Главным внутриполитическим событием этой недели стало выступление Нурсултана Назарбаева на расширенном заседании политсовета НДП «Нур Отан» в Астане с ежегодным президентским посланием народу Казахстана. Необычность случившегося во вторник состоит в том, что это произошло на два-три месяца раньше, чем обычно, плюс совместному заседанию обеих палат парламента РК глава государства почему-то предпочел собрание руководства возглавляемой им политической партии.
По словам самого «лидера нации», досрочность оглашения послания объясняется тем, что ухудшающаяся ситуация в мировой экономике не оставляет времени на раскачку, а казахстанскому правительству необходимо оперативно принять все возможные меры для предотвращения негативных тенденций. Однако тот факт, что елбасы озадачивал не высший орган законодательной власти республики, а собрание однопартийцев, пусть и расширенного формата, вызвал многочисленные гадания в обществе.
Зачем и куда послал Назарбаев
Лично мы согласны с мнением, что подобный формат не случаен и вызван тем, что впереди досрочные выборы. Вопрос только, какие? Президентские или парламентские? Логика подсказывает, что обновлять мажилис в нынешних условиях нет необходимости, поскольку принципиальная оппозиция после 2012 года в стране перестала существовать, а последняя неподконтрольная Акорде политическая партия в лице КПК в скором времени будет закрыта за «недостоверность» ее партийных списков.
Поэтому похоже, что впереди досрочные президентские выборы. Причем выборы именно Назарбаева. Нет никаких сомнений в том, что Нурсултан Абишевич будет баллотироваться на них и победит с подавляющим преимуществом. Однако вопрос в том, пойдет ли он на выборы кандидатом от НДП «Нур Отан» или будет выдвинут широкой коалицией политических сил? Мы склоняемся к последнему варианту, поскольку «лидер нации» по определению должен поддерживаться всеми казахстанцами, а не только своими однопартийцами!
Это означает, что елбасы может уступить место лидера правящей партии кому-нибудь другому, а конкретно — Дариге Нурсултановне Назарбаевой, которая, напомним, уже является главой парламентской фракции НПД «Нур Отан» и вице-спикером мажилиса. С этой позиции до места своего отца ей только рукой подать, особенно если она возглавит нижнюю палате казахстанского парламента.
Не будем подробно комментировать само президентское послание. Отметим только, что оно посвящено новой экономической политике Казахстана «Нурлы жол», которая, по словам елбасы, будет иметь контрциклический характер и направлена на продолжение структурных реформ в отечественной экономике.
Ничего принципиально нового Назарбаев не озвучил — речь идет о мероприятиях и действиях, давно реализуемых правительством, только теперь названных звучным именем.
Куда важнее другое — глава государства распечатал Нацфонд РК. Как говорят на Востоке, «сколько ни говори халва, во рту слаще не станет». А тут вполне солидная прибавка: три миллиарда долларов ежегодно в течение 2015—2017 годов дополнительно к гарантированному трансферту в республиканский бюджет. С учетом уже анонсированных разовых траншей общий размер дополнительной господдержки составит за три года около 15 миллиардов долларов против 10 миллиардов в 2007—2009 годах.
Подобная щедрость елбасы свидетельствует о том, что Казахстан вступил в полосу чрезвычайной экономической турбулентности, а попросту говоря, мы оказались в таком глубоком кризисе, что Нурсултану Назарбаеву пришлось прибегнуть к последнему аргументу своей экономической политики — средствам, накопленным в Нацфонде РК. Однако сам «лидер нации» по-прежнему тщательно избегает упоминать слово «кризис», более того, заявил, что виной всему внешние неблагоприятные факторы.
В завершение этой части нашего обзора мы хотим обратить внимание наших читателей на то, что послание президента РК народу Казахстана от 17 января 2014 года называлось «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Согласитесь, весьма оптимистично. С того времени прошло порядка девяти месяцев, и новое президентское послание от 11 ноября 2014 года уже озаглавлено иначе: «Нурлы жол — путь в будущее».
В связи с этим так и напрашивается вопрос: почему Акорда решила поскромничать? Согласитесь, одно дело, когда казахстанский путь начертан до 2050 года, и совсем другое, когда просто указано направление — в будущее. Ведь будущее бывает разным — и не только хорошим, процветающим и благополучным, но и плохим, кризисным и проблемным. Поэтому, когда нас отправляют вперед, вооружив программой действий для правительства, на которое мы повлиять никак не можем, это сомнительная затея.
По следам перестановок
Еще одна неожиданность, которая, впрочем, оказалась не замеченной в стране — перечень ораторов, выступивших на расширенном заседании политсовета НДП «Нур Отан» после Назарбаева.
Например, от имени правительства докладывал не премьер-министр РК Карим Масимов, как того требовала бюрократическая и внутриполитическая логика, а его первый заместитель Бакытжан Сагинтаев. Согласитесь, это выглядит весьма странно, тем более что происходит отнюдь не в первый раз.
После Сагинтаева слово получил отнюдь не первый заместитель председателя НДП «Нур Отан» Бауыржан Байбек, а глава парламентской фракции партии и вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева. Что касается Байбека, то он выступил после старшей дочери «лидера нации».
Далее ораторствовал глава Национальной палаты предпринимателей РК Аблай Мырзахметов, считающийся в последнее время креатурой председателя президиума Национальной палаты предпринимателей Тимура Кулибаева.
Из прочих выступающих стоит упомянуть бывшего акима Восточно-Казахстанской области Бердыбека Сапарбаева, ставшего немного позже вице-премьером РК по социальным вопросам. Разговоры о том, что Бердыбек Машбекович вот-вот уйдет на повышение в столицу, ходили в Астане давно, однако было не понятно, куда конкретно. И только сейчас стала понятна цепочка кадровых перемещений, которая в итоге позволила главе государства это сделать.
Для начала Назарбаев назначил Гульшару Абдыкаликову государственным секретарем РК. Для Гульшары Наушаевны это явное повышение, которое к тому же позволило ей уйти с линии огня. Другое дело, что, как только это кресло понадобится елбасы для кого-то другого, Абдыкаликова будет передвинута или в сенаторы или отправлена послом Казахстана за границу — собственного политического веса у нее нет и появиться он в принципе не может.
Причины, по которым елбасы назначил заместителем Масимова опытного бюрократа с хорошими административными способностями, вполне понятны. В условиях экономического кризиса и острой необходимости ослабить его негативное воздействие на социальное самочувствие широких масс населения, особенно перед тем, когда гражданам предстоит стать избирателями, востребованы именно такие люди, как Сапарбаев — крепкие хозяйственники, ничего не упускающие из вида.
Другой назначенец текущей недели из той же колоды. Даниял Ахметов, как и Имангали Тасмагамбетов, является рекордсменом по разнообразию занимавшихся им позиций в государственном аппарате. Он поработал не только акимом нескольких регионов, но и премьер-министром РК, и министром обороны РК. Однако после некоей опалы и пребывания на хозяйственной должности Даниял Кенжетаевич ушел на союзную орбиту — стал членом коллегии Евразийской экономической комиссии. Теперь же Ахметов снова оказался востребованным на родине и с текущей недели он возглавил Восточно-Казахстанскую область вместо Бердибека Сапарбаева.
Тот факт, что эти кадровые перестановки были осуществлены главой государства буквально через несколько недель после кардинальной реорганизации казахстанского правительства, свидетельствуют о том, что кадровая политика Акорды по-прежнему реализуется методом ненаучного тыка.
Игры с Европой
Из внешнеполитических событий, так или иначе касающихся Казахстана или способных повлиять на него, мы выделили прием Нурсултаном Назарбаевым федерального министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера.
Согласно официальному сообщению пресс-службы Акорды, елбасы и его высокий гость обсудили вопросы дальнейшего укрепления двустороннего торгово-экономического, инвестиционного и топливно-энергетического сотрудничества. Однако мы подозреваем, что значительная часть времени была посвящена Украине. Дело в том, что Франк-Вальтер Штайнмайер является одним из главных переговорщиков со стороны Европейского союза по данной проблематике. Он, например, в ближайшее время собирается посетить Москву, в том числе встретиться с Владимиром Путиным.
Общеизвестно, какие надежды ЕС возлагает на Казахстан и лично на елбасы как посредника в деле урегулирования этого острейшего внешнеполитического кризиса. Между тем эти надежды построены на песке. Обычно казахстанский «лидер нации» любит посредничать в различных международных и межгосударственных спорах, но только если это безопасно для него. В данном случае попытка примирить Москву и Брюссель в условиях, когда обострение противоречий еще не достигло высшей точки, а у России слишком много рычагов влияния на Казахстан, сродни попытке примирить волка с овцами — то есть можно пострадать самому.
Так что мы не удивимся, узнав, что Нурсултан Назарбаев на встрече в Астане ограничился словами поддержки Запада и обещанием поговорить с Владимиром Путиным, но не сделает ничего того, чего хотели бы его западные партнеры. Хотя обязательно попытается использовать заинтересованность США и Европейского союза в своих интересах. Хотя бы для того, чтобы заинтересовать иностранных инвесторов наконец-то начать вкладываться в несырьевые отрасли казахстанской экономики.
Новая метла метет по-новому
Из рядовых внутриполитических событий текущей недели мы выделили два.
Во-первых, аппаратное совещание под председательством нового акима Астаны Адильбека Джаксыбекова. Согласно официальному пресс-релизу он «заслушал отчет о текущей ситуации в городе и подробно остановился на проблемных и перспективных вопросах». Причем остановился так, что сразу стало понятно — новая метла метет по-новому. Не факт, что чище, но точно иначе.
Особенно нас умилило то, что: «Аким взял под личный контроль поступающие жалобы и обращения в «Виртуальную приемную» и «Народный контроль» на официальном сайте акимата города и службу «051», а также «поручил заместителям акима и акимам районов уделить первоочередное внимание жалобам и обращениям граждан от момента их поступления до окончательного решения вопроса». Согласитесь, замах аж на миллион, вопрос только — насколько его хватит?
Другое событие касается казахстанских СМИ. «Благотворительный фонд поддержки и развития СМИ Казахстана» при поддержке «Форбс Казахстан» и телеканала ТАН объявили о проведении в Астане 9 декабря 2014 года Казахстанского форума региональных СМИ. Если учесть, что за всеми этими медиаресурсами четко просматривается фигура одного из самых влиятельных приближенных елбасы — Булата Утемуратова, подобная активность вызывает обоснованное недоумение.
Дело в том, что Булат Джамитович с тех пор, как он из простого помощника президента РК превратился в легального долларового миллиардера, не занимается публичной политикой. Хотя кое-какие навыки у него есть со времен приснопамятной Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества при президенте РК (НКВД).
Ну а если учесть активность сыновей Утемуратова, которые стали часто светиться в информационном пространстве, похоже, эта семейка вступила на путь общественно-политической активности. И сам собой напрашивается вопрос — неужели нас кроме досрочных президентских выборов ждут еще какие-то неожиданности?
Нет ответа и на другой актуальный вопрос — почему залег Карим Масимов, хотя, как премьер-министр РК и второй человек в государстве после елбасы, он должен раздавать указания круглые сутки? К чему готовятся он и другие информированные люди?