Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Фото: Газета “Уральская неделя”
Главным событием текущей недели стала предстоящая девальвация тенге. Эта тема снова на слуху после публикации мнения экспертов «Bank of America Merrill Lynch», которые заявили: «Мы пришли к заключению, что Казахстан близок к рецессии и требуется девальвация валюты, чтобы реализовать рост».
Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» также подтвердило, что в Казахстане существует возможность девальвации национальной валюты после проведения президентских выборов 26 апреля 2015 года. В этих условиях Акорде остается только посочувствовать — многомесячные усилия провластной пропагандистский машины убедить казахстанцев, что тенге крепок как никакая другая валюта в мире разом обесценились. Другое дело, что зарубежные эксперты не совсем правы в своих прогнозах.
Валютные риски
Трудно сказать, почему, но на Западе почему-то считают, что Нурсултан Назарбаев и его правительство подобно своим зарубежным коллегам больше всего озабочены тем, чтобы побороть кризисные явления и подтолкнуть национальную экономику, которая после двукратного падения мировых цен на нефть захромала на все ноги.
На самом деле главное сегодня для елбасы и его окружения это сохранить пресловутую внутриполитическую стабильность, а попросту говоря, существующий порядок вещей и себя во власти. Поэтому решиться на очередную «корректировку» курса национальной валюты для них равнозначно добровольному повешению. И дело не столько в том, что девальвация тенге приведет к резкому ухудшению и без того плохого самочувствия массы казахстанцев и спровоцирует их на социальные протесты, а в ином — может рухнуть отечественная банковская система.
В подтверждение того, что это вполне возможно, процитируем пресс-релиз «Fitch Ratings» от 8 апреля текущего года: «Мы считаем, что существует возможность дальнейшей девальвации после предстоящих президентских выборов. Ранее власти указали комфортный валютный коридор 3,5 — 4,5 тенге/руб., что предполагает потенциальную девальвацию к доллару на 13% — 45% относительно обменного курса конца 2014 г. (последняя девальвация была проведена в феврале 2014 г.)».
«Потенциально более значительное негативное влияние возможно в случае ухудшения качества активов. Девальвация может оказать негативное давление на качество кредитов в иностранной валюте, поскольку существенные объемы валютных кредитов были предоставлены заемщикам, не имеющим валютных доходов, в особенности ввиду сохранения неопределенности относительно достаточности резервов у некоторых крупных банков.
По нашим оценкам, валовые валютные кредиты у рейтингуемых банков в сумме составляли 30 млрд. долл., включая начисленные проценты и кредиты, проданные банками кэптивным спецюрлицам. Чистые риски по валютным кредитам в размере 14 млрд. долл. (за вычетом специфических резервов под обесценение) вдвое превышали суммарный капитал банков на конец 2014 г. и включали незарезервированные неработающие кредиты на сумму 3 млрд. долл.».
В переводе на русский язык это означает, что в случае девальвации национальной валюты казахстанские банки будут вынуждены принять на себя валютный риск и заплатить полную цену за нежелание и страх Акорды позволить финансовому сектору работать в условиях открытого рынка. А цена эта может оказаться очень высокой — потеря большей частью отечественных банков капитала.
Причем даже если Нацбанк и правительство начнут оказывать им срочную помощь ослаблением требований, закрыванием глаз на массовые нарушения пруденциальных нормативов и госденьгами, это может не помочь. И тогда банковская система страны просто схлопнется. Именно этого сейчас больше всего и боятся казахстанские власти.
Поэтому нет никаких сомнений в том, что Акорда будет тянуть время как можно дольше, в расчете на авось и небось. Авось российский рубль окрепнет с текущих позиций до 40 рублей за доллар, или российская, а вслед за ней отечественная экономика вдруг нащупают точку опоры и начнут развиваться Западу на зависть. Понятно, что эти надежды ни на чем материальном не основаны, но признать свое бессилие власти не могут, поэтому им остается только говорить и говорить.
Сто очков вперед Назарбаеву
Увы, с точки зрения «говорильни» Владимир Путин дает сто очков вперед Нурсултану Назарбаеву. Дело в том, что Кремль объявил, что начиная с 12 часов дня по московскому времени 9 апреля можно задать вопрос президенту Российской Федерации и возможно получить ответ на него в ходе «Прямой линии» 16 апреля, когда Владимир Путин будет общаться в прямом эфире с россиянами. Учитывая, что елбасы давно общается только с тщательно подобранной публикой и отвечает исключительно на прошедший предварительный отбор вопросы, это не может не смущать.
Получается, авторитаризм тоже бывает разный. Тот же Сингапур во времена правления недавно скончавшегося Ли Куан Ю или Грузия при Михаиле Саакашвили отнюдь не равнозначны евразийским «супер управляемым демократиям». Что же касается России и Казахстана, то при всей схожести экономики, социальной сферы и политической системы авторитаризмы то же разные — российский, можно назвать «зрелым», а вот казахстанский лучше всего описывается словом «дряхлый». Да простят нас в Акорде, но одно то, что российский валютный рынок остался открытым и конкурентным, а на казахстанском рынке курс национальной валюты диктуется Национальным банком, тому доказательство.
Неудивительно, что все больше казахстанцев стараются перебраться в соседнюю страну, и не только из-за языкового/национального фактора. На этой неделе было официально объявлено, что в четвертом квартале 2014 года граждане республики получили 45,6% от общего числа свидетельств об участии в программе переселения соотечественников в Российскую Федерацию.
По этому параметру Казахстан твердо опередил Узбекистан (25,3%), Молдову (12,6%), Украину (7,1%), Кыргызстан (3,7%), Армению (2,3%) и Таджикистан (2,1%), хотя по заверениям Акорды казахстанцы живут намного лучше, чем граждане этих государств. Понятно, что подобная тенденция, в том числе объясняется и тем, что благодаря обесценению российского рубля к доллару и тенге, казахстанцам стало намного легче материально перебираться в Россию. Не зря российские региональные СМИ переполнены сообщениями о наплыве казахстанских покупателей недвижимости.
Пауки под ковром
Что касается собственно казахстанских событий, то кроме вяло текущей и не вызывающей никакого интереса у избирателей предвыборной президентской кампании, следует отметить очередную серию арестов силовиков. По сообщениям в прессе в Алматы был задержан бывший замначальника городского департамента АБЭКП РК Муратбек Казыбаев. В настоящее время он уже в СИЗО. Кроме того, еще одного замначальника этой структуры полковника Каната Артыкбаева объявили в розыск.
При этом оба полковника отнюдь не рядовые фигуры — Казыбаев ранее возглавлял департамент АБЭКП РК по Восточно-Казахстанской области, а Артыкбаев — по Карагандинской области. Судя по всему, они проходят по уголовному делу ранее задержанного в «южной» столице Амирбека Аманбаева. Того самого, что соперничал с нынешним главой Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайратом Кожамжаровым когда решался вопрос, кто возглавит вновь созданную вместо финансовой полиции спецслужбу.
Это означает, что Кожамжаров и те, кто стоит за его спиной, могут дотянуться и до покровителя Аманбаева, председателя Высшего судебного совета РК Рашида Тусупбекова.
Ирония судьбы состоит в том, что происходящие ныне у нас процессы вполне укладываются в канву событий, уже имевших место в нашей истории во времена СССР. Тогда спецслужбы сначала боролись с открытыми врагами советской власти, потом замаскировавшимися, после чего занялись теми, кто мог таковыми стать или кого в этом подозревали, затем добрались до советского государственно-партийного аппарата и наконец, взялись за своих же сотрудников. И этот цикл повторился минимум дважды. А теперь в Казахстане, похоже, такого рода цикл начался опять, конечно не столь кровавый, как десятилетия назад, но столь же примечательный.
…Завершить же обзор событий текущей недели мы хотим анонсированным на днях мероприятием. 23 апреля, то есть за три дня до досрочных президентских выборов, состоится XXII сессия Ассамблеи народа Казахстана. Нетрудно предсказать, что на этом сборище главным действующим лицом станет елбасы, которого его штатные и внештатные лизоблюды будут пиарить что есть сил. Повестка дня мероприятия под председательством елбасы соответствующая: «Мәңгілік Ел: одна страна — одна судьба». Улавливаете иронию этой фразы? Акорда, формируя культ личности «лидера нации», как всегда в таких случаях перестаралась — Казахстан стал заложником одного человека.