Помнит ли город своих политзэков?

Андрей СВИРИДОВ, пра­во­за­щит­ный журналист,в 1989–93 гг. акти­вист «Мемо­ри­а­ла»
и «Адиле­та»

31 мая в Казах­стане отме­ча­ет­ся День памя­ти жертв поли­ти­че­ских репрес­сий. Офи­ци­оз отме­ча­ет его парад­но-тра­ур­ны­ми меро­при­я­ти­я­ми, тема­ти­че­ски не выхо­дя­щи­ми за рам­ки 1932–33 и 1937–38 годов, оппо­зи­ци­он­ная же и пра­во­за­щит­ная обще­ствен­ность в этот день ста­ра­ет­ся не толь­ко вспо­ми­нать о совет­ском про­шлом, но и гово­рить о казах­стан­ском настоящем.

Акту­аль­ные аспекты
памят­но­го дня

Когда в 1993 году толь­ко уста­нав­ли­ва­ли этот памят­ный день, тема его каза­лась сугу­бо исто­ри­че­ской. Но уже в сере­дине или в кон­це 1990‑х к име­нам дав­но умер­ших жертв репрес­сив­ной поли­ти­ки совет­ско­го режи­ма ста­ли при­бав­лять­ся совре­мен­ные име­на. Актив­но попол­нял­ся этот спи­сок и в 2000‑х, и в пер­вой поло­вине 2010‑х. Что уж гово­рить о теку­щем годе, когда впри­тык к 31 мая столь близ­ко при­лег­ло 21‑е — с мас­со­вы­ми задер­жа­ни­я­ми участ­ни­ков так и не состо­яв­ше­го­ся мир­но­го собра­ния, с пре­вен­тив­ны­ми задер­жа­ни­я­ми и адми­ни­стра­тив­ны­ми аре­ста­ми за посты в интер­не­те на темы буду­ще­го митин­га, а самое серьез­ное — с аре­ста­ми по уго­лов­ным делам с тяже­лы­ми поли­ти­че­ски­ми статьями.
А ведь еще и до «митин­го­вой суб­бо­ты» спи­сок жертв совре­мен­ных полит­ре­прес­сий не раз попол­нял­ся на про­тя­же­нии послед­них несколь­ких меся­цев име­на­ми осуж­ден­ных по поли­ти­че­ским моти­вам обще­ствен­ных акти­ви­стов и бло­ге­ров. А во вре­мен­ном про­ме­жут­ке меж­ду 21 и 31 мая, а имен­но 23‑го был выне­сен при­го­вор жур­на­ли­сту и изда­те­лю Гузяль БАЙДАЛИНОВОЙ — пол­то­ра года тюрь­мы за кри­ти­че­ские пуб­ли­ка­ции об одном ком­мер­че­ском, но поче­му-то госу­дар­ствен­но покро­ви­тель­ству­е­мом банке.
По стран­но­му нало­же­нию дат и собы­тий, на вто­рой день после осуж­де­ния этой жен­щи­ны в двух сосед­них с нами пост­со­вет­ских госу­дар­ствах были осво­бож­де­ны две дру­гие жен­щи­ны, ранее полу­чив­шие гораз­до боль­шие тюрем­ные сро­ки. В Баку 25 мая вышла на сво­бо­ду жур­на­лист Хади­ча ИСМАИЛОВА, до аре­ста воз­глав­ляв­шая азер­бай­джан­скую редак­цию Радио Сво­бо­да, а затем при­го­во­рен­ная к 7,5 годам лише­ния сво­бо­ды. В Рос­сии в этот же день была обме­не­на на двух рос­сий­ских спец­на­зов­цев укра­ин­ская лет­чи­ца Надеж­да САВЧЕНКО, при­го­во­рен­ная аж к 22 годам тюрь­мы. Такой вот полу­чил­ся Меж­ду­на­род­ный жен­ский день не в мар­те, а в мае и с весь­ма невы­год­ным для Казах­ста­на срав­не­ни­ем в поль­зу ничуть не более демо­кра­тич­ных соседей.
А еще 31 мая впо­ру было вспом­нить январ­ские при­го­во­ры Болат­бе­ку Бля­ЛО­ВУ в Астане и Ерме­ку НАРЫМБАЕВУ с Сери­к­жа­ном МАМБЕТАЛИНЫМ в Алма­ты, осуж­ден­ным по ста­тье 174 УК РК, до боли напо­ми­на­ю­щей 10‑й пункт ста­лин­ской 58‑й ста­тьи. В аста­нин­ском слу­чае тюрем­ный срок ока­зал­ся услов­ным бла­го­да­ря вынуж­ден­но­му пока­я­нию осуж­ден­но­го, в алма­тин­ском ‑реаль­ный срок был позд­нее заме­нен огра­ни­че­ни­ем сво­бо­ды, чего в ста­лин­ские вре­ме­на не быва­ло и быть не мог­ло, зато допол­ни­тель­ное нака­за­ние в виде пяти­лет­не­го запре­та участ­во­вать в какой-либо обще­ствен­но-поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти силь­но напом­ни­ло ста­лин­ские довес­ки к сро­кам по 58‑й ста­тье в виде лише­ния изби­ра­тель­ных прав («пять лет по рогам»).
Не забу­дем напом­нить и о выне­сен­ных в нояб­ре и декаб­ре 2015 года при­го­во­рах Ерме­ку ТАЙЧИБЕКОВУ в Кор­дае (4 года по все той же 174‑й ста­тье) и Иго­рю СЫЧЕВУ в Рид­де­ре (5 лет по очень близ­кой к ней 170‑й). В обо­их слу­ча­ях поли­ти­че­ский харак­тер при­го­во­ров оче­ви­ден уже хотя бы тем, что «пре­ступ­ле­ния» осуж­ден­ных состо­я­ли не в чем дру­гом, как в напи­са­нии интер­нет-постов (ТАЙЧИБЕКОВ) и репо­сте социо­ло­ги­че­ско­го опро­са (СЫЧЕВ).
И уж тем более не забу­дем полит­з­э­ков, встре­тив­ших оче­ред­ной День жертв репрес­сий в совре­мен­ном казах­стан­ском ГУЛА­Ге уже не в пер­вый, а в пятый, седь­мой и деся­тый раз. Это осуж­ден­ный в 2012‑м по 164‑й (тогдаш­няя 174‑я) поли­ти­че­ский лидер Вла­ди­мир КОЗЛОВ и двое осуж­ден­ных по фор­маль­но непо­ли­ти­че­ским ста­тьям, но при совер­шен­но оче­вид­ных поли­ти­че­ских моти­вах мене­джер Мух­тар ДЖАКИШЕВ (в зато­че­нии с 2009 года при сро­ке в 14 лет) и поэт Арон АТАБЕК (в зато­че­нии с 2006 года при сро­ке в 16 лет).
И уже на послед­ней дека­де мая, как бы спе­ци­аль­но к 31‑му, нам при­хо­дит­ся доба­вить ко всем выше­на­зван­ным дав­но или недав­но осуж­ден­ным еще и аре­сто­ван­но­го по все той же 174‑й ста­тье ураль­ско­го бар­да и бло­ге­ра Жана­та ЕСЕНТАЕВА и тро­их граж­дан­ских акти­ви­стов Аты­рау, в том чис­ле 70‑летнего Гата­у­га­ли БОХАНА и чуть более моло­дых Сагын­га­ли КАПИЗОВА и Кубай­дол­лу ШОЛАКА, обви­нен­ных по совсем уж экзо­ти­че­ским даже в нашей кара­тель­ной прак­ти­ке ста­тьям о «при­зы­вах к свер­же­нию кон­сти­ту­ци­он­но­го строя» — по ста­лин­ско­му сче­ту это все та же 58‑я ста­тья, толь­ко вме­сто «обще­до­ступ­но­го» 10‑го пунк­та еще более суро­вые ее пунк­ты 1) и 2).

День соли­дар­но­сти
не отме­ня­ет Дня памяти

А теперь ска­жи­те, ува­жа­е­мый чита­тель, дочи­тав­ший до кон­ца наш пра­во­за­щит­ный мар­ти­ро­лог живых полит­з­э­ков: умест­но ли на столь вопи­ю­щем акту­аль­ном фоне отме­чая 31 мая в теку­щем 2016 году, вспо­ми­нать еще и жертв полит­ре­прес­сий дав­но про­шед­ших 30–50‑х и 60–70‑х годов про­шло­го века?
Наш ответ на постав­лен­ный нами же вопрос будет таков: да, умест­но… да, необ­хо­ди­мо. И не толь­ко пото­му, что сего­дняш­ние репрес­сии при всей их акту­аль­но­сти для нас как живу­щих здесь и сей­час, а в боль­шин­стве слу­ча­ев еще и лич­но зна­ко­мых с сего­дняш­ни­ми репрес­си­ро­ван­ны­ми, все-таки несрав­ни­мы по мас­шта­бам с поли­ти­че­ски­ми репрес­си­я­ми совет­ской эпохи.
Дело еще в том, что пра­вя­щий в стране режим и пред­став­ля­ю­щие его в нашей южной сто­ли­це город­ские вла­сти не толь­ко про­дол­жа­ют репрес­сив­ную поли­ти­ку сво­их пред­ше­ствен­ни­ков из совет­ско­го про­шло­го, но даже и офи­ци­аль­но декла­ри­ру­е­мое ими сами­ми почи­та­ние жертв ста­лин­ско­го тер­ро­ра осу­ществ­ля­ют из рук вон пло­хо. Или ска­жем помяг­че: не самым луч­шим обра­зом. Или еще мяг­че: явно недостаточно.
Отку­да вдруг такое смяг­че­ние опре­де­ле­ний? Да отто­го, что испра­вить это, в прин­ци­пе, мож­но даже и при суще­ству­ю­щем режи­ме вла­сти, воз­ник­ни вдруг такое жела­ние у отно­си­тель­но новых город­ских началь­ни­ков из коман­ды ново­го аки­ма БАЙБЕКА. Об этом, то есть о достой­ном уве­ко­ве­че­нии памя­ти жертв полит­ре­прес­сий совет­ской эпо­хи, мы пого­во­рим в послед­ней части этой ста­тьи. Но сна­ча­ла рас­ска­жем о том, какие зда­ния из той эпо­хи и в каком виде сохра­ни­лись до наших дней, где они рас­по­ло­же­ны, кем и чем заня­ты сейчас.

