Обрыв в бесконечность

В ожи­да­нии Послания-2014

Зав­тра ожи­да­ет­ся выступ­ле­ние пре­зи­ден­та с Посла­ни­ем наро­ду на 2014 год. Поупраж­нять­ся бы в догад­ках: чего от него ждать? Хотя тема неслож­ная, да и, чест­но ска­зать, скуч­но­ва­тая: ниче­го осо­бен­но­го ждать не приходится…

В смыс­ле ниче­го тако­го, что выби­ва­лось бы из при­выч­ных уже (за столь­ко-то лет!) сти­ли­сти­ки и содер­жа­ния еже­год­ных обра­ще­ний гла­вы госу­дар­ства как бы к народу.
Но не зря гово­рит­ся, что боль­шое видит­ся на рас­сто­я­нии. Имен­но теперь, огля­ды­вая всю чере­ду пре­зи­дент­ских Посла­ний начи­ная с 1997 года, и имен­но после Посла­ния на ушед­ший 2013 год, мы можем, нако­нец, ухва­тить стерж­не­вую суть обще­го смыс­ла, на кото­рую нани­за­но меня­ю­ще­е­ся год от года содер­жа­тель­ное оформ­ле­ние. И вся исто­рия с Посла­ни­я­ми начи­на­ет смот­реть­ся в совсем ином ракур­се. Даже такая баналь­ность, как ожи­да­е­мая тема­ти­ка Посла­ния-2014, тоже при­об­ре­та­ет свою интригу.
Вся кон­струк­ция еже­год­ных Посла­ний опи­ра­ет­ся на три доку­мен­та, посвя­щен­ных вовсе не годо­вым, а отправ­ля­е­мым в стра­те­ги­че­скую даль посылам.
Пер­вое в этом ряду, оно же и вооб­ще пер­вое, это Посла­ние 1997 года, сра­зу подан­ное как Стра­те­гия «Казах­стан – 2030». То есть план был начер­тан ров­но на трид­цать лет и три года – явно несу­раз­ный срок с точ­ки зре­ния обы­ден­ной чело­ве­че­ской спо­соб­но­сти загля­ды­вать в соб­ствен­ное буду­щее. Одна­ко на то и был сде­лан рас­чет: воз­вы­сить­ся над чело­ве­че­ской обы­ден­но­стью, под­черк­нуть мас­штаб само­го Лиде­ра нации, спо­соб­но­го про­зре­вать соб­ствен­ную стра­ну и себя в ней так далеко.
Под­спуд­ный посыл состо­ял еще и в том, что ника­кие изме­не­ния в устрой­стве уже создан­ной к 1997 году систе­мы испол­ни­тель­ной, зако­но­да­тель­ной и судеб­ной вла­сти, вла­стей на област­ном, рай­он­ном, город­ском и сель­ском уров­нях не пла­ни­ро­ва­лись. А сло­во «демо­кра­тия» в Стра­те­гии «Казах­стан – 2030» не упо­треб­ле­но ни разу. То есть пре­зи­дент­ская вер­ти­каль по умол­ча­нию была при­зна­на состо­яв­шей­ся навсе­гда, а перед госу­дар­ством была постав­ле­на един­ствен­ная зада­ча – стать «про­фес­си­о­наль­ным». Казах­ста­ну в целом пред­сто­я­ло достичь сра­зу и упи­тан­но­сти, и под­жа­ро­сти, обра­зом чего и послу­жил снеж­ный барс.

Это непол­ный текст статьи: 

Обрыв в бесконечность

Статьи по теме

Тимур и его команда

Реванш «старого Казахстана» на деньги иностранных компаний

Акежан Кажегельдин — о предстоящем референдуме и российско-казахстанских отношениях.