Пехотинцы Назарбаева

Каза­чьи объ­еди­не­ния Казах­ста­на хотят вклю­чить каза­хов в «рус­ский мир» и вме­сте с Назар­ба­е­вым стро­ить новый СССР — при этом сам Назар­ба­ев не в курсе

Нака­нуне пар­ла­мент­ских выбо­ров в Казах­стане, про­шед­ших в кон­це мар­та, о сво­их при­тя­за­ни­ях на места в ниж­ней пала­те по наци­о­наль­ной кво­те заяви­ли каза­чьи орга­ни­за­ции Казах­ста­на. Они потре­бо­ва­ли дать им пять посто­ян­ных кре­сел в пар­ла­мен­те, а так­же зако­но­да­тель­но закре­пить про­пор­ци­о­наль­ное наци­о­наль­ное пред­ста­ви­тель­ство в орга­нах вла­сти. Каза­ки соби­ра­ют­ся при под­держ­ке Назар­ба­е­ва вос­ста­нав­ли­вать Совет­ский Союз, не спро­сив, впро­чем, мне­ния пре­зи­ден­та на этот счет. «Новая газе­та» изу­чи­ла фено­мен совре­мен­но­го каза­че­ства в Казахстане. 

20 мар­та в рес­пуб­ли­ке состо­я­лись досроч­ные выбо­ры ниж­ней пала­ты пар­ла­мен­та, а в нача­ле фев­ра­ля каза­ки на отчёт­но-выбор­ном съез­де при­ня­ли гром­кую резо­лю­цию о необ­хо­ди­мо­сти уве­ли­чить кво­ту депу­та­тов от Ассам­блеи наро­да Казах­ста­на до

30 мест, из кото­рых пять все­гда будут при­над­ле­жать акти­ви­стам сове­та рус­ских, каза­чьих и сла­вян­ских орга­ни­за­ций. Сам факт съез­да и про­зву­чав­шие на нём пред­ло­же­ния вызва­ли боль­шой шум в каза­хо­языч­ной сре­де наци­о­на­ли­стов. Каза­ки, прав­да, вызы­ва­ли резо­нанс и до это­го, одна­ко нынеш­няя ситу­а­ция спро­во­ци­ро­ва­ла насто­я­щий скан­дал: каза­кам уда­лось при­го­то­вить в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве взры­во­опас­ный кок­тейль из наци­о­наль­но­го вопро­са и пося­га­тель­ства на Конституцию.

Каза­чье пришествие
Пер­вое упо­ми­на­ние о каза­ках на тер­ри­то­ри­ях совре­мен­но­го Казах­ста­на отно­сит­ся к XVI веку — тогда рядом с рекой Яик (Урал) появи­лись их посе­ле­ния. Отно­ше­ния с казах­ским насе­ле­ни­ем скла­ды­ва­лись крайне про­ти­во­ре­чи­во. С одной сто­ро­ны, каза­ки и каза­хи хоро­шо тор­го­ва­ли меж­ду собой, с дру­гой — и те и дру­гие часто напа­да­ли друг на дру­га. Кро­ме того, из-за коло­ни­аль­ной поли­ти­ки цар­ской Рос­сии каза­хи фак­ти­че­ски лиши­лись воз­мож­но­сти сво­бод­но коче­вать — их огра­ни­чи­ли опре­де­лен­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми, — а каза­ки ста­ли вос­при­ни­мать­ся как опо­ра Рос­сии в реги­оне (Орен­бург­ское каза­чье вой­ско вооб­ще офи­ци­аль­но нес­ло служ­бу на казах­ских зем­лях), что толь­ко ухуд­ши­ло отно­ше­ние к ним со сто­ро­ны корен­но­го населения.

Такая ситу­а­ция про­дол­жа­лась до при­хо­да боль­ше­ви­ков. С каза­ка­ми тут же нача­лась борь­ба на уни­что­же­ние, и совре­мен­ные казах­ские наци­о­на­ли­сты часто с удо­воль­стви­ем сма­ку­ют сло­ва Льва Троц­ко­го (хотя при этом не любят всё рос­сий­ское), кото­рый заявил: «Каза­че­ство — опо­ра тро­на. Уни­что­жить каза­че­ство как тако­вое, рас­ка­за­чить каза­че­ство — вот наш лозунг». После это­го каза­ков с Ура­ла в луч­шем слу­чае депор­ти­ро­ва­ли, а в худ­шем — про­сто нача­ли уничтожать.

В кон­це 80‑х и нача­ле 90‑х годов, когда нача­лась повсе­мест­ная реа­би­ли­та­ция каза­че­ства, в Казах­стане так­же нача­ли появ­лять­ся раз­лич­ные каза­чьи орга­ни­за­ции, пози­ци­о­ни­ру­ю­щие себя, в первую оче­редь, как куль­тур­ные объ­еди­не­ния. Пер­вым таким объ­еди­не­ни­ем счи­та­ет­ся «Ураль­ское город­ское каза­чье исто­ри­ко-куль­тур­ное обще­ство», заре­ги­стри­ро­ван­ное 30 мар­та 1990 года, затем похо­жие струк­ту­ры ста­ли появ­лять­ся в дру­гих обла­стях. Все гово­ри­ли о необ­хо­ди­мо­сти воз­рож­де­ния тра­ди­ций каза­че­ства — одна­ко с само­го нача­ла не толь­ко в куль­тур­ном смыс­ле. Ураль­ские каза­ки в июне 1990 года при­вез­ли в Моск­ву на орга­ни­за­ци­он­ный круг Сою­за каза­ков обра­ще­ние к народ­ным депу­та­там с прось­бой о вос­со­еди­не­нии части Ураль­ской обла­сти с Рос­си­ей. В сере­дине 90‑х слу­ча­лись даже митин­ги и шествия каза­ков по ули­цам Алма-Аты, а так­же было выпу­ще­но мно­го про­филь­ной лите­ра­ту­ры о том, что мест­ность, на кото­рой появи­лись каза­ки в совре­мен­ном Казах­стане, искон­но рус­ская и при­над­ле­жит России.

Каза­ки пере­хо­дят в наступление
Со вре­ме­нем к каза­кам в Казах­стане уста­но­ви­лось отно­ше­ние боль­ше иро­нич­но-доб­ро­душ­ное: за гла­за их назы­ва­ли «ряже­ны­ми», но при этом часто с удо­воль­стви­ем ходи­ли на празд­ни­ки, кото­рые те орга­ни­зо­вы­ва­ли, вро­де Мас­ле­ни­цы. Каза­ки в обще­ствен­ном созна­нии окон­ча­тель­но ста­ли фольк­лор­ным явле­ни­ем. Тем вре­ме­нем каза­чьи орга­ни­за­ции раз­ви­ва­ли поли­ти­че­скую рабо­ту: в 2006 году при Ассам­блее наро­да Казах­ста­на (АНК) офи­ци­аль­но открыл­ся Коор­ди­на­ци­он­ный совет рус­ских, каза­чьих и сла­вян­ских орга­ни­за­ций Казах­ста­на. Его пред­се­да­те­лем стал казах­стан­ский биз­нес­мен Юрий Заха­ров, выбран­ный в том же году Вер­хов­ным ата­ма­ном Казахстана.

Несмот­ря на исклю­чи­тель­но апо­ли­тич­ную про­грам­му Сове­та, с момен­та вступ­ле­ния в АНК каза­ки — до это­го весь­ма оппо­зи­ци­он­но настро­ен­ные к Назар­ба­е­ву, — ста­ли мас­со­во высту­пать в его под­держ­ку. Заха­ров с это­го вре­ме­ни после­до­ва­тель­но лоб­би­ру­ет тему каза­чье­го пред­ста­ви­тель­ства в пар­ла­мен­те. «Нуж­но ска­зать откро­вен­но, что выс­шая госу­дар­ствен­ная власть в лице адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та недо­оце­ни­ва­ет зна­че­ние лояль­но­сти рус­ско­языч­но­го насе­ле­ния. Так как ни один наш пред­ста­ви­тель не про­шел в Пар­ла­мент, это вызы­ва­ет мас­со­вое недо­воль­ство рядо­вых чле­нов и тре­бо­ва­ние создать пар­тию на базе КС, а в пер­спек­ти­ве созда­ет угро­зу пере­хо­да части наше­го элек­то­ра­та в ряды непри­ми­ри­мой оппо­зи­ции», — заяв­лял Захаров.

Имен­но с пода­чи Заха­ро­ва в фев­ра­ле про­шёл отчёт­но-выбор­ный съезд каза­ков, на кото­ром ещё раз была под­ня­та тема наци­о­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ства в пар­ла­мен­те и соблю­де­ния зако­на о язы­ках. На съез­де высту­пил писа­тель Олжас Сулей­ме­нов, кото­рый ска­зал, что «мел­кие чинов­ни­ки, кото­рые нару­ша­ют закон о язы­ках, высту­па­ют про­тив Казах­ста­на, про­тив нашей неза­ви­си­мо­сти, про­тив наше­го буду­ще­го. А это зна­чит, что боль­шая мина зало­же­на под Казах­ста­ном, и часы тика­ют». Име­лось в виду, что во мно­гих реги­о­нах доку­мен­ты и назва­ния спе­ци­а­ли­стов в гос­учре­жде­ни­ях напи­са­ны толь­ко на казах­ском язы­ке. На съез­де так­же была при­ня­та резо­лю­ция из пяти пунк­тов, в кото­рых содер­жа­лось тре­бо­ва­ние не толь­ко дать пять посто­ян­ных мест пред­ста­ви­те­лям каза­ков в пар­ла­мен­те, но и пере­дать на баланс Коор­ди­на­ци­он­но­го сове­та все рус­ские област­ные теат­ры, обес­пе­чить доступ к теле­ви­зи­он­но­му эфи­ру и создать про­пор­ци­о­наль­ное при­сут­ствие каза­хов и рус­ских в госструктурах.

В ответ пред­ста­ви­те­ли казах­стан­ско­го наци­о­на­лиз­ма в сво­ём глав­ном печат­ном рупо­ре — газе­те «Жас Алаш» обви­ни­ли каза­ков в том, что те хотят вне­сти сму­ту в ста­биль­ность рес­пуб­ли­ки. «Пред­ло­же­ние о предо­став­ле­нии мест в пар­ла­мен­те стра­ны для пред­ста­ви­те­лей рус­ских, каза­чьих и сла­вян­ских орга­ни­за­ций мало того что не соот­вет­ству­ет демо­кра­ти­че­ским прин­ци­пам, так еще и пред­по­ла­га­ет изме­не­ние Кон­сти­ту­ции», — гнев­но выска­за­лась газе­та. «Про­сить на зако­но­да­тель­ном уровне закре­пить про­пор­ци­о­наль­ное наци­о­наль­ное пред­ста­ви­тель­ство в орга­нах госу­дар­ствен­ной вла­сти озна­ча­ет при­знать то, что в Казах­стане име­ет место дис­кри­ми­на­ция по наци­о­наль­но­му при­зна­ку… В какой еще стране мира ока­зы­ва­ют столь­ко вни­ма­ния сохра­не­нию и раз­ви­тию куль­ту­ры, язы­ка и тра­ди­ции этно­сов, насе­ля­ю­щих Казах­стан? Кто может гаран­ти­ро­вать, что в Рос­сии, кото­рая по сво­ей струк­ту­ре явля­ет­ся феде­ра­тив­ным госу­дар­ством, про­во­дит­ся такая толе­рант­ная наци­о­наль­ная поли­ти­ка?» — про­дол­жа­ет автор ста­тьи Данеш Узак.

Каза­ки и лич­но Юрий Заха­ров счи­та­ют, что подоб­ные ста­тьи — про­ис­ки «пятой колон­ны» в чинов­ни­че­стве Казах­ста­на. Заха­ров при­нял кор­ре­спон­ден­та «Новой» в офи­се каза­ков в Алма-Ате — боль­шом бре­вен­ча­том доме-музее Почёт­но­го ата­ма­на Казах­ста­на Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. По доро­ге к огром­но­му каби­не­ту жур­на­ли­ста про­во­дил чело­век в воен­ной каза­чьей фор­ме. Сам Заха­ров сидит за огром­ным сто­лом в белой руба­хе, а на сто­ле сто­ят три фла­га — казах­стан­ский, рос­сий­ский и аме­ри­кан­ский. Над голо­вой Заха­ро­ва порт­рет Назар­ба­е­ва в воен­ной фор­ме — прав­да, не казачьей.

Про­чи­тав жур­на­ли­сту лек­цию о том, что луч­ше все­го наро­ду жилось при Ста­лине, но ком­му­ни­сти­че­ский про­ект был обре­чён, пото­му что «был заду­ман оче­ред­ной бунт про­тив Бога», Заха­ров обру­шил­ся на весь чинов­ни­чий аппа­рат стра­ны. «Они анга­жи­ро­ва­ны сего­дня совсем дру­гой вла­стью — кото­рая наце­ле­на на раз­ру­ше­ние еди­но­го Тамо­жен­но­го сою­за Казах­ста­на, — кате­го­рич­но гово­рит Вер­хов­ный ата­ман. — Где-то голо­ва все­го это есть — и она рядом с пре­зи­ден­том нахо­дит­ся. Чем более неуве­рен­но будет чув­ство­вать себя пре­зи­дент — тем про­ще им манипулировать».

Имён Заха­ров не назы­ва­ет, но пояс­ня­ет, что послед­нее, в чём ему нача­ло чинить пре­по­ны чинов­ни­че­ство, — это попыт­ка выдви­же­ния Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва на Нобе­лев­скую пре­мию мира за помощь в реги­стра­ции Все­мир­но­го сою­за каза­чьих ата­ма­нов. Объ­яви­ли об этом в Пав­ло­дар­ской обла­сти, а потом там неожи­дан­но сня­ли за кор­руп­цию аки­ма, кото­рый это всё под­дер­жал — нашли в этом вре­ди­тель­ство. «Бьют по моей рабо­те, на кото­рую я, к сло­ву, затра­тил колос­саль­ную сум­му — почти мил­ли­он дол­ла­ров за два года», — гово­рит Захаров.

От обви­не­ния в поли­ти­че­ских амби­ци­ях Вер­хов­ный ата­ман вся­че­ски откре­щи­ва­ет­ся, утвер­ждая, что его меч­та — «дожить до того момен­та, когда Нур­сул­тан Аби­ше­вич пере­даст власть пре­ем­ни­ку». Сам Заха­ров хотел бы «пере­ку­рить», посколь­ку ему «гадят» в том чис­ле и рос­сий­ские спец­служ­бы. «Мы с рос­сий­ским посоль­ством в натя­ну­тых отно­ше­ни­ях: мы их кри­ти­ку­ем за то, что вооб­ще не чув­ству­ем от них ника­кой под­держ­ки. Всё, что сей­час есть у нас — 30 орга­ни­за­ций, — содер­жат­ся в основ­ном за счёт мое­го биз­не­са: я за два­дцать пять лет потра­тил почти 12 мил­ли­о­нов дол­ла­ров — прак­ти­че­ски каж­дый вто­рой дол­лар, кото­рый я зара­бо­тал», — рас­суж­да­ет ата­ман. Заха­ров прак­ти­че­ски не скры­ва­ет, что хотел бы полу­чать боль­ше пози­тив­ных сиг­на­лов от Рос­сии, кото­рая оза­бо­че­на кон­цеп­ци­ей «рус­ско­го мира». «У нас будет вели­кий и неде­ли­мый Казах­стан. Союз­ный Казах­стан, под­чёр­ки­ваю, союз­ный матуш­ке Рос­сии», — пате­ти­че­ски заклю­ча­ет он.

Театр воен­ных действий
Поли­то­лог Айдос Сарым, наблю­да­ю­щий за ини­ци­а­ти­ва­ми каза­ков, назы­ва­ет про­ис­хо­дя­щее «кло­у­на­дой» и счи­та­ет, что это — «не от боль­шо­го ума». «Их сло­ва вызы­ва­ют мно­го недо­воль­ства не толь­ко сре­ди казах­ско­го насе­ле­ния, но и в целом по стране, — гово­рит Сарым. — Вме­сто того что­бы тре­бо­вать себе какие-то непо­мер­ные при­ви­ле­гии, ко-торые им никто ни при каком рас­кла­де не даст, каза­кам сто­и­ло бы про­ве­сти не одну науч­но-прак­ти­че­скую кон­фе­рен­цию, что­бы опре­де­лить­ся, кто они вооб­ще такие. Нынеш­ние фило­соф­ские блуж­да­ния и порож­да­ют сомни­тель­ные амби­ции». С Сары­мом согла­ша­ет­ся казах­стан­ский жур­на­лист Пётр Тро­цен­ко. «При всём жела­нии поли­ти­че­ской силой они не явля­ют­ся хотя бы пото­му, что ниче­го в Казах­стане не явля­ет­ся поли­ти­че­ской силой, кро­ме пре­зи­дент­ской пар­тии «Нур Отан», — иро­ни­зи­ру­ет он. — Меж­ду собой они могут решать что угод­но и выдви­гать какие угод­но тре­бо­ва­ния, но это не при­ве­дёт ни к каким изменениям».

Как бы там ни было, каза­ки ста­ли круп­ным явле­ни­ем в жиз­ни стра­ны, при­чём не толь­ко поли­ти­че­ским. В 2014–15 годах каза­чьи орга­ни­за­ции подо­зре­ва­ли в том, что они могут быть при­част­ны к отправ­ке доб­ро­воль­цев на Дон­басс. Один доб­ро­во­лец из Ураль­ска — Вла­ди­мир Конда­ков — тогда погиб, и он офи­ци­аль­но состо­ял в каза­че­стве. И хотя каза­ки вся­че­ски отме­же­ва­лись от погиб­ше­го това­ри­ща, сво­ей под­держ­ки доб­ро­воль­цам они почти не скры­ва­ли. «Это их реше­ние, кото­рое они при­ни­ма­ют само­сто­я­тель­но. Если наш казак захо­чет поехать — ради бога, он уже взрос­лый чело­век. Я гово­рю таким людям, что зако­ном это запре­ще­но, но мы сами запре­тить нико­му ниче­го не можем. Знаю, что наши ураль­ские каза­ки, кото­рые про­жи­ва­ют в Рос­сии и име­ют рос­сий­ское граж­дан­ство, езди­ли на Дон­басс на пере­до­вую», — гово­рил в фев­ра­ле 2015 года вой­ско­вой ата­ман из Ураль­ска Сер­гей Иртикеев.

Про­шед­шие в про­шлом году «воен­ные уче­ния» в Шым­кен­те при уча­стии Тох­та­ра Туле­шо­ва лишь доба­ви­ли подо­зре­ний в отно­ше­нии недру­же­лю­бия при­мер­но 300 тысяч каза­ков по отно­ше­нию к осталь­но­му насе­ле­нию Казах­ста­на. И хотя Юрий Заха­ров согла­ша­ет­ся, что «каза­ки — народ вои­нов», он кате­го­ри­че­ски про­тив того, что­бы «семи­на­ры» «по воз­рож­де­нию каза­чьей куль­ту­ры», посто­ян­но про­во­ди­мые на тер­ри­то­рии Казах­ста­на, назы­ва­ли воен­ны­ми уче­ни­я­ми. Мол, каза­ки — очень миро­лю­би­вый народ, гото­вый слу­жить идее «рус­ско­сти».

Эту идею Заха­ров сото­ва­ри­щи актив­но про­дви­га­ет в сво­ей про­филь­ной газе­те «Каза­чий курьер». Газе­та выхо­дит от слу­чая к слу­чаю, но зато заяв­лен­ным тира­жом в 200 тысяч экзем­пля­ров. В пред­вы­бор­ном выпус­ке за апрель 2015 года Заха­ров раз­вил мысль о сво­ей вер­но­сти и вер­но­сти каза­ков пре­зи­ден­ту — интер­вью ата­ма­на в выпус­ке зани­ма­ет четыр­на­дцать стра­ниц из два­дца­ти четы­рех. Прав­да, с очень неожи­дан­ны­ми пас­са­жа­ми: «Я думаю, что наше буду­щее — Союз Совет­ских Суве­рен­ных Рес­пуб­лик», «Необ­хо­ди­мо наци­о­на­ли­зи­ро­вать кон­троль­ные паке­ты госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щих моно­по­лий и вер­нуть все­му наро­ду все заво­е­ва­ния Октяб­ря» — и так далее. Но общий посыл поня­тен: каза­ки все­гда с пре­зи­ден­том, пото­му что он за объ­еди­не­ние с Рос­си­ей — читай, за «рус­ский мир». Сам Назар­ба­ев такой поста­нов­ке вопро­са, навер­ное, уди­вил­ся бы.

«Я бы в поня­тие «рус­ский мир» вклю­чил и наших бра­тьев-каза­хов. Они тоже вырос­ли и впи­та­ли в себя с дет­ства рус­ский язык, эле­мен­ты рус­ской куль­ту­ры», — заявил Вер­хов­ный ата­ман в интер­вью казах­стан­ским СМИ. На такой док­трине, прав­да, дале­ко в Казах­стане не уедешь, а в Рос­сии казах­стан­ских каза­ков не очень любят. РПЦ отно­сит­ся к ним скеп­ти­че­ски из-за «исла­ми­за­ции» каза­че­ства (сам Заха­ров женат на казаш­ке, и его пер­вый зам — тоже казах), а Путин, кото­ро­му каза­ки писа­ли, тре­буя 5 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров и ост­ров Саха­лин за гено­цид каза­чье­го наро­да, поче­му-то их про­сто про­игно­ри­ро­вал. Так что оста­ёт­ся пока слу­жить Назар­ба­е­ву, кото­рый «воз­вра­ща­ет нас в лоно импе­рии: была импе­рия Чин­гис­ха­на, Рос­сий­ская импе­рия, Совет­ский Союз, сего­дняш­няя Рос­сия — мы все оттуда».

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

 

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций