О ПРИЗНАНИИ ГЕНОЦИДА КАЗАХОВ

Мемо­ран­дум

Вве­де­ние

На про­тя­же­нии послед­них 150 лет казах­ский народ под­вер­гал­ся скры­то­му и откры­то­му при­тес­не­нию по поли­ти­че­ско­му, наци­о­наль­но­му, эко­но­ми­че­ско­му, соци­аль­но­му, воен­но­му, рели­ги­оз­но­му при­зна­кам. Это огром­ный пласт исто­рии, кото­рый в раз­ное вре­мя изу­чал­ся целым рядом уче­ных и про­стых энтузиастов. 

В совет­скую эпо­ху такие люди под­вер­га­лись гоне­ни­ям, их иссле­до­ва­ния и лите­ра­тур­ные тру­ды по этой тема­ти­ке изы­ма­лись, а сами они попа­да­ли под репрес­сии. Парал­лель­но совет­ская идео­ло­гия сти­ра­ла из памя­ти наро­да зна­ко­вые, важ­ные вехи в исто­рии каза­хов, пере­пи­сы­ва­ла исто­рию казах­ско­го наро­да пре­под­но­ся кро­ва­вые эпи­зо­ды тра­ге­дии наро­да как «пере­ги­бы на местах», «незна­чи­тель­ные поте­ри», «борь­ба с басмачеством». 

Фак­ты о Голо­до­мо­ре (Ашар­шы­лық) скры­ва­лись и замал­чи­ва­лись, обна­ро­до­ва­ние таких фак­тов кара­лось суро­вы­ми уго­лов­ны­ми при­го­во­ра­ми, вплоть до расстрелов.

Совре­мен­ная пост­со­вет­ская про­па­ган­да сосед­них госу­дарств ста­ла пре­ем­ни­ком и наслед­ни­ком это­го раз­ру­ши­тель­но­го для госу­дар­ствен­ной неза­ви­си­мо­сти про­цес­са. В послед­ние годы актив­но куль­ти­ви­ру­ет­ся шови­ни­сти­че­ская поли­ти­ка «рус­ско­го мира», кото­рая преж­де была тща­тель­но зака­му­фли­ро­ва­на под совет­ско-ком­му­ни­сти­че­скую идеологию.

Важ­но пони­мать, что кро­ме откро­вен­но шови­ни­сти­че­ских взгля­дов здесь при­сут­ству­ет и про­стое незна­ние исто­рии и фактов. 

Это каса­ет­ся всех важ­ных собы­тий это­го пери­о­да – рос­сий­ской экс­пан­сии XIX века, осво­бо­ди­тель­ной вой­ны каза­хов 1916 года, двух «голод­ных» уда­ров по казах­ской нации 20‑х и 30‑х годов про­шло­го века, вытес­не­ние казах­ско­го язы­ка «совет­ским», Жел­ток­сан 1986-го. 

Пока еще рано объ­еди­нять эти тра­ги­че­ские для казах­ско­го наро­да собы­тия в нечто еди­ное, пла­но­мер­ное и целе­на­прав­лен­ное. Конеч­но, это мож­но и нуж­но делать так­же с куль­тур­ной и исто­ри­че­ской точек зрения. 

Мы убеж­де­ны, что к это­му вопро­су нуж­но под­хо­дить без эмо­ций и домыслов.

На наш взгляд, чет­кое осмыс­ле­ние, фор­му­ли­ров­ки ясных и обос­но­ван­ных выво­дов по наи­бо­лее тра­ги­че­ским собы­ти­ям ХХ века – Голо­до­мо­ру ( Ашар­шы­лық ) нача­ла 30 годов, долж­ны стать отправ­ной точ­кой это­го про­цес­са. Пола­га­ем, что Голо­до­мор ( Ашар­шы­лық ) сле­ду­ет рас­смат­ри­вать вме­сте с собы­ти­я­ми голо­да нача­ла 20‑х, когда, по раз­ным оцен­кам, казах­ский народ поте­рял более мил­ли­о­на чело­век, но окон­ча­тель­ное реше­ние по это­му пово­ду долж­но быть при­ня­то обще­ством и на пра­во­вой основе.

Совре­мен­ное состояние 

Мно­го­чис­лен­ные попыт­ки под­нять тему Голо­до­мо­ра (Ашар­шы­лық) встре­ча­ют в Казах­стане мно­же­ство пре­по­нов, в том чис­ле со сто­ро­ны опре­де­лен­ных сло­ев в обще­стве. Это свя­за­но не толь­ко со все еще гос­под­ству­ю­щей в Казах­стане совет­ской идео­ло­ги­ей, бояз­нью посмот­реть прав­де в гла­за и зави­си­мо­стью вла­стей от «внеш­них фак­то­ров», но и от непо­ни­ма­ния важ­но­сти этих вопро­сов сре­ди насе­ле­ния и неже­ла­ния вла­стей Казах­ста­на при­нять на себя такую ответственность.

Вме­сте с тем, с каж­дым годом отме­ча­ет­ся рост инте­ре­са казах­стан­ско­го обще­ства в целом и отдель­ных граж­дан к про­бле­ме под назва­ни­ем «Ашар­шы­лық». Появ­ля­ют­ся пуб­ли­ка­ции в прес­се, сни­ма­ют­ся худо­же­ствен­ные филь­мы, созда­ют­ся науч­ные и пуб­ли­ци­сти­че­ские труды. 

Но, все это явля­ет­ся кам­па­ней­щи­ной, появ­ля­ясь каж­дый год лишь бли­же к 31 мая (Дню памя­ти жертв поли­ти­че­ских репрес­сий) и мак­си­мум носит дис­кус­си­он­ный характер.

Поли­ти­че­ская воля власти

Ради спра­вед­ли­во­сти сто­ит отме­тить, что вла­сти в послед­ние годы пыта­лись делать мел­кие шаги в этом направ­ле­нии. К это­му мож­но отне­сти откры­тие памят­ни­ков жерт­вам Голо­до­мо­ра (Ашар­шы­лық), пере­из­да­ние кни­ги Михай­ло­ва «Хро­ни­ка Вели­ко­го джу­та», про­ве­де­ние разо­вых офи­ци­аль­ных или неофи­ци­аль­ных меро­при­я­тий. В том чис­ле об этом Нур­сул­тан Назар­ба­ев упо­ми­нал в посла­нии к наро­ду в 2017 году. 

Пре­зи­ден­ту РК Нур­сул­та­ну Назар­ба­е­ву необ­хо­ди­мо про­явить после­до­ва­тель­ность и раз он под­нял этот вопрос, необ­хо­ди­мо про­ду­мать кон­крет­ные шаги по пре­тво­ре­нию его в жизнь, не на сло­вах, а на деле. Для это­го потре­бу­ет­ся поли­ти­че­ская воля и готов­ность при­слу­шать­ся к сво­е­му наро­ду и удо­вле­тво­рить его чаяния. 

Одна­ко в обще­стве эти ини­ци­а­ти­вы встре­ти­ли непо­ни­ма­ние, а по суще­ству – ярую кри­ти­ку. Кро­ме все­го про­че­го, это обос­но­ва­но тоталь­ным недо­ве­ри­ем обще­ства к суще­ству­ю­ще­му режи­му вла­сти в Казахстане. 

Необ­хо­ди­мо посто­ян­но пом­нить о про­ти­во­дей­ствии не толь­ко внут­ри Казах­ста­на, но и со сто­ро­ны ино­стран­ных госу­дарств со схо­жей ком­му­ни­сти­че­ской, пост­со­вет­ской идео­ло­ги­ей, средств мас­со­вой инфор­ма­ции, про­пра­ви­тель­ствен­ных орга­ни­за­ций, наци­о­нал-боль­ше­ви­ков, каза­чьих фор­ми­ро­ва­ний, ком­му­ни­стов и лиц под­дер­жи­ва­ю­щих ком­му­ни­сти­че­скую , фашист­скую идеологии.

Кон­со­ли­да­ция уси­лий общества

Мы – обще­ство, уче­ные, жур­на­ли­сты, поли­ти­ки, дея­те­ли куль­ту­ры и про­сто граж­дане – гото­вы и можем выска­зы­вать не толь­ко пред­по­ло­же­ния по это­му пре­ступ­ле­нию ком­му­ни­сти­че­ско­го режи­ма, но и вся­че­ски содей­ство­вать объ­ек­тив­но­му и все­сто­рон­не­му рас­сле­до­ва­нию фак­та гено­ци­да мил­ли­о­нов человек. 

Форум «Жаңа Қаза­қстан» счи­та­ет, что пер­вым, важ­ным и пра­виль­ным шагом будет «ини­ци­а­ти­ва снизу».

Пло­щад­ка Фору­ма «Жаңа Қаза­қстан», его интел­лек­ту­аль­ные, обще­ствен­ные, поли­ти­че­ские и внеш­не­по­ли­ти­че­ские акти­вы – луч­шая для это­го возможность. 

При­шло вре­мя дей­ство­вать немедленно.

Для это­го важ­но при­вле­кать для рабо­ты меж­ду­на­род­ных и неза­ви­си­мых экспертов.

При­вле­кать для рас­сле­до­ва­ния казах­стан­ские и меж­ду­на­род­ные струк­ту­ры (офи­ци­аль­ные и непра­ви­тель­ствен­ные организации).

Имен­но из тех стран, кото­рые име­ют успеш­ный опыт в реше­нии таких вопро­сов — Укра­и­на, Арме­ния, США, стра­ны Евро­пей­ско­го союза.

Необ­хо­ди­мо создать еди­ный госу­дар­ствен­ный реестр жертв Ашар­шы­лы­ка, на осно­ве фак­тов, доку­мен­тов и сви­де­тельств оче­вид­цев, исто­ри­че­ских документов . 

Необ­хо­ди­мо создать науч­но-иссле­до­ва­тель­ский центр про­блем Ашар­шы­лы­ка финан­си­ру­е­мый из госу­дар­ствен­но­го бюджета.

Пра­во­вые аспек­ты Меморандума

Насто­я­щий Мемо­ран­дум не направ­лен про­тив дру­гих народов, 

не направ­лен на раз­жи­га­ние роз­ни, не направ­лен на про­во­ци­ро­ва­ние поли­ти­че­ских про­цес­сов, кото­рые мог­ли бы повре­дить госу­дар­ству и наро­ду Казах­ста­на или дру­гой стране.

Насто­я­щий Мемо­ран­дум направ­лен на: 

офи­ци­аль­ное, юри­ди­че­ское, зако­но­да­тель­ное, поли­ти­че­ское при­зна­ния гено­ци­да казах­ско­го народа, 

меж­ду­на­род­ное при­зна­ние собы­тия гено­ци­да и его пра­во­вой оценки, 

запуск про­цес­са деком­му­ни­за­ции в Казахстане.

Про­грам­мой мини­мум сле­ду­ет опре­де­лить пра­во­вую оцен­ку Голо­до­мо­ра ( Ашар­шы­лық ) нача­ла 1930‑х годов.

Про­ме­жу­точ­ны­ми целя­ми явля­ет­ся пра­во­вое и поли­ти­че­ское осмыс­ле­ние тра­ге­дии Ашаршылық. 

Необ­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать пра­во­вую осно­ву — закон «о деком­му­ни­за­ции» и закон «об Ашар­шы­лы­ке 1932 – 1933 гг.» и пред­ло­жить обще­ству для широ­ко­го обсуждения. 

Необ­хо­ди­мо дать юри­ди­че­скую и пра­во­вую оцен­ку по при­зна­кам мас­со­вых убийств, гено­ци­да и про­чих пре­ступ­ле­ний про­тив чело­веч­но­сти ком­му­ни­сти­че­ско­го режима.

Необ­хо­ди­мо изжить ком­му­ни­сти­че­скую идео­ло­гию, удер­жи­ва­ю­щую Казах­стан в ком­му­ни­сти­че­ском про­шлом и довле­ю­щую над неза­ви­си­мо­стью Казахстана. 

Это поло­жит нача­ло насто­я­щей инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти Казах­ста­на и фор­ми­ро­ва­нию наци­о­наль­ной казах­стан­ской идео­ло­гии сво­бод­ной от совет­ско­го прошлого. 

При­ня­тие граж­дан­ским обще­ством Мемо­ран­ду­ма «О при­зна­нии гено­ци­да каза­хов» ста­нет под­лин­ным пока­за­те­лем неза­ви­си­мо­сти Рес­пуб­ли­ки Казах­стан. При­ня­тие тако­го доку­мен­та даст мощ­ный тол­чок к про­цес­сам деком­му­ни­за­ции, пере­осмыс­ле­ния про­шло­го и в конеч­ном ито­ге поз­во­лит совер­шить акт покаяния.

Акт пока­я­ния явля­ет­ся важ­ным фак­то­ром в нашей инициативе. 

Пре­кло­не­ние перед памя­тью мил­ли­о­нов сооте­че­ствен­ни­ков, погиб­ших мучи­тель­ной голод­ной смер­тью – это наша обя­зан­ность перед исто­ри­ей, перед буду­щи­ми поколениями.

Обли­че­ние пре­ступ­ле­ний ком­му­ни­сти­че­ско­го режи­ма, поли­ти­че­ско­го шови­низ­ма, выяв­ле­ние фак­тов целе­на­прав­лен­но­го уни­что­же­ния мир­но­го казах­ско­го насе­ле­ния, уве­ко­ве­чи­ва­ние памя­ти погиб­ших – это пра­во казах­ско­го наро­да и его обязанность. 

Наша обя­зан­ность!

Исхо­дя из этого:

мы гото­вы к сов­мест­ной рабо­те с казах­стан­ски­ми и меж­ду­на­род­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми, обще­ствен­ны­ми дви­же­ни­я­ми, госу­дар­ства­ми и отдель­ны­ми граж­да­на­ми, кото­рые пони­ма­ют и чув­ству­ют необ­хо­ди­мость внед­ре­ния наших ини­ци­а­тив в жизнь, 

мы гото­вы к дис­кус­си­ям с теми, кто высту­па­ет про­тив или не пони­ма­ет важ­но­сти тако­го про­цес­са, в том чис­ле, и с наши­ми идео­ло­ги­че­ски­ми оппо­нен­та­ми внут­ри Казах­ста­на и за его пределами,

мы пони­ма­ем, что окон­ча­тель­ное при­зна­ние гено­ци­да невоз­мож­но без кар­ди­наль­ных изме­не­ний во вла­сти и зако­но­да­тель­стве, вклю­чая новую Конституцию,

мы уве­ре­ны, что собы­тие и поли­ти­че­ская оцен­ка гено­ци­да казах­ско­го наро­да в ХХ сто­ле­тии, ста­нут при­знан­ны­ми меж­ду­на­род­ным сообществом! 

Ару­ақ қолдасын!

Автор: Форум «Жаңа Қаза­қстан» Алма­ты, май 2018 года 

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще