Дело Сергея Дуванова оказалось не единственным в череде грязных преступлений криминальной разведки МВД Казахстана. В ходе журналистского расследования выяснилось, что «десятка» была причастна к убийству хлебного магната Караганды Николая Усатова, а также карагандинского предпринимателя Сакена Кабикенова.
Как ни странно, так же, как и в деле Дуванова, загадочным образом, один за одним были найдены мертвыми и остальные свидетели по убийствам бизнесменам.
Так, с балкона восьмого этажа своей квартиры в микрорайоне «Степной‑4» неожиданно выбросился Сергей Куксов, который, по версии следствия, убил Сакена Кабикенова.
Позже на одной из улиц Караганды, был найден мертвым еще один «нежелательный свидетель» — некий Платов, который по приказу «десятки», с помощью дула автомата выбивал «признательные показания» у Евдокименко. По словам очевидцев, мужчина якобы умер от переохлаждения.
В доме этого человека держали в заложниках Евдокименко
И вот еще один случай. В ночь с 31 октября на 1 ноября 2010 года таинственным образом пропал без вести и сам председатель Карагандинского областного суда, выносивший приговор по делу Усатова, — Мешитбай Кутышев.
С заявлением о пропаже обратился в полицию его сын, который рассказал, что отец уехал из Караганды в гости к брату на зимовку в Шетский район и там потерялся. По словам брата, мужчина вышел на улицу покурить, после чего его больше никто не видел. Лишь спустя несколько месяцев он был найден мертвым в степи.
Газета «Свобода Слова» подробно писала об этом еще четыре года тому назад. По факту выхода ряда публикаций о деятельности десятого управления МВД РК по инициативе тогдашнего еще генерального прокурора Кайрата Мами была проведена доследственная проверка органами КНБ.
Однако после первого допроса свидетелей, проверка неожиданно закончилась. Дело было спешно замято. В действиях начальника карагандинской «десятки» Зуева и его непосредственного начальника Олега Федорова, как гласит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не обнаружено состава преступления.
Читайте первую и вторую части нашего цикла — статьи «Кто стоял за провокацией против Дуванова. Часть I» и «Кто стоял за провокациями против Дуванова? Часть II».
КНБ «умыло» руки
Как и следовало ожидать, проверка КНБ прошла не должным образом. Следствие ограничилось только показаниями Зуева для вынесения своего оправдательного вывода. Самого Дуванова и других фигурантов дела, как оказалось, никто не допрашивал.
- Я просто возмущен результатами доследственной проверки КНБ, следователи которой просто закрыли глаза на все преступления, совершенные руководителями «десятки». В частности, инсценировку якобы изнасилования Дувановым несовершеннолетней девушки, — заметил Василий Кузин.
По его словам, первый допрос состоялся 20 декабря 2010 года.
- И, как сказал мне следователь, при ДКНБ по Карагандинской области была создана оперативно-следственная группа, которая выявляла причастность начальника криминальной разведки Олега Федорова и его подчиненного по Карагандинской области Виктора Зуева к инкриминируемым им преступлениям.
Как рассказал Кузин, проверка затронула сразу три эпизода — по делу журналиста Сергея Дуванова, хлебного магната Николая Усатова и убийства начальника Кордайского райотдела КНБ Сабыржана Байдильдаева.
- Во время допроса я им подробно рассказал, как в недрах криминальной разведки под руководством Федорова разрабатывались сценарии по так называемому «изнасилованию» Дувановым несовершеннолетней девушки Кристины Капелюшиной, а также о том, как подставили Николая Евдокименко и обвинили его в убийстве своего компаньона Сакена Кабикенова. Кроме того, я ему сообщил все детали, как планировалось убийство чекиста на Кордайском перевале. Во время следствия я рассказал, что неоднократно возил Зуева на своей машине в Астану к Федорову. Все свои слова я подтвердил документальными фактами, а также аудиозаписями.
Федоров
Уточняющие вопросы Кузину показали, как было дело.
- Вызывали на допрос начальника карагандинской «десятки» Виктора Зуева?
- Да. Но как сообщил мне следователь, на допросе он все отрицал. Называл все мои откровения глупостями и выдумкой. Говорил, что ничего мне не рассказывал. По словам следователя, Зуев краснел и потел во время допроса. А это, поскольку я хорошо знаю Зуева, признак того, что он лжет.
- Очную ставку между вами проводили?
- Нет. Я сказал следователю, что готов дать свои показания пройти и подтвердить через детектор лжи все. И даже пройти очную ставку. Но, насколько я знаю, на это не согласится Зуев.
- Правоохранительные органы не раз проводили по вашим же заявлениям служебные проверки в отношении сотрудников карагандинской «десятки». Однако никаких положительных результатов вы тогда не добились…
- Насколько мне известно, у Зуева со многими карагандинскими судьями очень тесные дружеские связи. Но есть еще одно обстоятельство. На самом деле, я — не единственный свидетель преступных деяний сотрудников криминальной разведки. Есть еще свидетели, готовые подтвердить причастность Федорова и Зуева к преступлениям. И следствию их имена известны. Называть я их вам пока также не стану из этических соображений.
