В статье “Транзит с Даригой Назарбаевой” мы описали, как может произойти передача верховной власти в Казахстане от «лидера нации» Нурсултана Назарбаева к его старшей дочери Дариге, если вдруг транзит случится в самое ближайшее время (квартал – полгода). Но, подчеркнем, вероятен этот сценарий только при определенных условиях.
По нашей оценке, старшая дочь елбасы станет следующим главой казахстанского государства только в том случае, если руководитель администрации президента РК Адильбек Джаксыбеков и председатель Комитета национальной безопасности РК Карим Масимов действительно вступили с нею в негласный союз и в критический момент времени поддержат ее политический рывок.
Поясним, почему мы так считаем и на чем основываются наши доводы.
Дело в том, что должность председателя Сената Парламента РК в негласной табели о рангах расценивается ниже кресел премьер-министра, руководителя администрации президента и спикера Мажилиса Парламента. Однако согласно Конституции РК глава Сената стоит первым в списке претендентов на должность главы государства, если последний уходит из жизни или не может исполнять свои обязанности. Сегодня эту позицию занимает КасымЖомарт Токаев.
По нашей оценке, при всей своей тщательно скрываемой амбициозности Токаев – политический легковес, и это главная причина, по которой елбасы сделал его главой Сената. В случае жесткого лобового конфликта он вряд ли выстоит против ключевых фигур из окружения «лидера нации».
Это означает, что если руководитель администрации президента РК Адильбек Джаксыбеков потребует от него подать в отставку, то Токаев это сделает. Но если вдруг заартачится, административных возможностей у администрации президента и компрометирующих возможностей у спецслужб достаточно, чтобы Сенат дружно проголосовал так, как надо.
Однако в этой схеме есть слабое звено – время. Когда час «Х» наступит, у участников транзита будет мало времени как на свои действия, так и на противодействия. Другими словами, возможны любого рода и случайности, и неожиданности.
Например, тот же самый КасымЖомарт Токаев может затянуть с ответом на вопрос, готов ли он занять освободившуюся должность главы государства, а потом взять и отказаться от нее. И тогда Дарига Назарбаева может оказаться в ситуации, когда хотя она и возглавит Сенат, но уже потеряет право наследовать отцу, поскольку ее предшественник по должности отказался от президентского кресла, а следующий формальный претендент на это согласился.
Следующим в очереди после КасымЖомарта Токаева на сегодняшний день стоит спикер Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин. В том, что его политические амбиции распространяются весьма и весьма далеко, лично мы не сомневаемся. Проблема его однако состоит в том, что об этом хорошо знают остальные соратники Назарбаева, которые отнюдь не в восторге от административно-волевых способностей этого человека и его привычки ими злоупотреблять.
Скорее всего, большая часть правящей казахстанской элиты будет против того, чтобы следующим президентом Казахстана стал Нурлан Нигматулин, просто потому, что это физически опасно для нее. Однако чтобы заставить Нигматулина отказаться от верховной власти, нужны неимоверные усилия, особенно если ему останется только один шаг до нее. Именно это и заставляет нас предполагать, что вряд ли триумвират Назарбаева, Джаксыбеков и Масимов станут рисковать.
Что касается действующего премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, то сегодня он рассматривается исключительно как технический глава кабинета министров. Однако в тихом омуте черти водятся.
При соответствующей поддержке со стороны других ключевых игроков в Акорде Сагинтаев может попытаться сорвать куш. Но для этого нужно, чтобы от претензий на кресло президента страны сначала отказались КасымЖомартТокаев и Нурлан Нигматулин.
Чисто технически такое развитие событий возможно. Для этого нужно, чтобы спикер Сената КасымЖомарт Токаев отказался стать преемником, а Дарига Назарбаева не успела вовремя возглавить Сенат Парламента РК. После этого спикер Мажилиса Нурлан Нигматуллин должен или потерять кресло председателя Мажилиса, или отказаться занять президентское кресло.
Впрочем, такой вариант транзита мы оцениваем как маловероятный, поскольку он создаст весьма конфликтную ситуацию в Акорде и спровоцирует серьезную внутриполитическую неопределенность. Нам кажется, что именно страх того, что уход Нурсултана Назарбаева, к которому большинство казахстанцев привыкли или с правлением которого смирились, заставит казахстанскую правящую элиту согласиться на вариант прихода к власти старшей дочери елбасы.
Но, еще раз подчеркнем, это наше утверждение действительно только на сегодняшний день и при условии, что Даригу Назарбаеву поддержат Адильбек Джаксыбеков и Карим Масимов. Если же этого не будет, то тогда возможны самые непредвиденные повороты.
Вплоть до того, что главой государства станет согласно Конституции РК КасымЖомарт Токаев, возможно не навсегда, а только до следующих президентских выборов. Ведь его политическая легковесность, отсутствие собственной команды и экономическая слабость в случае непримиримости ключевых элитных групп становится весомым достоинством – его будут опасаться меньше других, и именно по его кандидатуре в преемники Нурсултана Назарбаева может быть достигнут компромисс.
Вышеизложенный сценарий – это не прогноз, а попытка объяснить, почему казахстанцы стопроцентно будут отстранены от участия в решении такого судьбоносного для Казахстана вопроса, кто возглавит страну после нынешнего «лидера нации». Поскольку уже очевидно, что грядет очередная кадровая перетряска, может оказаться, что буквально через несколько месяцев ключевыми игроками в Акорде окажутся совсем другие люди, чем сегодня.
Читайте также по этой теме: Транзит с Даригой Назарбаевой, Про список преемников Назарбаева, Три условия транзита власти, Еще одна проблема транзита, Как не зайти в тупик с транзитом, О главной проблеме транзита власти, О транзите власти и важности дискуссии, В казахских СМИ обсуждают транзит власти, Сценарии транзита, О специфике сценариев транзита власти.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0