни­ка­ет ответ­ная реак­ция на уровне защит­но­го рефлек­са — подаль­ше дер­жать­ся от тех, кто несет в себе эту угро­зу. На самом деле это вопрос недо­ве­рия к идео­ло­гии, кото­рая поз­во­ля­ет сво­им после­до­ва­те­лям уби­вать людей и при этом не встре­ча­ет сопро­тив­ле­ния от еди­но­вер­цев, с этим не соглас­ных. Похо­же, на сего­дня это глав­ный вопрос, на кото­рый никто кро­ме мусуль­ман дать отве­та не сможет.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма