Еще недавно на улицах крупных городов Казахстана практически невозможно было, например, встретить женщину в хиджабе. Сегодня ислам занимает все больше места в повседневной жизни казахстанцев. Затрагивает он и политику.
Позиции ислама, и не только традиционного, в Казахстане укрепляются. Несмотря на то, что большинство граждан Казахстана — мусульмане, традиционный ислам долгое время не был особенно популярен в стране. Прежде всего, это связано с менталитетом казахского народа, который в силу своего кочевого образа жизни, не слишком придерживался в прошлом исламских религиозных канонов. Во всяком случае, читать намаз пять раз в день было не принято. Эти нюансы в свое время учла советская власть, закрыв в стране практически все медресе и мечети.
Как итог, в Алма-Ате к началу 90‑х годов осталась лишь одна центральная мечеть, где располагался и до сих пор располагается главный офис Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), которое неизменно следует либеральной методологии ханафитской школы. Другой фактор, не позволяющий исламу пустить глубокие корни в Казахстане, — большое число жителей, исповедующих, например, христианство.
Фактор Назарбаева
Не последнюю роль в этом играет личная позиция президента страны Нурсултана Назарбаева. Нельзя сказать, что он не посещает мечеть. Но видеть его, публично читающим намаз, вряд ли кому доводилось. Все обычно сводится к традиционному поздравлению верующих с очередным религиозным праздником и пожеланию мира, добра и благоденствия.
Имам имаму рознь
И все же ислам начал играть важную роль и в повседневной жизни казахстанцев. Особенно это заметно во время всевозможных торжеств, на которых собирается более 10 человек. Появление на таких мероприятиях имамов или мулл, читающих молитвы, стало вполне обычным явлением. Другое дело, что не все они являются последователями учения Абу Ханифа, которому следует Духовное управление мусульман Казахстана. Есть среди имамов представители суфизма, а также салафиты и кораниты. Вообще казахстанцы в последнее время проявляют большой интерес к нетрадиционным течениям ислама. Особенно это заметно на юге и западе страны, где превалирует казахскоязычное население.
Разный подход к одной проблеме
Одной из главных причин подобной переориентации в пользу нетрадиционных течений ислама является, по мнению некоторых экспертов, финансово-экономический кризис, начавшийся во второй половине 2007 года. В отличие от представителей ДУМК, которые по своему поведению больше напоминают государственных чиновников, салафиты и кораниты, например, не только легко идут на контакт со своими потенциальными последователями, но и порой помогают им материально.
Запрет дело сложное
Сегодня уже и в крупных городах Казахстана можно встретить людей в традиционных мусульманских одеждах. Были случаи, когда девушки приходили на занятия в учебные заведения в хиджабах. И хотя Нурсултан Назарбаев фактически запретил ношение этой одежды в школах и вузах, в целом правительство страны не в состоянии остановить этот процесс. Так, в ходе прошедшей 15 июля онлайн-конференции, премьер-министр Карим Масимов заявил, “что запрещать ношение хиджабов власть не должна”, поскольку “ислам имеет право быть, а мы должны с уважением к нему относиться”.
Другое дело, что власти Казахстана, похоже, опасаются роста числа сторонников нетрадиционного ислама. В свете последних событий в ряде областей страны, когда представители отдельных исламских течений чуть ли не объявили джихад официальной Астане, их деятельность, скорее всего, будет запрещена. Духовное управление мусульман Казахстана уже выступило с подобной инициативой.
Автор: Анатолий Вайскопф, Алма-Ата
Редактор: Наталья Позднякова
Источник: www.dw-world.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read the original:
Позиции ислама в Казахстане укрепляются