«Я не «черный полковник»
В то же время начальник десятого управления по Карагандинской области Виктор Зуев в интервью нашему изданию отрицал все предъявленные Кузиным в отношении него обвинения. По его словам, за откровениями бывшего нештатного сотрудника стоит чей-то заказ.
- Я не отрицаю, что знаю Кузина. Он был чуть ли не членом моей семьи: мы вместе ездили на охоту и рыбалку, но близкими друзьями так и не стали, — уверяет Зуев. — Он не был агентом МВД. Я думаю, что Кузин меня просто использовал для того, чтобы я лоббировал его интересы. Он приходил ко мне, пользовался моими связями. И когда я об этом узнал и отказал ему в дальнейшей нашей дружбе, он стал лить грязь на меня. Я считаю, что все эти откровения Кузина являются заказом братьев Усатовых или бандитской группировки, с которой я борюсь. Я не «оборотень в погонах» и уж тем более не «черный полковник», как называет меня Кузин.
Зуев поздравляет Кузина
- Согласно показаниям Кузина, вы имели самое непосредственное отношение к делу Дуванова. Именно вы, по его словам, вывезли Кристину Капелюшину из Караганды в Алматы, чтобы инсценировать изнасилование. Будете опровергать?
-Я знать ничего не знаю, и этих двух женщин (Ирину Сай-Капелюшину и ее дочь Кристину — авт.) никогда не видел. Я не возил их на поезде в Алматы, это бред. Откуда Кузин все знает? Меня тогда не было в Алматы, и это легко проверить. Еще раз вам повторяю: то, что про меня рассказывает Кузин, является заказом. Я не знаю, может, кто-то метит на мое кресло? Хотя считаю, что я на своем месте нахожусь. А бояться Кузину нужно вовсе не МВД, а другого…
- А чем занимается ваша «десятка»?
- Этот вопрос задавайте не мне, а нашему руководству. Мы занимаемся оперативно-розыскной деятельностью, а не такими подставами, о каких утверждает Кузин.
- Кузин уверяет, что вы также причастны к убийству сотрудника КНБ. Так ли это?
- Это тоже глупости. Я ничего не знаю про этого чекиста. Кузин все с потолка взял, и по Дуванову тоже, и по Усатовому.
- Основные свидетели по трем эпизодам мертвы. Вы считаете это случайным совпадением?
- Я не имею к этому никакого отношения. Это либо большая политика, либо что-то другое. Нет никакого «эскадрона смерти» в «десятке».
- Все ваши разговоры записаны Кузиным на диктофон, и он готов их представить следствию и на суде. А у вас какие доказательства?
- Этого не может быть. Я хочу послушать все эти разговоры. Я ничего не рассказывал Кузину и водку с ним, как он утверждает, никогда не пил. Все это очередные выдумки Василия. Я готов отстоять свою офицерскую честь в суде… Спросите у людей, кто такой я и кто такой Кузин. И все встанет на свои места. Это я точно знаю, ведь Караганда — город маленький.
«Мы будем просить политического убежища»
Тем временем родная тетя покойной Кристины Капелюшиной — Наталья Жесткая заверила «Свободу Слова» в том, что откажется от участия на допросе КНБ по делу ее сестры и племянницы.
- Я просто не верю больше нашим правоохранительным органам: ни КНБ, ни МВД, ни Генпрокуратуре, — сказала Наталья. — Очередная проверка не дала никаких положительных результатов. Единственное, о чем я молю Бога, так это только о том, чтобы моя сестра Ирина Сай-Капелюшина поскорее вышла из психиатрической больницы, куда по указанию «десятки» судья направила на принудительное лечение. Как только моя сестра выйдет из клиники, мы уедем из Казахстана и будем просить политического убежища в России. А там я намерена через российские правоохранительные структуры возобновить расследование дела по загадочной гибели Кристины. И пойду до конца, чего бы мне этого ни стоило.
ОТ АВТОРА. Наши многочисленные публикации принесли все же свои плоды. За дискредитацию правоохранительных органов приказом министра внутренних дел Калмуханбета Касымова в 2010 году освобожден от должности ряд руководителей МВД по Карагандинской области. Так, за подтасовку фактов уволен с поста замначальника карагандинского ДВД Амангельды Тусупбеков (родной брат нынешнего главы финполиции), а также несколько руководителей УДП и районных УВД. Полковник Зуев был также уволен с поста начальника карагандинской десятки, а сам департамент был расформирован. По последним данным, сейчас Зуев находится на пенсии и вместо людей сажает картофель на своем огороде.
ОТ РЕДАКЦИИ. Вот такое было проведено расследование по делу Сергея Дуванова. Вкупе с комментарием Муртабека Кетебаева, знающего об этом деле от своих источников, в том, что против известного журналиста была осуществлена специально задуманная спецслужбами провокация, никаких сомнений не остается.