Российский политолог Дмитрий Орешкин разложил по полочкам причины антиукраинской истерии в российских средствах массовой информации. Комментируя происходящее, он отметил, что с помощью пафосной пропаганды о победе в Крыму, власти пытаются скрыть свое большое поражение.
В интервью украинскому национальному телеканалу ICTVМ политолог пояснил, что «история началась с того, что Путин хотел привлечь Украину в Таможенный Союз, и не пожалел для этого 15 млрд долларов». Это само по себе странно, поскольку, как считает Дмитрий Орешкин, если стране выгодно участвовать в интеграции, то ее не надо покупать, она сама туда идет.
«Но Путин вложил, а в результате получилось, что Украина де-факто еще дальше отдалилась не только от Таможенного Союза, но и от России. Очевидное поражение. И его надо каким-то образом компенсировать. А компенсировать можно только пафосной, напористой пропагандой», — сказал он.
Дмитрий Орешкин обратил внимание на то, что сейчас все внимание госпропаганды переключено на Крым. Почему? «В российском менталитете территории — это символ могущества. Люди, которые смотрят российское телевидение, думают, что вот, наконец-то, Россия поднялась с колен и оттяпала кусочек территории, да еще такой сладкий, как Крым. Так кажется большинству населения. Рейтинг Путина подскакивает. Это неизбежно, и это бесперспективно, потому что означает, что позитивные экономические резоны для повышения рейтинга Путина исчерпаны. Значит, власти будут вынуждены использовать негативные», — предупреждает Дмитрий Орешкин.
Какие? По его мнению, в ход пойдет известный посыл о том, что Россия окружена врагами, им надо дать ответ, а обществу сплотиться вокруг власти для того, чтобы показать державную мощь. По его мнению, «это закономерно, но это очевидная ложь», которая, тем не менее, работает, люди аплодируют.
И Владимир Путин прекрасно это чувствует, считает политолог. Именно поэтому он, как человек, хорошо понимающий методику и технологию управления Россией, придя к власти, чуть ли не в первую очередь зачистил информационное поле.
«Он убрал Березовского из Первого канала, Гусинского из НТВ. Он стал подтягивать гайки контроля над средствами массовой информации и даже обеспечивать его, покупая людей. То есть, люди, которые работают у нас в пропаганде, зарабатывают, может быть, больше, чем на Западе. Крупный пропагандист в России получает миллион долларов в год», — поделился знаниями рынка Дмитрий Орешкин.
Он считает Путина прагматичным человеком, который понимает, куда надо направлять деньги для его пользы. «А это, в первую очередь, силовики, во вторую очередь, бюрократия, в том числе, и региональная. В третью очередь, скажем так, бизнес- медийные элиты, которые надо прикармливать, которые должны демонстрировать лояльность. Ну, они и демонстрируют», — сказал Дмитрий Орешкин.
В итоге, правда, в России появилось довольно много людей, которые телевизор уже не смотрят, потому что, как сказал политолог, «основа пропаганды в том, что ее потребитель должен быть идиотом».
«Он должен искренне верить в то, что в Украине власть захватили фашисты, нацисты, что не так, конечно. Он должен верить в то, что нам всем станет лучше от присоединения Крыма. Что опять ложь, потому что растут цены, а рубль падает. Но люди об этом не думают, они «едят» пропаганду и просят еще», — с грустью констатировал Дмитрий Орешкин.
При этом, кажется, все забыли о предыдущих пропагандистских фишках, которыми козыряло российское телевидение до событий в Украине, когда всячески пыталось доказать необходимость ее вступления в Таможенный союз.
«Теперь уже никто в России не вспоминает про братство российского и украинского народа. Буквально за четыре месяца эта пропагандистская фишка вышла из употребления. Теперь говорят о соотечественниках в Крыму, которые стонут под игом какой-то фашистской власти. И кто-то этому верит, забыв о вековой дружбе», — сказал политолог, отметив схожесть ситуации 2008 года, когда случился конфликт с Грузией из-за Южной Осетии.
«Тогда рейтинг Путина и Медведева тоже взлетел на такой же пафосной риторике. А теперь Южная Осетия и Абхазия стоят нам в год около миллиарда долларов. Это не смертельно для такой экономики, как российская. Но еще три миллиарда потратили на газовую дотацию Приднестровью, который свой долг не вернул. Пять миллиардов в год тратим на поддержку Белоруссии. В итоге получается вполне советская ситуация, когда не докармливали собственные территории, чтобы вложить деньги в присоединенные, но и они были недокормленными и неэффективными. То есть, сейчас в Южной Осетии живется хуже, чем в Грузии, и это трудно скрывать», — отметил политолог.
Он уверен, что рано или поздно, но человек начинает замечать, что он живет хуже, чем соседи. «И тут начинается то, что политологи называют когнитивным диссонансом. С одной стороны, ты — вроде могучий, поднялся с колен. А с другой стороны, ты почему-то живешь беднее, чем те страны, над которыми ты, якобы, возвысился», — сказал Дмитрий Орешкин, напомнив, как это было в СССР.
«Существует информационно-пропагандистское пространство, и там все замечательно, и весь мир с замиранием духа и завистью смотрит на успехи самого передового советского строя. Но есть конкретные магазины, где ты ничего не можешь купить, и надо стоять в очереди за мясом, и вообще трудно что-то купить, просто потому, что экономика не позволяет. Наступает осознание разрыва между пропагандистскими ценностями и реалиями жизни, и тогда государство рушится», — кратко описал он прошлое.
Конечно, в современной России ситуация несколько иная, точнее, она пока другая — благодаря тому, что еще держатся цены на энергоресурсы. «Кроме нефти и газа наша замечательная страна, к сожалению, всерьез производить ничего не способна. И если цены на энергоресурсы упадут, всем сразу станет ясно, что наши власти набрали слишком много обязательств. Надо кормить братьев, держать там войска, чтобы был порядок, платить коррумпированным элитам в этих странах, чтобы они сохраняли лояльность, а на содержание собственного народа денег уже не хватает», — пророчит политолог, отмечая, что об этом никогда не скажет пропаганда.
«Она раздувает пузыри в победной риторике, и людям эти пузыри нравятся, но до тех пор, пока эти пузыри не вздулись в их собственных кошельках. А они начнут вздуваться и лопаться уже к началу лета», — заявил Дмитрий Орешкин.
Свой прогноз он строит на том, что в России уже сейчас поднялась цена на продукты «на 10—15, а то и 20 процентов». Потому что значительная часть продовольствия в магазинах — импорт, или сырье закупается за границей, или же технологии. Рубль упал — цены поднялись.
«Растут цены на бензин на еду, на разные технологии. Но пропаганда будет объяснять это происками Запада. Вряд ли кто-то из пропагандистов возьмет на себя мужество, чтобы сказать, что высокие цены и падение уровня жизни — это плата за Крым», — уверен Дмитрий Орешкин.
Полную версию интервью смотрите на странице телеканала ICTV или ниже кликайте на воспроизведение.