Об одном современном писателе-конюхе

«Кто они, эти писа­те­ли, что мы долж­ны поз­во­лять им фор­ми­ро­вать мыш­ле­ние цело­го наро­да», – гово­рил Васи­лий Роза­нов, воз­му­щен­ный тра­ди­ци­ей лите­ра­ту­ро­цен­трист­ской стра­ны, где «вла­сти­те­ли дум», как при­ня­то назы­вать писа­те­лей в сосед­ней Рос­сии, поз­во­ля­ют себе при каж­дом удоб­ном слу­чае гово­рить о том, в чем они ниче­го не пони­ма­ют или пони­ма­ют на уровне обыч­но­го обывателя. 

Дей­стви­тель­но, кто они такие? Писа­те­ли, поэты и при­мкнув­шие к ним ком­по­зи­то­ры, дом­бри­сты, арти­сты типа Рым­ба­е­вой или Аши­мо­ва? Покой­ный Сакен Жуну­сов, кото­рый в любой ком­па­нии брал на себя роль лиде­ра, всех поучал, хотя был не умнее мно­гих при­сут­ству­ю­щих, — кто он такой? Кто такой Марат Бисен­га­ли­ев, кото­рый дает сове­ты о жела­тель­ном вари­ан­те поли­ти­че­ско­го устрой­ства Казах­ста­на? Про­све­щен­ная монар­хия, види­те ли, его иде­ал! Хочет нас отпра­вить во вре­ме­на Воль­те­ра, Ека­те­ри­ны Вто­рой и Сал­ты­чи­хи. На три сто­ле­тия назад.

Раз­ве спо­соб­ность склад­но и образ­но писать или мастер­ски играть на скрип­ке гаран­ти­ру­ет все­знай­ство? Поче­му опыт и муд­рость не ста­но­вят­ся осно­ва­ни­ем для поли­ти­ков давать сове­ты поэтам по про­бле­мам сти­хо­твор­че­ства? Или по искус­ству игры на скрип­ке? Не поуча­ет же Серик­бол­сын Абдиль­дин нико­го по части игры на баяне или выпеч­ки насто­я­ще­го казах­ско­го хле­ба. А Жаса­рал Куа­ны­ша­лин не учит аку­ше­ров при­ни­мать роды. Об этом я поду­мал, когда в газе­те «Дат» (№ 13) про­чи­тал интер­вью с писа­те­лем Дула­том Исабековым.

Пово­дом для интер­вью ста­ла встре­ча, как ска­за­ли бы в рос­сий­ских тра­ди­ци­ях, «вели­ко­го писа­те­ля зем­ли казах­ской» с самим пре­зи­ден­том. Иса­бе­ков, насколь­ко мне извест­но, с ним встре­ча­ет­ся доста­точ­но часто. Мож­но ска­зать, что он допу­щен к телу Само­го. Поэто­му не будет пре­уве­ли­че­ни­ем, если мы назо­вем его писа­те­лем При дво­ре. Это неза­ви­си­мо от того, о чем он пишет в сво­их про­из­ве­де­ни­ях и как пишет. Любит   Иса­бе­ков бесе­до­вать с пре­зи­ден­том, а затем выкла­ды­вать мате­ри­ал бесе­ды на стра­ни­цах СМИ. Что­бы все зна­ли. С под­тек­стом: «Читай­те и завидуйте».

Кажет­ся, по интен­сив­но­сти встреч с САМИМ он, дей­стви­тель­но, самый вели­кий из совре­мен­ных казах­ских писа­те­лей. Мож­но ли то же самое ска­зать о каче­стве его худо­же­ствен­ных тек­стов — это осо­бый и слож­ный вопрос. Знаю, что его про­из­ве­де­ния инсце­ни­ру­ют в Санкт-Петер­бур­ге. Это боль­шой пока­за­тель. Хотя… Впро­чем, не буду углуб­лять­ся в эту тему — пусть луч­ше рас­ска­жут об этом спе­ци­а­ли­сты. А мы пого­во­рим о другом.

