Одной ногой в ИГИЛ

Зачем казахстанцы едут воевать в Сирию, и как их можно остановить


Быв­ший капи­тан «Акжай­ы­ка» Айбек Губай­дул­лин сме­нил фут­боль­ную фор­му на каму­фляж­ную, встав под зна­ме­на «Ислам­ско­го госу­дар­ства». sport.gazeta.kz. Фото Геор­гия СЕМЕНОВА

Казах­стан пре­вра­тил­ся в базу для рекру­тин­га сол­дат для тер­ро­ри­сти­че­ской груп­пи­ров­ки «Ислам­ское госу­дар­ство» (ИГИЛ). Тре­во­гу бьют и внут­ри стра­ны, и за ее пре­де­ла­ми: в ряды тер­ро­ри­стов вста­ют обыч­ные люди, сило­ви­ки и даже фут­бо­ли­сты. При этом эффек­тив­но­го сред­ства про­тив про­па­ган­ды ИГИЛ вла­сти стра­ны не при­ду­ма­ли, а спец­служ­бы раз­би­ра­ют­ся толь­ко с послед­стви­я­ми вер­бо­вок. Кор­ре­спон­дент «Новой газе­ты» – Казах­стан» выяс­нял, что мож­но сделать. 

В поне­дель­ник, 15 июня, в Ураль­ске ста­ло извест­но о задер­жа­нии двух бра­тьев (в инте­ре­сах след­ствия мы не можем обна­ро­до­вать их фами­лии), кото­рым предъ­яви­ли обви­не­ние по ста­тье «Про­па­ган­да тер­ро­риз­ма». След­ствие счи­та­ет, что 26-лет­ний и 34-лет­ний ураль­цы пыта­лись создать сре­ди сво­их еди­но­вер­цев и зна­ко­мых поло­жи­тель­ный образ тер­ро­ри­сти­че­ской груп­пи­ров­ки «Ислам­ское госу­дар­ство». Коми­тет Наци­о­наль­ной без­опас­но­сти задер­жал бра­тьев на осно­ва­нии ауди­о­за­пи­сей, на кото­рых жите­ли Ураль­ска рас­ска­зы­ва­ют женам и род­ным о том, как заме­ча­тель­но жить в ИГИЛ. Несмот­ря на воз­ра­же­ния мате­ри подо­зре­ва­е­мых, кото­рая заяви­ла, что ее дети не зани­ма­лись про­па­ган­дой ради­каль­но­го исла­ма и не соби­ра­лись ехать вое­вать в Сирию, обо­их бра­тьев поме­сти­ли в след­ствен­ный изолятор.

В этой исто­рии очень мно­го стран­но­го. Не очень понят­но, на каком осно­ва­нии сотруд­ни­ки Коми­те­та нац­без­опас­но­сти вели «про­слуш­ку», что имен­но под­ра­зу­ме­ва­лось под про­па­ган­дой «Ислам­ско­го госу­дар­ства». Одна­ко сило­ви­ков тоже мож­но понять: за послед­ний год Казах­стан пре­вра­тил­ся в насто­я­щую вер­бо­воч­ную базу для бое­ви­ков «Ислам­ско­го госу­дар­ства». С пуга­ю­щей пери­о­дич­но­стью появ­ля­ют­ся сооб­ще­ния об оче­ред­ных жите­лях Казах­ста­на, отпра­вив­ших­ся вое­вать в Сирию. Часть их уда­ет­ся вер­нуть обрат­но и осу­дить, но основ­ная мас­са завер­бо­ван­ных про­дол­жа­ет оста­вать­ся на тер­ри­то­ри­ях, под­кон­троль­ных ИГИЛ. Соглас­но послед­не­му отче­ту Кон­тр­тер­ро­ри­сти­че­ско­го цен­тра США, инфор­ма­цию о кото­ром 16 июня рас­про­стра­ни­ло радио «Азаттык», под ружье тер­ро­ри­стов вста­ли уже око­ло 1000 чело­век из Казахстана. 

Более того, в интер­вью пор­та­лу «Меду­за» про­по­вед­ник ИГИЛ Мурат Ата­ев заявил, что сре­ди бой­цов груп­пи­ров­ки «мно­го людей из СНГ – узбе­ки, каза­хи». 
Кор­ре­спон­дент «Новой газе­ты» – Казах­стан» собрал несколь­ко слу­ча­ев, когда жите­ли стра­ны вне­зап­но для всех уез­жа­ли на Ближ­ний Восток, а затем попро­сил экс­пер­тов оце­нить их, а так­же рас­ска­зать, как, по их мне­нию, долж­на выгля­деть борь­ба с ради­каль­ным тер­ро­риз­мом. Ожи­да­ния и реаль­ность ока­за­лись разными.

Все дороги ведут в халифат

Пер­вые сооб­ще­ния о пере­брав­ших­ся в Сирию казах­стан­цах появи­лись еще в 2013 году, когда тер­мин «Ислам­ское госу­дар­ство» не был так кон­кре­ти­зи­ро­ван. Участ­во­вать в сирий­ском кон­флик­те поже­ла­ло несколь­ко сотен чело­век, кого не оста­но­ви­ли уго­лов­ные ста­тьи за наем­ни­че­ство. Пока­за­тель­ным стал пере­езд из Казах­ста­на в Сирию огром­ной семьи из 150 чело­век в кон­це 2013 года – тогда эта ситу­а­ция подроб­но опи­сы­ва­лась все­ми газетами. 

Спу­стя год с неболь­шим газе­ты о новых завер­бо­ван­ных пишут уже без было­го энту­зи­аз­ма – сооб­ще­ния об оче­ред­ных отпра­вив­ших­ся вое­вать за ИГИЛ казах­стан­цах ста­ли более или менее регу­ляр­ны­ми. Свое­об­раз­ный флаг­ман подоб­ных ново­стей – Уральск: в этом нет ниче­го необыч­но­го, про­сто там очень хоро­шо рабо­та­ют мест­ные жур­на­ли­сты, кото­рым в нояб­ре 2014 года ста­ло извест­но о трех сило­ви­ках, уехав­ших в Сирию вое­вать за ИГИЛ. Источ­ник в област­ной про­ку­ра­ту­ре сооб­щил мест­ным кор­ре­спон­ден­там, что речь идет о быв­шем началь­ни­ке управ­ле­ния финан­со­вой поли­ции, сотруд­ни­ке воен­ко­ма­та и тюрем­щи­ке. О послед­нем по фами­лии Каир­жа­нов ста­ло извест­но сотруд­ни­кам КНБ. Он, будучи на служ­бе, кон­так­ти­ро­вал с одним из заклю­чен­ных, кото­рый, по сути, и «под­са­дил» его на ради­каль­ный ислам. Сотруд­ни­ки КНБ потре­бо­ва­ли от него немед­лен­но пре­кра­тить обще­ние с заклю­чен­ным. После это­го Каир­жа­нов уво­лил­ся со служ­бы, а затем вне­зап­но воз­ник в Сирии на тер­ри­то­рии, под­кон­троль­ной ИГИЛ. Он стал одним из несколь­ких десят­ков вою­ю­щих за ИГИЛ жите­лей Запад­но-Казах­стан­ской обла­сти (неко­то­рых из них опо­зна­ли по сюже­ту на теле­ка­на­ле РЕН). 

«То, что в ИГИЛ попа­да­ют сило­ви­ки, это не такая уж неожи­дан­ность, – гово­рит пол­ков­ник КНБ в отстав­ке Арат Нар­ман­бе­тов. – Перед гла­за­ми есть при­мер Таджи­ки­ста­на, где в ряды «Ислам­ско­го госу­дар­ства» всту­пил коман­дир ОМОНа. 

В Евро­пе, в част­но­сти, в Гер­ма­нии, несколь­ко круп­ных воен­ных спе­ци­а­ли­стов (прав­да, в отстав­ке) по линии мини­стер­ства обо­ро­ны [уеха­ли]. В неко­то­рых стра­нах, я знаю, даже быв­шие сотруд­ни­ки спец­служб, нахо­дя­щи­е­ся на пен­сии, были завер­бо­ва­ны ИГИЛ. Это вполне обос­но­ван­но, пото­му что имен­но такие спе­ци­а­ли­сты сей­час и нуж­ны груп­пи­ров­ке для их «рабо­ты». Мало набрать бое­ви­ков, необ­хо­ди­мо еще и в шта­бы по линии раз­вед­ки и контр­раз­вед­ки взять нуж­ных людей. А сотруд­ни­ки спец­служб цен­ны тем, что в буду­щем сами ста­нут вер­бов­щи­ка­ми. Для тер­ро­ри­стов такие спе­ци­а­ли­сты бесценны». 

Нар­ман­бе­тов под­чер­ки­ва­ет, что сило­ви­ки, уехав­шие из Ураль­ска, могут быть очень полез­ны для тер­ро­ри­стов в чисто при­клад­ном смыс­ле. Любой сило­вик, пусть даже и с при­став­кой «экс», будет чув­ство­вать себя как рыба в воде в род­ном госу­дар­стве – а это озна­ча­ет, что он может знать все его сла­бые места. «Поли­цей­ские могут рас­ска­зать, как дей­ство­вать и как обой­ти закон на тер­ри­то­рии Казах­ста­на. Так что осве­дом­лен­ных людей вер­бу­ют в первую оче­редь. Тем более в дан­ном слу­чае мы же гово­рим не о какой-то шара­ге тер­ро­ри­сти­че­ской. ИГИЛ за тер­ри­то­рии борет­ся – у них же гло­баль­ные пла­ны по уста­нов­ле­нию ислам­ско­го хали­фа­та во всем мире. Но наско­ком, как рань­ше, тер­ри­то­рии сей­час не возь­мешь. Да и на заво­е­ван­ных тер­ри­то­ри­ях нуж­но обу­стра­и­вать жизнь, созда­вать гос­струк­ту­ры. Поэто­му спе­ци­а­ли­сты из сило­вых ведомств тер­ро­ри­стам нуж­ны», – уве­рен быв­ший сотруд­ник спец­служб. 
Экс­перт счи­та­ет, что при­чи­ной отъ­ез­да сило­ви­ков мог­ла стать как идео­ло­ги­че­ская про­ра­бот­ка, так и чисто мер­кан­тиль­ные цели. 

Того же мне­ния при­дер­жи­ва­ет­ся поли­то­лог и спе­ци­а­лист по про­бле­ме тер­ро­риз­ма Дастан Кады­р­жа­нов. Прав­да, он добав­ля­ет, что в слу­чае с людь­ми, отъ­ез­жа­ю­щи­ми из Казах­ста­на на Ближ­ний Восток, нель­зя огра­ни­чи­вать­ся линей­но­стью мышления. 

«Это в какой-то мере послед­ствия соци­аль­ной неспра­вед­ли­во­сти в нашей стране, про­тест про­тив откро­вен­но клеп­то­кра­ти­че­ско­го режи­ма, – пола­га­ет Кады­р­жа­нов. – Как извест­но, у нас про­тест задав­лен на всех уров­нях, поэто­му люди ищут воз­мож­ность реа­ли­зо­вать свое несо­гла­сие за рубе­жом. При этом перед гла­за­ми у всех есть при­мер про­те­сто­вав­ших Али­е­ва и Абля­зо­ва, чью жизнь на Запа­де пре­вра­ти­ла в кош­мар сама капи­та­ли­сти­че­ская систе­ма. Зна­чит, там тоже выра­жать свой про­тест не очень полу­ча­ет­ся. А тут, в «Ислам­ском госу­дар­стве», появи­лась аль­тер­на­тив­ная пра­во­вая систе­ма, в кото­рой никто нико­го не най­дет. Люди бегут от гло­баль­но­го пра­во­во­го сговора». 

Поли­то­лог счи­та­ет, что допод­лин­но уста­но­вить, мно­го или мало казах­стан­цев слу­жат под зна­ме­на­ми ИГИЛ, будет слож­но. Но тен­ден­ция пуга­ет. «И если рань­ше отъ­ез­жа­ю­щи­ми были в основ­ном глу­пые и необ­ра­зо­ван­ные люди, то сей­час туда едут люди с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем, люди осо­знан­но про­те­сту­ю­щие. А это как раз казах­стан­цы, посколь­ку сре­ди осталь­ных стран Цен­траль­ной Азии у нас обра­зо­ва­тель­ный уро­вень все-таки выше», – заме­ча­ет Кадыржанов. 

Под вли­я­ние тер­ро­ри­стов могут попасть даже люди, пер­во­на­чаль­но бес­ко­неч­но от тер­ро­риз­ма дале­кие. В нача­ле мая ста­ло извест­но, что спец­служ­бы объ­яви­ли в розыск быв­ше­го игро­ка фут­боль­но­го клу­ба «Акжай­ык» Айбе­ка Губай­дул­ли­на. 27-лет­ний фут­бо­лист был капи­та­ном коман­ды до 2010 года. В сен­тяб­ре 2010 года после пора­же­ния на сво­ем поле Губай­дул­лин отды­хал в кафе, ввя­зал­ся в дра­ку и полу­чил несколь­ко про­ни­ка­ю­щих ране­ний шаш­лыч­ным шам­пу­ром. Он дол­го лечил­ся, потом немно­го еще поиг­рал в фут­бол, а затем уда­рил­ся в биз­нес. На неболь­шом рын­ке в Ураль­ске у него была своя тор­го­вая точ­ка по про­да­же одеж­ды. Как гово­рят дру­зья и зна­ко­мые фут­бо­ли­ста, ниче­го не пред­ве­ща­ло рез­кой сме­ны рели­ги­оз­ных прин­ци­пов пар­ня. Тем не менее в янва­ре 2015 года Губай­дул­лин неожи­дан­но про­пал, а затем был объ­яв­лен в розыск по обви­не­нию в тер­ро­риз­ме. Фут­бо­лист до сих пор не най­ден: по непод­твер­жден­ным дан­ным, он по-преж­не­му вою­ет в Сирии за ИГИЛ. 

«У нас пред­взя­тое отно­ше­ние к тер­ро­ри­стам: мы счи­та­ем, что они вер­бу­ют толь­ко бед­ных и голо­дран­цев. Вер­бов­ка идео­ло­ги­че­ски рабо­та­ет на все обще­ствен­ные клас­сы: в кон­це кон­цов, бога­чи – такие же люди. Я лич­но не исклю­чаю, что даже выс­шие слои казах­стан­ско­го обще­ства могут быть под­верг­ну­ты обра­бот­ке со сто­ро­ны тер­ро­ри­стов. Идео­ло­гия – страш­ная вещь», – заклю­ча­ет пол­ков­ник КНБ в отстав­ке Арат Нарманбетов.

Теория борьбы

Мож­но ли гово­рить, что ИГИЛ пока выиг­ры­ва­ет борь­бу за умы неко­то­рых наших граж­дан у казах­стан­ской вла­сти? И да, и нет. С одной сто­ро­ны, КНБ ста­ра­ет­ся дер­жать ситу­а­цию с рели­ги­оз­ны­ми откло­не­ни­я­ми в стране под кон­тро­лем. «Госу­дар­ство сего­дня рабо­та­ет, – уве­рен­но заяв­ля­ет поли­то­лог и куль­ту­ро­лог Нур­лан Ерим­бе­тов. – Я знаю, что спец­служ­бы сего­дня ведут жест­кую и непри­ми­ри­мую вой­ну про­тив вер­бов­щи­ков. Но они рабо­та­ют с тем, что слу­чи­лось. А мы долж­ны рабо­тать на упре­жде­ние. Но это не в ком­пе­тен­ции КНБ». Как раз оно – упре­жде­ние – в его ком­пе­тен­ции, заоч­но пари­ру­ет пол­ков­ник КНБ в отстав­ке Нар­ман­бе­тов: «В иде­аль­ном вари­ан­те мы вооб­ще долж­ны вза­и­мо­дей­ство­вать со спец­служ­ба­ми стран ШОС и ОДКБ, и когда в шта­бе ИГИЛ что-то заду­мы­ва­ют, мы уже долж­ны знать об этом. Это нор­маль­ные мето­ды рабо­ты спецслужб». 

О таких гло­баль­ных успе­хах со сто­ро­ны казах­стан­ских спец­служб, конеч­но, не сооб­ща­лось (либо они все были засек­ре­че­ны), но локаль­ные побе­ды одер­жи­вать уда­ет­ся. В сере­дине апре­ля трое жите­лей Запад­но-Казах­стан­ской обла­сти были при­го­во­ре­ны к 3,5 годам тюрь­мы каж­дый за попыт­ку неза­кон­но пере­сечь гра­ни­цу и всту­пить в ряды ИГИЛ. Неудав­ши­е­ся тер­ро­ри­сты откры­то изу­ча­ли лите­ра­ту­ру по изго­тов­ле­нию мобиль­но­го дето­на­то­ра и под­дер­жи­ва­ли связь с теми сооте­че­ствен­ни­ка­ми, кто уже уехал на под­кон­троль­ные ИГИЛ территории. 

«Сей­час, конеч­но, спец­служ­бы рабо­та­ют луч­ше, я смот­рю офи­ци­аль­ные дан­ные – задер­жан­ных и аре­сто­ван­ных на осно­ва­нии тер­ро­риз­ма очень мно­го. С дру­гой сто­ро­ны, раз потен­ци­аль­ные тер­ро­ри­сты появи­лись, зна­чит, наши спец­служ­бы рабо­та­ют пло­хо. А в ситу­а­ции с мас­со­во отъ­ез­жа­ю­щи­ми [в Сирию] мы вооб­ще бьем мимо: аген­ту­ра не сра­ба­ты­ва­ет», – выво­дит нехит­рую фор­му­лу эффек­тив­но­сти Арат Нарманбетов. 

Но основ­ной «про­вис» не у чеки­стов, а в пло­хой рабо­те духо­вен­ства с людь­ми, уве­рен Нур­лан Ерим­бе­тов. «Пло­хо рабо­та­ет руко­вод­ство мусуль­ман­ских орга­ни­за­ций, кото­рое не гово­рит людям откры­то, что цен­но­сти, декла­ри­ру­е­мые тер­ро­ри­ста­ми, чуж­ды нашей мен­таль­но­сти, – кипя­тит­ся он. – Все псев­до­ре­ли­ги­оз­ные посту­ла­ты в стране про­по­ве­ду­ют­ся с мол­ча­ли­во­го согла­сия наших духов­ных лиде­ров. Поче­му мол­чат има­мы? Поче­му они не высту­па­ют перед наро­дом, не ходят по заво­дам, по шко­лам, на митин­ги? Поче­му они толь­ко лишь ждут людей, кото­рые будут при­хо­дить в мече­ти на намаз?». Госу­дар­ство у нас свет­ское, но тех, кто рано или позд­но при­дет к вере, не надо ждать, счи­та­ет куль­ту­ро­лог, – нуж­но идти к ним самим. «Сего­дня нуж­но кру­то менять всю рели­ги­оз­ную пара­диг­му. Зача­стую духов­ные лиде­ры гово­рят, что чело­век дол­жен сам прий­ти по доро­ге к хра­му. Но эта исти­на уста­ре­ла. Сего­дня, пока чело­век дой­дет до хра­ма, на его пути встре­тит­ся столь­ко людей с книж­ка­ми и бро­шюр­ка­ми, с реча­ми, что он волей-нево­лей свер­нет с доро­ги», – пре­ду­пре­жда­ет Еримбетов. 

Ины­ми сло­ва­ми, нуж­на контр­про­па­ган­да. Пока в этом Казах­стан усту­па­ет тер­ро­ри­стам по всем ста­тьям. «У тех, кто вовле­ка­ет граж­дан в ряды фана­тич­ных рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций, за пле­ча­ми огром­ный опыт: не 25 лет госу­дар­ствен­но­го стро­и­тель­ства, не 30 и даже не 100. Опыт этот нара­ба­ты­ва­ет­ся с VII века нашей эры, когда воз­ник ислам, – гово­рит поли­то­лог Дастан Кады­р­жа­нов. – Тра­ди­ции вовле­че­ния людей в ислам­ские груп­пи­ров­ки фана­тич­но­го тол­ка – очень древ­ние». У госу­дар­ства, конеч­но, есть шан­сы про­ти­во­сто­ять такой «опыт­ной» орга­ни­за­ции, но есть дру­гая про­бле­ма. «Вопрос лишь в том, име­ет ли мораль­ное пра­во вести про­па­ган­ду госу­дар­ство, кото­рое само амо­раль­но?» – рито­ри­че­ски инте­ре­су­ет­ся Кады­р­жа­нов. 
К сло­ву, во втор­ник, 16 июня, пред­се­да­тель Мажи­ли­са Кабибул­ла Джа­ку­пов на Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «Казах­стан­ский путь: Един­ство. Пат­ри­о­тизм. Рефор­мы» в Астане, посвя­щен­ной 20-летию Ассам­блеи наро­да Казах­стан (АНК), заявил, что экс­тре­миз­му будет про­ти­во­по­став­лен диа­лог куль­тур и рели­гий. Не ума­ляя заслуг АНК, в такой обте­ка­е­мой фор­му­ли­ров­ке кому-то может уви­деть­ся рас­те­рян­ность, отто­го что никто не зна­ет, как по-насто­я­ще­му бороть­ся с этой проблемой. 

Зато про­блеск надеж­ды мож­но уви­деть в куль­тур­ной борь­бе про­тив ИГИЛ. В том же Ураль­ске Казах­ский дра­ма­ти­че­ский театр поста­вил спек­такль «Рай», кото­рый по идее дол­жен пока­зать всю пагуб­ность идей вах­ха­биз­ма. По сюже­ту глав­но­го героя, уда­рив­ше­го­ся в ради­ка­лизм, пере­вос­пи­ты­ва­ет мест­ный имам. За пол­то­ра часа дей­ствия глав­ный герой про­хо­дит через депрес­сию и осо­зна­ние сво­ей ошиб­ки, а в кон­це дра­мы сбри­ва­ет бороду. 

Поста­нов­ку режис­се­ру Мукан­га­ли Тома­но­ву зака­за­ло управ­ле­ние по делам рели­гий обла­сти. Сце­на­рий режис­сер согла­со­вы­вал с духо­вен­ством, исто­рия была напи­са­на за 10 дней. Сам Тома­нов при­знал­ся жур­на­ли­стам, что «руко­вод­ство­вал­ся твор­че­ским вымыс­лом», но делал это исклю­чи­тель­но ради поль­зы дела. 
Экс­пер­ты сдер­жан­но хва­лят стрем­ле­ние чинов­ни­ков и теат­раль­ных работ­ни­ков на местах. «Для нача­ла это нор­маль­но. Да, есть при­ми­ти­визм. Но если моло­дежь уви­дит даже это, то у нее будет хоть какой-то при­мер перед гла­за­ми: чело­век отрек­ся от вах­ха­биз­ма, и это не грех. На мой взгляд, такую рабо­ту нуж­но про­дол­жать», – гово­рит Нур­лан Ерим­бе­тов. «Мы име­ем дело с людь­ми, при­мкнув­ши­ми к ИГИЛ из раз­ных соци­аль­ных страт. На каж­до­го есть своя сте­пень воз­дей­ствия. На кого-то и такой при­ми­тив­ный уро­вень повли­я­ет. Нуж­но исполь­зо­вать раз­ные мето­ды – и дис­кус­сии, и пря­мую про­па­ган­ду. Любое идео­ло­ги­че­ское ору­жие долж­но быть бро­ше­но на борь­бу с ИГИЛ, – добав­ля­ет Дастан Кады­р­жа­нов и про­дол­жа­ет: Дошло ли посла­ние до адре­са­та? Управ­ле­ние по делам рели­гий сде­ла­ло пье­су и успо­ко­и­лось. Доста­точ­но про­ве­сти опрос сре­ди зри­те­лей теат­ра, кото­рые посмот­ре­ли спек­такль. Кто-то, может, ска­жет, что все хоро­шо, а кто-то заявит, что все было сде­ла­но настоль­ко вуль­гар­но, что захо­те­лось самим пой­ти и боро­ду отрастить». 

А куль­ту­ро­лог Ерим­бе­тов добав­ля­ет, что эффект будет тогда, когда такие поста­нов­ки дой­дут до глав­ной в буду­щем мише­ни идео­ло­ги­че­ской ата­ки тер­ро­ри­стов – казах­стан­ской моло­де­жи. Сей­час ее мож­но брать голы­ми рука­ми. «Мы точ­но видим, что моло­дежь идет в рели­гию зача­стую лишь для того, что­бы оправ­дать свою неудач­ли­вость, свою несо­сто­я­тель­ность и свою лен­ность. Моло­дежь, если у нее нет рабо­ты, нет достат­ка, нет воз­мож­но­стей, гово­рит, что вот, мол, мне это нис­по­сла­но свер­ху, это моя судь­ба – все это ради того, лишь бы не оби­жать себя», – заклю­ча­ет Нур­лан Еримбетов. 

Кто вино­ват в том, что моло­дежь в стране пре­вра­ти­лась в аморф­ное сооб­ще­ство, – вопрос откры­тый, но вто­рич­ный. Важ­нее, что эта про­бле­ма, если сей­час не най­ти ее реше­ния, аук­нет­ся в даль­ней­шем боль­ши­ми непри­ят­но­стя­ми. Гораз­до боль­ши­ми, чем не пре­се­чен­ный вовре­мя пере­ход тыся­чи граж­дан стра­ны под тер­ро­ри­сти­че­ские знамена.

У меня на это пять причин

Поли­то­лог Дастан Кады­р­жа­нов выде­ля­ет пять явле­ний, за счет кото­рых тер­ро­ри­стам уда­ет­ся вовле­кать людей в свои сети.

Про­бле­му вер­бов­ки казах­стан­цев бое­ви­ка­ми ИГИЛ нуж­но рас­смат­ри­вать с несколь­ких сторон. 

Во-пер­вых, при­зна­но, что одна из при­чин воз­ник­но­ве­ния тер­ро­риз­ма – это бедность. 

Во-вто­рых, этот опыт вер­бов­щи­ков вовле­кать в свои ряды людей нара­ба­ты­ва­ет­ся с VII века нашей эры, когда воз­ник ислам. Уже через два-три века ста­ли появ­лять­ся тота­ли­тар­ные ислам­ские сек­ты, тай­ные обще­ства вро­де исма­и­ли­тов или асса­си­нов, кото­рые нара­ба­ты­ва­ли мето­ды вербовки. 

В‑третьих, это ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный соци­аль­ный про­тест. Ислам по сво­ей базо­вой состав­ля­ю­щей – одна из пер­вых соци­а­ли­сти­че­ских док­трин. Посколь­ку ислам отно­сит­ся к тоталь­ным рели­ги­ям (то есть обго­ва­ри­ва­ют­ся моде­ли пове­де­ния на всех уров­нях чело­ве­че­ской жиз­ни – в госу­дар­ствен­ном стро­и­тель­стве, быту, финан­со­вых вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях), все это созда­ет ему опре­де­лен­ный соци­а­ли­сти­че­ский окрас. Если хри­сти­ан­ство и буд­дизм воз­ни­ка­ли на базе про­те­ста рабо­вла­дель­че­ско­му строю, то ислам появил­ся как рели­гия, про­воз­гла­ша­ю­щая равен­ство в госу­дар­стве. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что соци­а­ли­сти­че­ская сущ­ность рели­гии при­вле­ка­ет людей более обра­зо­ван­ных, кото­рые могут срав­ни­вать меж­ду собой раз­ные систе­мы. С момен­та, когда рух­нул бипо­ляр­ный мир, все живут цен­но­стя­ми капи­та­лиз­ма. Поэто­му соци­а­ли­сти­че­ская идея, окра­шен­ная исла­мом, быст­ро при­об­ре­та­ет попу­ляр­ность в каче­стве противовеса. 

В‑четвертых, идея созда­ния Все­мир­но­го хали­фа­та идет еще со вре­мен раз­гро­ма Баг­да­да мон­го­ла­ми в XIII веке. Несмот­ря на то что почти тыся­чу лет Тур­ция пыта­лась хра­нить идеи хали­фа­та, его, по сути, не ста­ло. А меж­ду тем в виде хали­фа­та леги­ти­ми­ру­ет­ся вся боже­ствен­ная сущ­ность поли­ти­че­ских режи­мов с точ­ки зре­ния веру­ю­щих в ислам людей. Поэто­му идея воз­рож­де­ния тако­го хали­фа­та нико­гда не осла­бе­ва­ла, она все­гда была силь­на в каче­стве неко­е­го сим­во­ла – цели, к кото­рой надо стре­мить­ся. Это тоже при­вле­ка­ет мно­гих людей. 

Ну и, нако­нец, в‑пятых – это пого­ня за экс­т­ри­мом. Она при­су­ща все­му чело­ве­че­ству, а в эпо­ху без круп­ных войн люди с мили­та­ри­зо­ван­ным мыш­ле­ни­ем, кото­рых сей­час мно­го, испы­ты­ва­ют в этом потреб­ность. Все­гда есть Че Гева­ры, кто едет в горя­чие точ­ки для того, что­бы самореализоваться.

Одной ногой в ИГИЛ

Статьи по теме

Акежан Кажегельдин — о предстоящем референдуме и российско-казахстанских отношениях.

Исторический момент не повторится никогда

Об изменениях конституции Узбекистана