США и КНР практически одновременно объявили о том, что готовы представить мировому сообществу свой взгляд на дальнейшее развитие Центральной Азии. Случайность?
Как сообщает радио «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане), «ожидается публикация выводов различных структур США по пересмотру политики в Центральной Азии». Подробностей пока немного, но из них следует, что Штаты пересматривают свою политику в странах Центральной Азии под воздействием двух факторов.
С одной стороны, это вывод основного военного контингента США и НАТО из Афганистана, а с другой — американцы корректируют свою политику «под влиянием посягательства России на целостностьУкраины и новой политической ситуации на постсоветском пространстве».
«Прежняя политика была направлена в основном на вопросы безопасности. Естественно, что в прошлом ситуация в Центральной Азии рассматривалась на основе ситуации в Афганистане. Поскольку мы выходим из Афганистана, то возникла необходимость по-другому взглянуть на этот регион. Настало время обратить внимание на другие насущные вопросы в Центральной Азии, в частности, связанные с экономикой, политической модернизацией. Потому что в большинстве государств региона управляют не политические структуры, а политика одного лица и это не могло породить серьезные проблемы в долгосрочном плане в регионе», — заявил радио «Озодлик» ведущий специалист по России и Центральной Азии СНБ США Пол Стронский.
К слову, посол США в Казахстане Джордж Крол заявил ИА КазТАГ, что «мы надеемся, что переход власти к следующему президенту РК будет в пользу народа Казахстана. Конечно (США заинтересованы в мирном переходе власти от Назарбаева к следующему президенту — КазТАГ)». Так и хочется сказать, что все мы надеемся, что переход к власти в стране пройдет без вмешательства ближних и дальних партнеров республики, что они не начнут раскачивать ситуацию в своих целях…
Кстати, весьма любопытный факт, радио «Озодлик» подчеркивает, что Соединенные Штаты вовсе не отказались от проекта экс-госсекретаря Хиллари Клинтон о продвижении американского проекта «Нового Шелкового пути» в Центральной Азии.
А это означает, что, скорее всего, впереди всех нас ожидает жесткое противостояние между Штатами и Поднебесной. Потому как через несколько дней состоится ежегодный Боаоский азиатский форум на тему «Новое будущее Азии: продвижение к сообществу общей судьбы», который пройдет в местечке Боао на китайском острове Хайнань. И на этом форуме, вероятно, с докладом выступит председатель КНР Си Цзиньпин, который обнародует планы Поднебесной по реализации своего грандиозного проекта «Один пояс — один путь» («Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века»).
Как заметил на днях глава МИД КНР Ван И, «главным фокусом» внешней политики Китая в 2015 году станет всестороннее продвижение идеи «Один пояс — один путь», и выразил уверенность, что реализация этого проекта возродит Евразию.
На Западе эту инициативу уже окрестили «Китайским планом Маршалла». Однако агентство Синьхуа пишет, что Поднебесная не преследует никаких политических целей и китайская программа «Один пояс — один путь» направлена на то, чтобы «развивающиеся страны стремились к развитию без политических обязательств перед Западом, а также с уверенностью в то, что помощь им может принести выгоду Китаю».
Другими словами, Китай категорически отрицает формирование какого-либо альянса против определенной страны или группы стран и не намерен устанавливать господство в Азии и за ее пределами.
«Китайские инициативы открыты для всех стран, которые хотят мира и развития, и не требуют выполнения каких-либо дополнительных условий», — говорится в статье агентства Синьхуа.
Поговаривают, что китайский проект «Один пояс — один путь» возьмет начало в КНР, а затем пересечет Центральную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Западную Азию и войдет в Европу, покрыв зону, где проживает около 4,4 млрд человек. Он будет включать подробный перечень сотен проектов, затрагивающих железные и автомобильные дороги, аэродромы, порты, энергетику, индустриальные парки и так далее. Реализация проекта позволит создать самый протяженный экономический коридор в мире с огромным потенциалом и широчайшими перспективами развития. И Китай готов взять ответственность на себя за этот глобальный проект мирового масштаба.
Таким образом, вероятно в ближайшие годы (особенно если в кресле президента США окажется Хиллари Клинтон) между Китаем и США развернется нешуточная борьба за влияние на Центральную Азию. И хотя официальные лица США уверяют, что планы Штатов и Китая не являются взаимно исключающими, верится в это с трудом. Ибо вряд ли КНР и США захотят согласовать свои проекты «Шелкового пути». Скорее начнется бескомпромиссная борьба за союзников, сопровождающаяся интригами, цель которых будет ослабить конкурента.