Необходимо усилить роль парламента и правительства, за счет ослабления президентской власти, заявил недавно Нурсултан Назарбаев. Однако эксперты, опрошенные редакцией, считают, что передача полномочий от президента парламенту в нынешней ситуации нереальна.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал о необходимости усиления в стране роли правительства и парламента за счет ослабления президентской власти. Как передают информационные агентства, это заявление Назарбаев сделал в ходе заседания Совета глав правительств СНГ, проходящего под Астаной.
«Наверное, больше прав надо дать парламенту и правительству. До сих пор у нас была президентская власть, вы знаете. Серьезная вертикаль, сильная президентская власть. По мере роста количества среднего класса, наверное, надо ослаблять и больше давать возможность самостоятельно работать правительству, и больше передавать полномочия парламенту», — цитирует Назарбаева сайт НАКАНУНЕ.kz.
Реально ли дать больше власти парламенту и правительству с учетом того, что сейчас они формируются президентом и что надо сделать в Казахстане, чтобы слова Назарбаева стали реальностью?, — был задан вопрос экспертам.
Политика Амиржана Косанова радует сам факт того, что елбасы лично признал отсутствие цивилизованного баланса сил между ветвями власти.
«Но, кажется, дальше слов дело не пойдет. Ибо есть определенное несоотвествие заявлений президента и принимаемыми решениями. О необходимости усиления роли парламента и правительства президент говорил накануне выборов, но в его «Плане нации — 100 шагов» нет ни слова об этом. Даже нет слова «политические реформы»», — подчеркивает Косанов.
По мнению политика, ожидаемый постназарбаевский период заставит-таки президента принять определенные коррективы в конструкции власти, в том числе и в перераспределении полномочий между ветвями власти.
«Было бы отрадно, если бы такие перемены были осуществлены с опытом цивилизованных стран, где давно уже сформировлся такой баланс. У нас же может иметь место иное. А именно: перераспределение полномочий между президентом, парламентом и правительством может быть осущестлено по субъективным мотивам и причинам. Часть полномочий может отойти самому президенту, согласно закону «О первом президенте — Лидере нации». А полномочия других ветвей может зависеть от того, кто конкретно будет занимать то или иное кресло, — предполагает Косанов.
Он считает, что наверняка, внутри власти уже идет поковерная борьба за место под постназарбаевским солнцем.
«Скорее всего, идет борьба уже и за части полномочий исходя из обещанных тому или иному клану высших должностей. Возможно, именно по этой причине пока не видно четких шагов, которые бы стали началом этих реформ. Но надо понимать, что такая конфигурация, основанная на субъективных моментах, не может быть стабильной в будущем», — заключил Амиржан Косанов.
В свою очередь руководитель общественного движения «Ұлт тағдыры» Дос Кушим, считает, что де-юре все возможно.
«Документально или законодательно придать форму можно чему угодно, а от этого, мне кажется, станет легче самому президенту. Но сейчас, когда парламент почти весь состоит из партии «Нур Отан», а сам глава государства является лидером этой партии, передача полномочий парламенту выглядит, нереальной. Это как давать власть из своей левой руки в правую», — говорит общественный деятель.
Что надо сделать для того, чтобы его слова стали реальностью? “Для начала нужно провести честные выборы, как президентские, так и парламентские, потом все остальное”, — считает Дос Кушим.
В заключение он заметил, что его радует сам факт того, что глава государства поддержал идею об усилении роли парламента, о чем уже давно говорят в гражданском обществе. “Хорошо, хотя бы то, что, он говорит об этом открыто. Может, президент наконец понял, что пришло это время, и это радует”, — поделился мнением Дос Кушим.
Между тем президент фонда «Кенесары Хан» Уалихан Кайсаров довольно скептически воспринял слова елбасы.
«Как-то не верится, что человек, который был более двадцати лет у власти, добровольно поделится полномочиями. Назарбаев об этом не первый раз говорит, ведь. Помните, были совещания по демократизации, НКВД, но ничего же не изменилось», — напомнил он .
По словам экс-сенатора, воплощение идеи об ослаблении президенсткой власти при при елбасы, нереально.
«Чтобы претворить в жизнь не надо говорить, нужно просто брать и выполнять. Если бы президент хотел это сделать на самом деле, он бы это сделал давно. Назарбаев просто пытается облагородить себя этими идеями или ввести в заблуждение народ, как всегда обнадежить его невыполнимыми обещаниями. Честно говоря, я даже не представляю, что нужно сделать для того, чтобы его слова стали реальностью», — признался Уалихан Кайсаров.
Подобные заявления главы государства ориентированы больше на будущее, считает политолог Андрей Чеботарев.
«Аналогично тому, как это имело место в 70‑х годах в Испании, когда была диктатура генералисимуса Франка. После его ухода постепенно начался процесс передачи власти, трансформации в парламентско-конституционную монархию. В принципе, ему тогда удалось это сделать, чтобы эта система заработала, но потом в постфранкисткий период, там были конечно, свои сложности. Знаменитый пакт Монклоа надо было подписать политическим силам», — вспомнил он исторические факты.
Политолог плохо представляет насколько реальны слова президента и как они могут воплотиться в жизнь.
«Как это будет происходить у нас, я честно говоря, не представляю. По этому поводу мы написали с коллегами целую книгу, если вы помните, там ряд сценариев. Но следует отметить, что за последние два месяца президент уже несколько раз озвучивает подобные идеи. На мой взгляд, это говорит о том, что он сам тоже озабочен преемственностью верховной власти в Казахстане. Как это будет реально, что для этого надо сделать? Трудно сказать, видимо, будут приняты какие-то поправки в Конституцию предусматривающие определенный переход, это же все не одномоментно будет переходить, а после, в постназарбаевский период. Единственное, пока неясно, это будет усиление парламента и немного правительства или наоборот. Системы правления в разных странах разные, и копия здесь может оказаться неэффективной», — полагает Чеботарев.
По его словам, президент возможно и не собирался ничего менять, а просто пытается зондировать почву.
«Может это было просто пробросом с целью зондирования общественного мнения, как внутри страны так и вне, и никто ничего менять не собирался? — задается он вопросом. — Но сам факт, что он неоднократно об этом говорит, хороший показатель. Основный тренд обозначен, и вопрос транзита власти, больше не является табу, это главное», — резюмировал Андрей Чеботарев.