Узбекистан подводит итоги выборов в нижнюю палату парламента, прошедшие в минувшие выходные. Окончательный результат волеизъявления избирателей будет известен к концу года, однако, глядя на предварительные итоги, можно констатировать, что сенсации не произошло.
По словам председателя Центральной избирательной комиссии Узбекистана Мирзы-Улугбека Абдусаломова, явка на выборах в законодательную (нижнюю) палату Олий Мажлиса составила 89% и большинство мест в парламенте получит партия власти — Либерально-демократическая партия Узбекистана.
По предварительной информации, от либерал-демократов в нижнюю палату парламента избрано 47 депутатов, от демократической партии «Миллий тикланиш» — 28, от Народно-демократической партии Узбекистана — 21 и от социал-демократической партии «Адолат» — 17 депутатов.
Депутаты в нижнюю палату парламента были избраны по 113 избирательным округам. В 22 округах ни один из кандидатов не набрал половины голосов, и в этих округах в течение двух недель будет проведено повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Экологическое движение Узбекистана на своей республиканской конференции также выбрало 15 представителей, которые получат депутатские мандаты без каких либо всенародных выборов.
Всего в законодательной палате РУ заседают 150 народных избранников.
Что касается откликов на прошедшие выборы, то они традиционно разнятся. Представители ЦИК РУ, наблюдатели от ШОС и стран СНГ считают, что выборы прошли организованно, прозрачно, в соответствии с демократическими нормами и стандартами и без серьезных нарушений.
Как отметил на брифинге председатель Центризбиркома Абдусаломов, «выборы прошли в полном соответствии с требованиями нашей Конституции и избирательными законами и, разумеется, с международными демократическими правовыми нормами. В этом ни у кого не должно быть никаких сомнений».
Впрочем, сомнения есть. Так, миссия наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ полагает, что конкурентной борьбы не было, а все четыре партии поддерживали действующую власть, дополняли друг друга, а не конкурировали между собой.
Это действительно так, оппозиционных политических партий в Узбекистане не существует, а все допущенные до выборов партии поддерживают курс главы государства. Созданные за рубежом оппозиционные партии «Эрк» («Свобода») и «Бирлик» («Единство»), а также движение «Бирдамлик» («Солидарность») не принимали участия в выборах, а напротив — призывали к бойкоту.
Но, как показали выборы, явка была высокой, что признали и наблюдатели от ОБСЕ. Кстати, российские политологи тоже обращают внимание на явку избирателей. Получается, что каким-то неведомым способом миллионы узбеков, работающие в РФ, сумели проголосовать всего на двух избирательных участках в Москве и Новосибирске. Или все без исключения избиратели проголосовали в самой республике? Вопрос, однако.
Также отметим, что нынешние выборы имеют существенное отличие от предыдущих. Согласно законодательству РУ победившая партия получает право на выдвижение кандидатуры премьера, а также в дальнейшем может отправлять в отставку правительство страны.
Впрочем, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов в интервью изданию РБК заявил, что не сомневается в том, что «имя премьер-министра будет по-прежнему называть Ислам Каримов». (С 2003 года должность главы правительства занимает один из ближайших соратников президента Шавкат Мирзияев.)
Другой эксперт — заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин, комментируя новшество о наделении победившей партии правом выдвинуть премьера, предположил, что таким образом «сделана попытка отхода от суперпрезидентской республики».
«Пока это скорее декларация о намерениях, пока это обозначение движения, по которому Ташкент очень осторожно, очень медленно, очень взвешенно, очевидно, собирается идти», — цитирует Андрея Грозина РИА «Новости».
Другими словами, Узбекистан не пойдет по пути Кыргызстана и в республике не появится новый парламентский центр власти, альтернативный президенту Исламу Каримову.
Впрочем, пока нет официальных заявлений, что 77-летний Ислам Каримов (столько лет ему исполнится 30 января 2015 года) будет в очередной раз участвовать в президентских выборах, запланированных на март следующего года. Но, откровенно говоря, других кандидатур на президентский пост в Узбекистане не просматривается.
И если не случится форс-мажор, то с вероятностью в 99% можно прогнозировать, что Либерально-демократическая партия Узбекистана в очередной раз выдвинет на пост президента кандидатуру падишаха.