Нач­нем, напри­мер, с того, поче­му пре­зи­дент все вре­мя встре­ча­ет­ся с Д. Иса­бе­ко­вым? Поче­му бы ему не встре­тить­ся с С. Абдиль­ди­ным, Г. Алдам­жа­ро­вым или Ж. Куа­ны­ша­ли­ным? Насто­я­щи­ми госу­дар­ствен­ны­ми мужа­ми. Или поче­му бы не встре­тить­ся с писа­те­лем Софы Сма­та­е­вым, кото­рый в том же номе­ре «Дата» выра­жа­ет сожа­ле­ние по пово­ду того, что пре­зи­дент не хочет его видеть в собе­сед­ни­ках уже два года, отда­вая пред­по­чте­ние таким, как Д. Исабеков?

Ответ очень про­стой: пре­зи­дент встре­ча­ет­ся толь­ко с теми, кто не пор­тит ему настро­е­ние. Кто ему под­да­ки­ва­ет, а еще луч­ше зада­ет толь­ко те вопро­сы, кото­рые он ждет и на кото­рые у него есть удо­вле­тво­ря­ю­щие мно­гих судь­бо­нос­ные отве­ты. И, конеч­но, сла­вит его муд­рую поли­ти­ку. В иде­а­ле же — целу­ет его руку, как Абиш Кекиль­ба­ев. В филь­ме Ф. Коп­по­лы в знак пре­дан­но­сти целу­ют руку крест­но­му отцу чле­ны коза ност­ра. Поэто­му пре­взой­ти Аби­ша-цело­валь­щи­ка труд­но. Раз­ве что поце­ло­вав пре­зи­ден­та в дру­гое место.

Д. Иса­бе­ков, судя по все­му, еще не осво­ил искус­ство цело­ва­ния — совре­мен­ные фор­мы выра­же­ния люб­ви и пре­дан­но­сти тяже­ло дохо­дят до потом­ков кочев­ни­ков. Но в искус­стве вос­хва­лять пре­зи­ден­та и обхо­дить скольз­кие темы в бесе­де с ним пре­взо­шел дру­гих совре­мен­ных казах­ских писа­те­лей. По совет­ским мер­кам Иса­бе­ков это наш Сер­гей Михал­ков, автор дяди Сте­пы и тек­ста рос­сий­ско­го гим­на. Или, может быть, даже сам Кон­стан­тин Федин!

О чем же гово­рил с пре­зи­ден­том этот «вла­сти­тель» дум? После Олжа­са Сулей­ме­но­ва совет­ской поры кто из наших худож­ни­ков сло­ва, вклю­чая того же Олжа­са, на эту роль может пре­тен­до­вать сей­час? Ока­зы­ва­ет­ся, он, Иса­бе­ков, на мой взгляд, вла­сти­тель раз­ве что толь­ко серд­ца пре­зи­ден­та, спро­сил его сме­ло и откры­то о том, как же так полу­чи­лось, что поссо­ри­лись два нераз­луч­ных сосе­да и дру­га Иван Ива­ныч и Иван Ники­фо­ро­вич? В смыс­ле, как поссо­ри­лись Укра­и­на и Россия.

Вла­сти­тель серд­ца елба­сы не знал, види­мо, что они, два Ива­на, все­гда были в боль­шой ссо­ре. Если, конеч­но, не судить об укра­ин­цах по тем обру­сев­шим пред­ста­ви­те­лям это­го наро­да, кото­рые живут в Казах­стане и почти все­гда на сто­роне Рос­сии. Быв­ше­му ком­му­ни­сту-интер­на­ци­о­на­ли­сту такие про­бе­лы в зна­ни­ях простительны.

Писа­тель спро­сил, ока­зы­ва­ет­ся, пре­зи­ден­та: не может ли этот сце­на­рий быть разыг­ран в Казах­стане? Про­ще гово­ря, не забе­рет ли Рос­сия у нас север­ные реги­о­ны, если у само­го близ­ко­го по кро­ви наро­да она аннек­си­ро­ва­ла Крым. На что, есте­ствен­но, он полу­чил муд­рые и успо­ка­и­ва­ю­щие его душу отве­ты: меры при­ни­ма­ют­ся, пере­го­во­ры с кем надо ведут­ся, гаран­тии от силь­ных госу­дарств полу­че­ны, кто о чем дума­ет и что замыш­ля­ет — отсле­жи­ва­ет­ся, гра­ни­цы опре­де­ле­ны, погра­нич­ные стол­бы вры­ты проч­но и навеч­но (Ман­ги­лык ел!), успе­хи сле­ду­ют за успехами.

Это гово­рил чело­век, о про­яв­лен­ном муже­стве кото­ро­го и пре­дан­но­сти его иде­ям неза­ви­си­мо­сти в дни ГКЧП мы, совре­мен­ни­ки, пом­ним хоро­шо. Чело­век, кото­рый подав­лял жел­ток­са­нов­цев в 1986‑м и жана­о­зен­цев в 2012‑м. О про­чих заслу­гах его гово­рить не будем. Это все знают.

«Затем про­шлись по эмпи­рио­кри­ти­циз­му», — так, кажет­ся, гово­рит­ся в «пре­ни­ях в пред­бан­ни­ке» О. Сулей­ме­но­ва. Читая эту стро­ку, совет­ский чело­век пре­крас­но пони­мал, о чем идет речь. По эмпи­рио­кри­ти­циз­му мож­но было толь­ко «прой­тись», ибо это вред­ное и оши­боч­ное фило­соф­ское уче­ние Аве­на­ри­уса рас­кри­ти­ко­вал на заре ХХ века Вла­ди­мир Ленин. Сле­до­ва­тель­но, серьез­но об этой науч­ной кон­цеп­ции гово­рить было нель­зя. Кол в моги­лу уче­ния вби­ли серьез­но и надолго.

Эмпи­рио­кри­ти­циз­мом, т.е. темой даль­ней­ше­го раз­го­во­ра, для Дуке (так ува­жи­тель­но, ока­зы­ва­ет­ся, назы­вал писа­те­ля пре­зи­дент) и его собе­сед­ни­ка ста­ли высо­кие встре­чи послед­не­го в Гаа­ге. «Я побла­го­да­рил елба­сы, — пишет далее писа­тель. — Авто­ри­тет пре­зи­ден­та — это авто­ри­тет стра­ны… Ваши встре­чи с таки­ми лич­но­стя­ми, как пре­зи­дент США Барак Оба­ма, нас глу­бо­ко взволновали…»

Види­те, как! Меня лич­но взвол­но­ва­ли, напри­мер, деваль­ва­ция тен­ге или исто­рия про­да­жи 50% ГРЭС‑1 «Каза­хмы­сом» госу­дар­ству. И еще изве­стие о пред­сто­я­щем при­ез­де Миха­и­ла Жва­нец­ко­го в Алма­ты. А Дуке взвол­но­вал­ся, ока­зы­ва­ет­ся, от того, что его собе­сед­ник, Нуре­ке, встре­чал­ся с Баке, т.е. с Бара­ком Оба­мой в Гаа­ге. Каков Дуке-писм­эн­ник! Так, кажет­ся, назы­ва­ют писа­те­лей украинцы.

Далее, как я понял, они гово­ри­ли о судь­бе орал­ма­нов и еще о чем-то. Ни сло­ва о пен­си­он­ном воз­расте или деваль­ва­ции тен­ге, ни сло­ва о поло­же­нии СМИ в стране. Не гово­ря уже о судь­бе полит­за­клю­чен­ных и необ­хо­ди­мо­сти поли­ти­че­ских реформ. При таких при­двор­ных писа­те­лях и при таком пас­сив­ном наро­де нам еще целый век ходить под Дари­гой и Кули­ба­е­вы­ми. Дру­ги­ми сло­ва­ми — век сво­бо­ды не видать. Я это понял.

Под­ве­дем ито­ги. Пожи­лой писа­тель поехал из Алма­ты в Аста­ну, что­бы задать дежур­ные вопро­сы, на кото­рые полу­чил дежур­ные отве­ты. Что пред­ше­ство­ва­ло это­му, мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся. Сколь­ко он доби­вал­ся ауди­ен­ции, мож­но толь­ко пред­ста­вить. Зво­нил неод­но­крат­но в адми­ни­стра­цию пре­зи­ден­та навер­ня­ка. Пере­жи­вал. Гово­рил, что очень надо, что это важ­но для судь­бы наро­да. Ему зво­ни­ли и гово­ри­ли: Дуке, пока не полу­ча­ет­ся, занят он, и прочее.

А воз­мож­но, эта встре­ча была орга­ни­зо­ва­на свер­ху. И при­ход Дуке явля­ет­ся все­го лишь пово­дом для выра­же­ния пози­ции елба­сы по неко­то­рым вопро­сам, вол­ну­ю­щим обще­ство. От обе­их вер­сии меня, чест­но гово­ря, тошнит.

Груст­ные мыс­ли при­хо­дят в голо­ву, когда чита­ешь такие мате­ри­а­лы. Раз­ве мож­но пред­ста­вить насто­я­щих писа­те­лей-прав­до­ис­ка­те­лей в такой жал­кой роли, кото­рую отве­ли Д. Иса­бе­ко­ву в Акор­де? Напри­мер, А. Сол­же­ни­цы­на в Крем­ле в бесе­де с Б. Ель­ци­ным под­да­ки­ва­ю­щим пре­зи­ден­ту, а поз­же с гор­до­стью рекла­ми­ру­ю­щим свою встре­чу с Бори­сом-Боке? Пусть Боке гор­дит­ся встре­чей со мной, поду­мал бы Алек­сандр Исаевич.

Мож­но по-раз­но­му отно­сить­ся к твор­че­ству и иде­ям Сол­же­ни­цы­на, но его само­сто­я­тель­ность и гор­дость за доб­ро­воль­но взя­тые им перед наци­ей обя­за­тель­ства отри­цать труд­но. В 70‑х годах про­шло­го сто­ле­тия пре­зи­дент США при­гла­сил всех рус­ских писа­те­лей в изгна­нии в Белый дом. Все при­е­ха­ли, кро­ме авто­ра «Архи­пе­ла­га ГУЛАГ», кото­рый жил тогда в шта­те Вер­монт. Отве­том на при­гла­ше­ние гла­вы Бело­го дома ста­ли сло­ва, вошед­шие в исто­рию: «Пре­зи­ден­та США выби­ра­ют на четы­ре года, а мис­сия рус­ско­го писа­те­ля пожизненна!»

И эта тра­ди­ция про­ти­во­сто­я­ния вла­сти в рус­ской поли­ти­че­ской куль­ту­ре не угас­ла. Срав­ни­тель­но недав­но целая груп­па писа­те­лей нынеш­ней Рос­сии отка­за­лась идти на встре­чу то ли с Пути­ным, то ли с Мед­ве­де­вым. Я уже не пом­ню точ­но. Да это и неваж­но. Важ­но дру­гое. Так бере­гут свою само­сто­я­тель­ность и неза­ви­си­мость от пра­ви­те­лей насто­я­щие писа­те­ли, кото­рые опа­са­ют­ся «вля­пать­ся во власть».

А что у нас в лите­ра­тур­ном и куль­тур-муль­тур­ном мире? У нас почти сплош­ные кекиль­ба­е­вы и иса­бе­ко­вы. И им зави­ду­ю­щие и под­ра­жа­ю­щие мыр­кым­ба­е­вы. Горь­ко, конеч­но, это осо­зна­вать и признавать.

Несча­стен народ, у кото­ро­го такие «вла­сти­те­ли дум»! Тот же Васи­лий Роза­нов, с выска­зы­ва­ния кото­ро­го мы начи­на­ли эту замет­ку, напи­сал об одном писа­те­ле при­мер­но так: «Чего с ним спо­рить? И зачем его тек­сты обсуж­дать? Его надо гнать в шею, как гонят из при­лич­но­го обще­ства наво­няв­ше­го коню­ха». Я думаю, если бы Роза­нов был нашим совре­мен­ни­ком и был бы каза­хом, он так же ото­звал­ся бы о Дуке, т.е. Дула­те Иса­бе­ко­ве. На мой взгляд, выпол­ня­ю­щем рабо­ту коню­ха при Акорде.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма