- 05.01.2016
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
или имитационный патриотизм?
Конечно, на фоне ухудшающегося уровня жизни простых граждан немного не к месту прозвучали его слова о том, что «наша страна завершила прошедший год с положительными экономическими показателями, несмотря на непростые условия на мировых рынках».
Понятно, что аппарат елбасы постарался предоставить ему радужную картину, подготовив к совещанию материалы с позитивными цифрами. Но о каких «положительных экономических показателях» можно говорить? Прислушаемся к зарубежным экспертам и их прогнозам и поймем, что излишний оптимизм власти не совсем соответствует действительности.
Например, агентство Bloomberg предрекает значительное подорожание доллара в наступившем 2016 году, отмечая, что «доллар укрепляется против других мировых валют уже три года, однако нынешний может стать «историческим». Уже на международном уровне «засветился» и наш тенге: чужеземные эксперты признали, что «с начала года он девальвировал на 85,2%, продемонстрировав наибольшее снижение к американскому доллару по сравнению с другими валютами СНГ и Европы. При этом по итогам 2‑х лет (2014 – 2015 годы) тенге занял 2‑е место среди валют стран СНГ и Европы по глубине девальвации».
Учитывая сырьевую ориентированность тенге (продаем-то сырье за доллары!) и привязку его к российскому рублю (те же аналитики авторитетного РБК прогнозируют падение цен на нефть до 17 долларов, а курс рубля за 125), сложно солидаризоваться с оптимизмом нашей власти.
Как отметил президент: «Мы подошли к самому сложному этапу – начинается реализация Пяти институциональных реформ. Проделана большая подготовительная работа, приняты соответствующие документы. Необходимо, чтобы Администрация Президента, Правительство, каждое министерство и акимат приняли участие в практическом выполнении поставленных задач. Национальная комиссия по модернизации продолжает свою деятельность, будет отчитываться передо мной и обеспечивать недопущение каких-либо послаблений по всем направлениям».
Снова упование только на госорганы и чиновников! Почему бы для начала ту же Нацкомиссию по модернизации не сделать более репрезентативной, привлечь больше представителей гражданского общества, расширить ее круг и возможности. Елбасы же говорил, что эти реформы – дело всенародное. Считаю политическим и логическим нонсенсом то, что ее возглавляет премьер: он глава исполнительной власти, у него своих проблем с экономикой – пруд пруди, а модернизация – более широкое понятие.
Такие шаги сразу же сняли бы вопросы отчетности и подотчетности, соответственно, и эффективности деятельности Нацкомиссии.
Хотя, судя по последним арестам гражданских активистов и независимых журналистов (Гузель Байдалинова, Болатбек Билялов, Рафаэль Балгин, Серикжан Мамбеталин, Ермек Нарымбаев), в Акорде и ее окрестностях мало кто задумывается на тему широкого вовлечения общественности в процесс осуществления реформ.
Говоря о реформах, президент акцентирует внимание на внутривластных вопросах, например таких, как «совершенствование государственной службы». Получается, что госслужащие будут сами себя «реформировать». Этот же тезис относится и к словам президента о судах: «…В рамках обеспечения верховенства закона сама судебная система должна быть инициатором преобразований». А как это возможно в условиях полной зависимости суда от политического руководства страны?
«Кроме того, планируется принятие Патриотического акта, в котором будут определены ключевые направления дальнейшей деятельности по укреплению единства народа, толерантности и доверия», – сказал президент. И сразу же вспомнился американский аналог такого документа. Хотя там слово «патриот» выступает как вид аббревиатуры – акроним, то есть состоящий из начальных букв слов в названии документа: USA PATRIOT Аct – Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001 (Акт «О сплочении и укреплении Америки путем обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму» 2001 г.). Это федеральный закон, принятый в США в октябре 2001 года, который дает правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами. Он был принят после теракта 11 сентября 2001 года и, в частности, расширил права ФБР по подслушиванию и электронной слежке, что многими было расценено как нарушение четвертой поправки к Конституции США. А наша власть и так держит под колпаком всю страну! Куда уж дальше расширять полномочия спецслужб.
Общеизвестна любовь власти к разным звучным идеологическим штучкам, о которых все благополучно забывают через некоторое время. Вспомните те же «20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», «10 сокрушительных ударов по коррупции».
Подчеркнул президент также и «персональную ответственность за результаты», сказав фразу, которая вмиг стала популярной в социальных сетях: «При этом недопустима имитация реформ. Те, кто станет препятствовать реализации преобразований, будут отстранены от должностей». А у нас имитируется все! И псевдоуспехи, когда акимы и министры имитируют бурную деятельность. И квазиборьба с коррупцией. И выборы, когда ЦИК имитирует всеобщую 97-процентную любовь народа к власти. И патриотизм, когда властьимущие хранят свои кровные в оффшорах и заранее подготовили себе на Западе «запасные аэродромы». У нас некоторые даже ухитряются имитировать оппозиционную деятельность.
Имитируются и реформы – все более или менее значимые реформенные шаги задевают кровные интересы ближнего окружения самого президента! Недавно елбасы сравнивал предстоящие реформы с деятельностью власти в середине 90‑х, когда премьер-министром был ныне опальный Акежан Кажегельдин. Тогда реформы, несмотря на их болезненность и сложность, были реализованы, в том числе и потому, что не сформировался еще этот алчный, бесконтрольный и главное структурированный ближний круг президента, с которым ему уже трудно совладать. И он сам зависит от временных фаворитов, которые сегодня к нему вхожи. Их недовольство реформаторскими инициативами елбасы будет почище, чем народный гнев.
Читать оригинал статьи: