На первый взгляд после досрочных парламентских выборов в Казахстане ничего не поменялось, разве что обновились персональный состав Мажилиса РК и его руководство, а также были назначены три новых областных акима и один министр. Казалось бы, это позволяет охарактеризовать текущую кадровую политику Назарбаева как «коней на переправе не меняют». Однако, это отнюдь не так.
С одной стороны, его можно поздравить с большим успехом, поскольку еще никому не удавалось удерживаться так долго на второй позиции после елбасы во властной вертикали. С другой — его положение сегодня крайне опасное со всех точек зрения. И не только потому, что именно правительство должно провести, причем успешно, реформы в экономике, без которых страна продолжит сваливаться в бездонную пропасть экономического и социального кризиса, но и потому, что именно оно будет назначено виновным во всех грехах, в первую очередь в невыполнении мудрых и абсолютно верных указаний Назарбаева, если вдруг что-то пойдет не так.
Между тем шансов на то, что Казахстан сможет самостоятельно остановить падение национальной экономики, переломить тенденции последних лет и найти новые драйверы для развития нет совсем. В этих условиях Акорде остается только рассчитывать на массовый приход иностранных инвесторов или восстановление мировых цен на нефть, если не до докризисного уровня, то хотя бы в полтора раза против нынешних отметок.
Кроме того, столь длительное нахождение Карима Масимова на второй позиции во властной вертикали, хотя и множит число его сторонников и клевретов, однако прибавляет также врагов и недоброжелателей, в первую очередь в ближайшем окружении «лидера нации». Ведь на постсоветском пространстве дружить против кого-то — самый лучший, скорый и эффективный способ консолидации правящей элиты. Поэтому главными факторами личной стабильности для Карима Масимова становятся лояльность к нему Нурсултана Назарбаева, а также поддержка со стороны руководства России, Китая и США.
Что касается последней, то она в той или иной степени очевидно присутствует, но определить ее размеры и прочность мы не беремся. Поэтому перейдем к теме лояльности елбасы. А вот тут, похоже, не все так просто. Да, Нурсултан Назарбаев через новый Мажилис Парламента РК выразил доверие Кариму Масимову, но почему он это сделал? Потому что так хотел или потому что был вынужден?
То, что «лидер нации» добровольно не откажется от верховной власти в стране и из Акорды его вынесут только ногами вперед, не подлежит никакому сомнению. Значит, любой, кто может эту власть забрать, для него опасен. Другими словами, человек, который стал премьер-министром РК в четвертый раз и занимает эту позицию с 2007 года, с перерывом на два года руководства администрацией президента РК, опаснее других претендентов на порядок. Даже если числится верным слугой, соратником и исполнителем.
Почему тогда Нурсултан Назарбаев рискует? Скорее всего, у него нет другого выхода. И не только потому, что скамейка запасных коротка.
Просто смена главы правительства и соответственно всего кабинета министров РК в условиях продолжающегося экономического и социального кризиса смерти подобна. Она как минимум на год отвлечет государственный аппарат от реформ и исполнения поручений елбасы, переключив его на дележку портфелей, перераспределение сфер влияния и контроля, улаживание межклановых противоречий и перезаключение союзов.
В этих условиях «лидер нации», похоже, принял вполне разумное для себя решение: с одной стороны, сохранить Карима Масимова на позиции премьер-министра РК, а с другой — предпринять меры по его ослаблению. Об этом в частности свидетельствует уже состоявшийся уход Айгуль Нуриевой из «Казкоммерцбанка» и «Казахтелекома», а также дело Сейтказы и Асета Матаева, в котором есть закулисная сторона, да не одна.
Дело в том, что АО «Казахтелеком» после того, как Карим Масимов потеснил группу Нуржана Субханбердина, зайдя и в «Казкоммерцбанк», и в «Казахтелеком», служил одним из главных источников теневых доходов для премьер-министра РК и его группы. Поэтому дело Матаевых — это вполне возможно удар не только по казахстанской журналистике, Союзу журналистов и «Национальному пресс-клубу», но и по Кариму Кажимкановичу.
То, что дело Матаевых находится на контроле администрации президента РК и им «рулят» лично Нурлан Нигматуллин и его заместитель Баглан Майлыбаев, общеизвестно. Но они никогда не рискнули бы «наехать» на первого в истории суверенного и независимого Казахстана пресс-секретаря главы государства без отмашки последнего.
И даже если за уголовным делом против Сейтказы и Асета Матаевых стоят какой-то элитный клан, например Дариги Назарбаевой и Нурали Алиева, которые, если верить разговорам в Акорде, давно хотят получить контроль над «Казахтелекомом», все это санкционировал сам Нурсултан Назарбаев. Так что очень похоже, что здесь все играют свою игру, включая «лидера нации», который чужими руками «строит» своего верного соратника.
Знающие отечественную историю могут легко провести параллели между последними годами правления Иосифа Сталина, Никиты Хрущева и Леонида Брежнева и тем, что сейчас происходит в Акорде. Когда автократы, понимая что верховная власть утекает у них из рук, подозревали всех и вся и пытались остановить этот процесс, а их соратники, готовились к уходу «лидеров», уничтожая конкурентов и тем самым играя на руку вождю.
Так что мы не удивимся, если через какое-то время в уголовном деле против топ-менеджеров «Казахтелекома» и Комитета по информатизации и связи появятся новые обвиняемые, в том числе та же Айгуль Нуриева. А от нее ниточка потянется уже к самому Карину Масимову. Но даже если этого не произойдет, то риск такого развития событий будет сохраняться до тех пор, пока Нурсултан Назарбаев жив.
Что касается других кадровых решений «лидера нации», то они из категории «коней на переправе не меняют» и «не навреди». Так, появление трех новых акимов в Павлодарской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях стало результатом призыва Каната Бозумбаева в правительство РК и Бактыкожи Измухамбетова в Мажилис Парламента РК.
Назначение первого министром энергетики РК предсказывалось давно, поскольку при всех своих минусах как человека, он является одним из лучших в республике менеджеров в области энергетики. Его же предшественник Владимир Школьник, скорее всего, уйдет на заслуженный отдых. А вот кардинальное обновление руководства нижней палаты парламента, это действительно новость, но ожидаемая.
При этом обращает на себя внимание некий баланс в этом самом руководстве: два казаха и один русскоязычный, два мужчины и одна женщина, а самое главное — Владимир Божко в качестве доверенного лица Нурсултана Назарбаева.
Если ко всему этому добавить тот факт, что акимами Западно-Казахстаной и Павлодарской областей стали местные кадры, акимы областных центров, ьл очевидно, что президент осторожничал.
Ну а если в ближайшее время не будет новых назначений, а таковые возможны, поскольку под вопросом как минимум еще два члена правительства, министр финансов РК Бахыт Султанов и министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев, то можно считать что команда, которая будет тянуть Казахстан из болота, сформирована., и у нее есть где-то год на выполнение поставленной перед ними главой государства задачи.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА