Она может сформироваться в нашей стране из-за бесконтрольной власти органов уголовного преследования
И как считают известные казахстанские адвокаты Александр РОЗЕНЦВАЙГ и Данияр КАНАФИН, новый проект Уголовно-процессуального кодекса, который обсуждается в Мажилисе Парламента РК, в первую очередь обеспечивает интересы правоохранительных органов, а не граждан Казахстана. Своими доводами в пользу этой версии они поделились в беседе с нашим корреспондентом Александром КРАСНЕРОМ.
У прокуратуры конфликт интересов
Проектом предусмотрено увеличение максимального срока ареста обвиняемого до восемнадцати месяцев, тогда как нынешний УПК ограничивает этот срок двенадцатью месяцами. О какой гуманизации в данном случае может идти речь? Такая норма приведет только к росту тюремного населения!
Другой пример. Во всем цивилизованном мире применяется судебный контроль за действиями органов уголовного преследования. Он нужен для соблюдения законности и прав участников уголовного процесса. Как правило, ограничение фундаментальных прав человека посредством обыска, прослушивания переговоров, осмотра жилища, ареста имущества и иными следственными способами возможно только с разрешения (санкции) специального судьи, который независим от правоохранительных органов и потому может объективно и честно определить, насколько такое правоограничение необходимо и уместно в каждом конкретном случае.
Проектом УПК предусмотрено введение следственных судей, но, в отличие от своих не только западных, но и российских, кыргызских или украинских коллег, эти судьи реальными контрольными полномочиями наделены не будут. По проекту абсолютное большинство следственных действий, ограничивающих права человека, как и в советское время, будет санкционировать прокуратура. Однако прокуратура не только поддерживает обвинение в суде, но и является органом, ответственным за эффективность, качество и сроки расследования.
Читать дальше: