Основой для масштабной коррупции в Минобороны стали злополучные тендеры и генеральские «кланы», а армия Казахстана в принципе неконкурентоспособна. Такой печальный вердикт оборонной ситуации в республике вынесли гости «R‑студии» – заместитель руководителя РОО «Совет генералов», генерал-майор запаса Махмут Телегусов и общественный деятель Мурат Телибеков.
В номере “Газеты новостей” за прошлую пятницу журналист Назира Даримбет выбрала самые яркие моменты из прошедшего неделю назад в «R‑студии» прямого эфира.
Артистку в министры!
У нового министра обороны Имангали Тасмагамбетова достаточно потенциала для наведения порядка в военном ведомстве, — считает Махмут Телегусов. Однако его собеседник Мурат Телибеков в принципе не согласен с тем, что должность военного министра занимает гражданское лицо. Кроме того, он сомневается, что в условиях тотальной коррупции можно избавить отдельно взятое министерство от этого явления.
Сам факт смены министра обороны и назначение на эту должность гражданского лица гости студии оценивают с разных позиций.
- Не думаю, что назначение нового министра обороны напрямую связано с украинскими событиями. Здесь нужно смотреть более масштабно, в целом на изменение геополитической и военной обстановки. Если мы говорим, что раньше был пояс безопасности вокруг Казахстана, то сейчас вокруг этого пояса сосредотачиваются силы. Посмотрите, там Украина, здесь Афганистан, иракские события, — объяснил Махмут Телегусов, отвечая на вопрос о смене главы в военном ведомстве.
По его мнению, смена министра обороны имеет несколько причин, но главная — в необходимости усилить обороноспособность страны.
- Президент в последнее время часто говорит о том, что обороноспособность страны нужно усилить. Надеюсь, Тасмагамбетов оправдает надежды главы государства и сможет справиться с задачами, поставленными перед ним. Для этого у него достаточно потенциала.
В свою очередь, Мурат Телибеков не приемлет тенденцию назначения на должность военных министров обычного гражданского чиновника.
- Почему-то у нас должность министра обороны занимают сугубо гражданские лица. Получается, что на эту должность с успехом можно назначить министра сельского хозяйства Мамытбекова или артистку Розу Рымбаеву?! Мне как обывателю непонятна эта логика. Может ли гражданский министр квалифицированно подойти к решению военных вопросов, ведь нужны знания и опыт? При всем моем уважении, мне этот выбор кажется странным, — не согласился с генералом общественный деятель.
Но Телегусов с генеральской выдержкой отстаивал свою позицию.
- Вы знаете, это мировая практика, военными министрами могут быть гражданские люди. В законе «Об обороне» прописано, что министр обороны занимается политическими вопросами, а начальник генштаба, его заместитель — военными. В том числе проблемами боевой готовности, обеспечения, обучения и так далее, — объяснял Махмут Утегенович.
По его словам, в этом плане есть положительные примеры.
- Когда первым из гражданских стал министром обороны Даниал Ахметов, он, по отзывам генералов, за три месяца смог вникнуть в состояние вооруженных сил, — заметил Телегусов. — Офицеры также отметили, что было значительно улучшено социальное положение военнослужащих. В те же времена была создана единая система ПВО.
Откуда взялись «генеральские кланы»?
С тем, что оборонное ведомство погрязло в коррупционных скандалах, согласились оба гостя «R‑студии».
- Коррупция среди генералов — об этом не говорит только ленивый. Это больно бьет по всем нам и ложится пятном. Не важно, действующий ты генерал или в запасе. Мне иногда даже стыдно надевать генеральскую форму, вот и сегодня пришел к вам в «гражданке», — признался генерал-майор Телегусов и задался вопросом: откуда пошла эта повальная коррупция в армии? В 2002 году был принят закон «О госзакупках», когда руководство вооруженных сил, других войск обязали заниматься закупками. И офицеры стали коммерсантами. Этого было нельзя допускать! Потому что главная задача военных — учиться воевать, защищать Родину, а вместо этого им пришлось учиться торговать.
По-своему Махмут Утегенович объясняет и появление «генеральских» кланов.
- В свое время как получилось? После внедрения этого закона начались покупки и продажи. В Минобороны пришли генералы из других ведомств. Каждый приводил своих людей, начали создаваться команды, а затем и кланы. В армии ранее никогда не было клановости генералов, не было разделения по землячеству и так далее. В свое время я писал министру Алтынбаеву, что нельзя привлекать людей из других ведомств. Должны быть четкие критерии, обязательное прохождение военной службы, нужные честные люди и т.д. Выступал и перед депутатами с предложением внести изменения в закон, чтобы оградить ведомство вооруженных сил от участия в тендерах. Пусть этим занимаются профильные министерства, не нужно военным заниматься торговлей, они это не умеют!
В свою очередь, Мурат Телибеков считает, что все дело в тотальной коррупции, и навести порядок в отдельно взятом ведомстве — дело нереальное.
- Армия, будучи частью общества, не может быть отделена от него. Речь идет о системной коррупции: если общество болеет какой-то болезнью, то и армия неизбежно заражается этим недугом. Конечно, ее можно отлучить от тендеров, но ведь это не единственная возможность воровать. Это как-то неестественно, если в этом море коррупции будет островок честности — Министерство обороны. Победить ее в отдельном ведомстве невозможно, — убежден общественный деятель.
Генералов много не бывает
Говорят, что в Казахстане слишком много генералов и мы занимаем одно из первых мест по их количеству, — заметил в ходе беседы Мурат Телибеков и обратился с вопросом к собеседнику: «Сколько у нас в стране генералов, не слишком много»?
Но, по мнению Махмута Телегусова, генералов у нас не так много, а армия не такая уж и маленькая.
- Действующих 185, это в целом по стране, включая все силовые ведомства. Некоторые думают, что это много. Но я так не считаю. Непосредственно в самом Министерстве обороны, наверное, 30 генералов. К слову, по международным стандартам численность армии должна составлять 1% от населения. На сегодня численность казахстанской армии около 68 тысяч, и сейчас нет оснований ее увеличивать, — уверен генерал.
Между тем Мурат Телибеков, отвечая на вопрос по поводу опасений об угрозе со стороны России, сказал: «После украинских событий многие в казахстанском обществе стали поднимать этот вопрос. Но, на мой взгляд, опасения эти не обоснованы. Это в большей степени такие политические разговоры — создать ажиотаж вокруг этого. Не думаю, что есть такая реальная угроза с российской стороны».
В ходе беседы с гостями студии, кстати, выяснилось, что в случае возникновения этой угрозы со стороны другого государства казахстанская армия не сможет отразить нападение.
- Уроки современных конфликтов говорят, что война внезапно не начинается. Министерство обороны должно быть в курсе военно-политической обстановки, прогнозировать будущее, знать, кто реально может представлять угрозу. Исходя из этого, решаются вопросы обороноспособности, чтобы адекватно отвечать на эти угрозы. Мы готовы к конфликтам, так сказать, низкой интенсивности — это борьба с вооруженными бандформированиями. Но не готовы в случае конфликтов средней и высокой интенсивности, а это уже война между государствами. В принципе мы к этому не готовы и не готовимся. В военной доктрине сказано, что в случае таких конфликтов мы будем действовать совместно с дружественными странами. Конечно, мы можем полагаться на соседей и договора, но какой бы сложности конфликт ни возник, страна должна надеяться только на свою мощь, на свою армию, но мы пока не можем, — признался генерал Телегусов.
Выводы и уроки
Коррупционные скандалы, устаревшая техника, непрофессиональный кадровый состав, социальные проблемы военнослужащих — вот неполный перечень проблем казахстанских вооруженных сил. В этой ситуации конкурентоспособность отечественной армии оставляет желать лучшего, к такому выводу пришли в итоге разговора оба гостя студии.
- Армия ведь это не только техника и кадры, это целая идеология, и в этом плане у нас тоже проблемы. Молодой солдат приходит служить и как он рассуждает: кого я буду защищать, чьи земли отстаивать, если она вся продана? Нужно не упускать и это тоже, — подчеркнул Мурат Телибеков
Подвел итоги беседы и генерал-майор:
- В советское время мы были на втором месте после Украины и по кадрам, и по технике. А что же случилось теперь? Боевого духа нет, техника устарела, 30% финансирования армии разворовывается, приходят непрофессионалы. Украинский кризис обнажил проблемы с армией не только в Украине. И нужно из этого делать выводы и извлекать уроки, — поставил точку Махмут Телегусов.
Трудно не согласиться со словами спикеров, особенно если один из них в прошлом профессиональный военный.
Для тех, кто не успел посмотреть онлайн, видеозапись прямого эфира доступна по прямой ссылке: http://youtu.be/f6gGewphU8o
ОТ РЕДАКЦИИ: тем, у кого не получается смотреть видеосюжеты у нас на портале, мы советуем нажать на гиперссылку, чтобы посмотреть сюжет в YouTube, или скопировать ссылку, вставить ее в браузер, чтобы открыть напрямую страницу в YouTube с заинтересовавшим вас сюжетом.