В зда­нии ЦК цыкали,
а в зда­нии ЧК-ГБ – чикали

Несмот­ря на все гра­до­стро­и­тель­ные пере­устрой­ства исто­ри­че­ско­го цен­тра совре­мен­но­го Алма­ты, в нем не так уж мало сохра­ни­лось от Алма-Аты ста­лин­ских 30–40‑х и нача­ла 50‑х годов и тем более от после­ста­лин­ских 60–80‑х, хотя внеш­ний облик мно­гих исто­ри­че­ских зда­ний не раз менял­ся в соот­вет­ствии со вку­са­ми новых эпох. И если знать, где и что рас­по­ла­га­лось в соот­вет­ству­ю­щие вре­ме­на, а что в тех зда­ни­ях сей­час, и научить­ся при взгля­де на фаса­ды мыс­лен­но смы­вать позд­ней­шие напла­сто­ва­ния, то под совре­мен­ной нама­лев­кой мож­но раз­гля­деть архи­тек­тур­ные деко­ра­ции исто­ри­че­ской дра­мы «совет­ско­го серо­ве­ко­вья» в алма-атин­ском испол­не­нии оной драмы.
Преж­де все­го сле­ду­ет напом­нить о том, что при всем могу­ще­стве орга­нов ВЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ (обоб­щен­но ЧК-ГБ) глав­ным цен­тром вла­сти тогда были все же не кара­тель­ные, а пар­тий­ные орга­ны. У нас в Казах­стане это был Каз­край­ком ВКП(б) в 1925–36 годах, пере­ехав­ший в 1930‑м из Кзыл-Орды в Алма-Ату, а уже здесь в декаб­ре 1936‑го повы­шен­ный в ста­ту­се до ЦК КП(б) Казах­ста­на, а в 1952 году при­няв­ший назва­ние ЦК КП Казах­ста­на вплоть до авгу­ста 1991‑го.
За свои алма-атин­ские шесть деся­ти­ле­тий этот орган сме­нил три места пре­бы­ва­ния в виде трех исто­ри­че­ских зда­ний раз­ных эпох постройки:
— постро­ен­ное в 1931‑м кон­струк­ти­вист­ское зда­ние на ули­це Киро­ва (ныне Боген­бай баты­ра) меж­ду ули­ца­ми Крас­но­ар­мей­ской (Пан­фи­ло­ва) и Ала­тау (Бай­се­и­то­вой); сей­час там поме­ща­ет­ся Наци­о­наль­ная ака­де­мия искусств им. Т. Жур­ге­не­ва и сто­ит неболь­шой памят­ник это­му нар­ко­му про­све­ще­ния Казах­ской АССР и КазССР, репрес­си­ро­ван­но­му в 1938‑м. В годы нахож­де­ния в том зда­нии Каз­край­ко­ма и Каз­сов­нар­ко­ма про­стран­ство перед этим зда­ни­ем по южной сто­роне ули­цы Киро­ва вполне офи­ци­аль­но назы­ва­лось Крас­ной площадью;
— запла­ни­ро­ван­ное к стро­и­тель­ству и широ­ко раз­ре­кла­ми­ро­ван­ное в тогдаш­ней печа­ти еще в том самом 1937 году, но воз­ве­ден­ное лишь через
20 лет, в 1957‑м, при­чем в дожи­вав­шем свои послед­ние дни сти­ле «ста­лин­ско­го ампи­ра» трех­част­ное зда­ние под обоб­щен­ным назва­ни­ем Дом пра­ви­тель­ства, что на пло­ща­ди Лени­на (ныне Аста­на) — сей­час там поме­ща­ет­ся Казах­стан­ско-Бри­тан­ский тех­ни­че­ский университет;
— постро­ен­ное в 1980 году без малей­ше­го наме­ка на какой-либо архи­тек­тур­ный стиль, абсо­лют­но стан­дарт­ное для сво­е­го вре­ме­ни зда­ние ЦК КП Казах­ста­на на Новой пло­ща­ди; сама эта пло­щадь полу­чи­ла в нояб­ре 1982‑го имя Л. И. Бреж­не­ва, а в декаб­ре 1986‑го ста­ла глав­ной аре­ной Жел­ток­са­на; уже после 1991‑го она ста­ла име­но­вать­ся пло­ща­дью Рес­пуб­ли­ки, в зда­ние же быв­ше­го ЦК после не слиш­ком дол­го­го пре­бы­ва­ния в нем адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РК все­лил­ся в 1997‑м город­ской аки­мат Алматы.
Каж­дое из этих зда­ний в свою эпо­ху озна­ча­ло для Казах­ста­на то же самое, что Кремль и Ста­рая пло­щадь в Москве для все­го тогдаш­не­го СССР. Что же до наиз­на­ме­ни­тей­ше­го в совет­ской исто­рии ХХ века ком­плек­са зда­ний на Лубян­ской пло­ща­ди (пло­щадь Дзер­жин­ско­го), то наша казах­стан­ская Лубян­ка не име­ла соб­ствен­ной пло­ща­ди, доволь­ству­ясь лишь ули­цей Дзер­жин­ско­го (ныне Науры­з­бай баты­ра) и еще квад­ра­том при­ле­га­ю­щих к ней улиц Вино­гра­до­ва-Мира-Кали­ни­на (ныне ули­цы Кара­сай баты­ра, Жел­ток­сан и Кабан­бай батыра).
Пер­во­на­чаль­ное зда­ние НКВД Казах­ской АССР и Пол­но­моч­но­го пред­ста­ви­тель­ства ОГПУ по Казах­ста­ну (с 1934‑го еди­ный НКВД КазАССР, он же с 1937‑го НКВД Казах­ской ССР) было постро­е­но на чет­ной сто­роне ули­цы Дзер­жин­ско­го в 1931–32 годах в еди­ном сти­ле со зда­ни­я­ми Каз­край­ко­ма и Глав­поч­там­та на ули­це Киро­ва и зда­ни­ем Гос­бан­ка на ули­це Крас­но­ар­мей­ской. Еще одним таким зда­ни­ем был клуб ГПУ-НКВД по нечет­ной сто­роне ули­цы Дзер­жин­ско­го. В 1941 году оно было пере­да­но эва­ку­и­ро­ван­но­му в Алма-Ату из Моск­вы зна­ме­ни­то­му Теат­ру име­ни Мос­со­ве­та, а после вой­ны в этом зда­нии мно­го лет раз­ме­ща­лись сна­ча­ла Рус­ский и Казах­ский ака­де­ми­че­ские драм­те­ат­ры, а потом Уйгур­ский и Корей­ский теат­ры (сей­час один Уйгур­ский, при этом его зда­ние после недав­ней рекон­струк­ции пол­но­стью утра­ти­ло свой кон­струк­ти­вист­ский облик).
Что же каса­ет­ся исто­ри­че­ско­го зда­ния ЧК-ГБ, то оно свой кон­струк­ти­вист­ский облик с уни­каль­ны­ми для наше­го горо­да круг­лы­ми окна­ми в целом сохра­ни­ло. А рав­но и более позд­ние при­строй­ки к нему вдоль ули­цы Вино­гра­до­ва до пере­крест­ка с наглу­хо застро­ен­ной в этом квар­та­ле ули­цей Чай­ков­ско­го, соот­вет­ству­ю­щий отре­зок кото­рой заня­ла внут­рен­няя тюрь­ма ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, поныне дей­ству­ю­щая в каче­стве СИЗО ДКНБ по горо­ду Алматы.
В нача­ле 50‑х годов квар­тал сило­вых ведомств при­рос со сто­ро­ны ули­цы Кали­ни­на зда­ни­ем МВД КазССР в позд­не­ста­лин­ском сти­ле, допол­нен­ным в 70‑х архи­тек­тур­но без­ли­ким новым кор­пу­сом. А в пер­вой поло­вине 80‑х по нечет­ной сто­роне ули­цы Мира и по южной сто­роне ули­цы Вино­гра­до­ва был выстро­ен целый ком­плекс новых зда­ний КГБ КазССР, зани­ма­е­мых нынеш­ним КНБ РК даже и после пере­ез­да ведом­ства в Акмолу-Астану.
А вот ста­рей­шее зда­ние ГПУ-НКВД по ули­це Дзер­жин­ско­го и более новое, но на совре­мен­ный взгляд тоже очень ста­рое зда­ние по ули­це Вино­гра­до­ва были после выез­да отсю­да КНБ РК в 1999 году пере­да­ны для раз­ме­ще­ния в них Музея поли­ти­че­ских репрес­сий и Музея искусств «Умай» (зда­ние по быв­шей ули­це Дзер­жин­ско­го) и раз­но­го рода учре­жде­ний (длин­ное зда­ние по быв­шей ули­це Виноградова).
В конеч­ном ито­ге все эти учре­жде­ния на месте, арт-гале­рея «Умай» с дет­ской худо­же­ствен­ной шко­лой име­ни Ж. Шар­де­но­ва тоже. А вот Музей исто­рии репрес­сий про­су­ще­ство­вал все­го несколь­ко лет, так и не успев раз­вер­нуть пол­ную экс­по­зи­цию (к 2004 году были обу­стро­е­ны лишь пер­вые по хро­но­ло­гии части про 1905–16, 1918–20 и 1921–28 годы до нача­ла кол­лек­ти­ви­за­ции). Одна­ко в 2004 году Музей полит­ре­прес­сий был в одно­ча­сье рас­фор­ми­ро­ван, а в зани­ма­е­мые им поме­ще­ния с тех пор не раз все­ля­лись раз­лич­ные ком­па­нии и фир­мы, никак не свя­зан­ные с глав­ной темой исто­рии это­го здания.

Нет музея, нет
и памят­ни­ка, хотя поста­вить его
не так уж сложно

Впер­вые тре­бо­ва­ние к рес­пуб­ли­кан­ским и город­ским вла­стям о пере­да­че ста­рей­ше­го зда­ния «казах­стан­ской Лубян­ки» на ули­це Дзер­жин­ско­го под Музей поли­ти­че­ских репрес­сий и о соору­же­нии воз­ле него или напро­тив него памят­ни­ка жерт­вам выска­зы­ва­лось еще на учре­ди­тель­ных кон­фе­рен­ци­ях казах­стан­ских исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ских обществ «Мемо­ри­ал» и «Адилет» в 1989‑м и Ассо­ци­а­ции быв­ших жертв репрес­сий в 1990‑м. А затем на пер­вом и послед­нем боль­шом «мемо­ри­аль­ском» митин­ге 30 октяб­ря 1991‑го, про­хо­див­шем на вот этой пло­щад­ке напро­тив обсуж­да­е­мо­го зда­ния и перед Уйгур­ским теат­ром, тогда еще сохра­няв­шим свой исто­ри­че­ский облик.
О том, как воз­ник в 1999‑м и исчез в 2004‑м Музей исто­рии репрес­сий, мы уже ска­за­ли выше. А вот 31 мая 1993‑го в двух десят­ках шагов от той пло­ща­ди, на неболь­шой полян­ке Сос­но­во­го пар­ка была тор­же­ствен­но уста­нов­ле­на пли­та чер­но­го мра­мо­ра с над­пи­сью о пред­сто­я­щем соору­же­нии здесь памят­ни­ка жерт­вам голо­да 1932–33 годов (сакраль­ные сло­ва «поли­ти­че­ских репрес­сий» уста­нов­щи­ки зна­ка про­гло­ти­ли даже тогда).
Одна­ко даже и спу­стя 23 года такой мону­мент не был соору­жен ни здесь, ни в каком-либо дру­гом месте южной сто­ли­цы. Хотя напро­тив того места, у вхо­да в Музей полит­ре­прес­сий, оста­лась со вре­мен его суще­ство­ва­ния совер­шен­но непо­нят­ная в отсут­ствии тако­во­го музея скульп­тур­ная ком­по­зи­ция на тему ста­лин­ско­го ГУЛА­Га с казах­ским акцен­том в виде изоб­ра­же­ния шаны­ра­ка. Эта ком­по­зи­ция при всей ее мало­фор­мат­но­сти мог­ла бы стать более-менее пол­но­цен­ным памят­ни­ком жерт­вам репрес­сий, будь она пере­не­се­на на дру­гую сто­ро­ну ули­цы Науры­з­бай баты­ра и заме­ни она там собою пре­сло­ву­тый заклад­ной камень. В таком слу­чае ком­по­зи­цию сто­и­ло бы допол­нить высе­чен­ной по пье­де­ста­лу стро­кой из зна­ме­ни­то­го сти­хо­тво­ре­ния Олжа­са СУЛЕЙМЕНОВА: «Край мой огром­ною катор­гой пла­вал на карте…»
Можем пред­ло­жить и дру­гой вари­ант: пере­не­сти на ту самую поля­ну в Сос­но­вом пар­ке из малень­ко­го скве­ри­ка при Музее искусств име­ни А. Касте­е­ва, изъ­яв из име­ю­щей­ся там еще с 2013 года выстав­ки скульп­тур под откры­тым небом скульп­тур­ную ком­по­зи­цию совре­мен­но­го алма­тин­ско­го худож­ни­ка и скуль­пто­ра Аска­ра ЕСДАУЛЕТОВА «К свет­ло­му будущему».
В этой рабо­те, на наш взгляд, непло­хо рас­кры­та идео­ло­гия совет­ско­го тота­ли­та­риз­ма. А два встро­ен­ных в ком­по­зи­цию зер­каль­ца доста­точ­но ясно рас­кры­ва­ют важ­ней­шую в этом кон­тек­сте тему соуча­стия в мас­со­вом тер­ро­ре всех и каж­до­го, вклю­чая даже и неко­то­рых его жертв, успев­ших до соб­ствен­но­го попа­да­ния под каток репрес­сий побы­вать за рулем это­го кат­ка. Рав­но и нам, весь­ма даль­ним потом­кам людей того вре­ме­ни и совре­мен­ни­кам нынеш­них «точеч­ных» репрес­сий, ино­гда очень даже не меша­ет взгля­нуть в зер­ка­ло, когда и если мы зада­ем­ся про­кля­тым вопро­сом о том, как такое мог­ло стать воз­мож­ным тогда, а в каких-то фор­мах быть воз­мож­ным и теперь.

Ори­ги­нал ста­тьи: Три­бу­на — Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та / tribunakz.com

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма