В деле по иску отца премьер-министра Казахстана Кажимкана Масимова к правозащитнику Таласу Сагимбаеву открылись новые обстоятельства. На днях ответчик обратился в суд с заявлением, в котором требует пересмотра решения.
Еще в ноябре 2011 года Сарыаркинский районный суд Астаны вынес решение, согласно которому Талас Сагимбаев должен был опровергнуть сведения, преданные им огласке в прессе, и выплатить Кажимкану Масимову 300 000 тенге в качестве возмещения морального вреда.
В суд на правозащитника отец премьера подал еще в 2010 году, после того, как тот рассказал журналистам о том, что фирма, учредителем которой был Масимов-старший, якобы задолжала крупную сумму денег предпринимателям и дольщикам коттеджного поселка из Шымкента.
Суд иск принял и разбирательство состоялось, однако самого правозащитника на нем не было, и он, считая, что его привлекли к ответственности незаконно, не торопится исполнять вынесенное решение. Вместо этого он требует пересмотра дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Мы попросили Таласа Сагимбаева рассказать об этом более подробно.
- Талас, расскажите, что это за обстоятельства?
- Недавно я получил на руки документы, которых ранее у меня не было. Это соглашение о расторжении договора от 29 июня 2014 года, подписанное финансовым директором ТОО «Хас-ЕР КЗ» Маханбетовой, дольщиком и покупателем цемента Ауезовым и дольщиком Рустемовой. Последним фирма задолжала около 200 тысяч долларов.
К тому же предпринимательница Гаухар Айтимбетова написала еще одно заявление на мое имя об оказании содействия в возвращении вложенных ей денег в ТОО «Хас-ЕР КЗ» в размере 50 000 долларов и о том, что сведения в СМИ являются достоверными. Как известно, руководителем этой компании является Кажимкан Масимов.
Она написала также новое заявление, в котором указала, что с ней до сих пор не рассчитались за куртки и что она в марте 2009 года была в Астане по возврату вложенных денег в ТОО «Хас-ЕР КЗ». Она приложила все необходимые квитанции.
Таким образом, факт невыполнения Кажимканом Масимовым своих обязательств перед предпринимателями Южно-Казахстанской области полностью подтверждается.
- Это дает основание для пересмотра дела?
- Конечно. Еще Айтимбетова прислала 7 сентября документ, согласно которому она отдавала золото и бриллианты под отгрузку цемента. А эти украшения дарили матери премьера Элеоноре Каримовне. Весь Шымкент знает, кто и что ей дарил. На двенадцати листах весь перечень этих изделий и расписки восьми человек, свидетельствующих об этом.
Предпринимательница в очередной раз письменно подтвердила, что сведения, изложенные в некоторых изданиях, соответствуют действительности. По этому поводу я написал письмо премьер-министру Кариму Масимову.
- Что это за письмо?
- Буквально вчера я выслал его факсом в канцелярию премьера. В нем я прошу чтобы он посодействовал в досудебном порядке урегулировать конфликт. Одновременно я сдал в канцелярию суда заявление о пересмотре дела.
- Вы надеетесь, что Вас услышат?
- Более чем уверен в этом. Есть же законы и нужно уметь требовать их исполнения. По закону в течение месяца должны пересмотреть дело, и я надеюсь, исход будет в нашу пользу. От меня требуют исполнения решения суда, вынесенного в 2011 году, но я считаю, это незаконно. И также считаю незаконным, что меня пытались насильно ознакомить с постановлением по исполнению этого решения.
- Что Вы имеете в виду?
- Рано утром 29 августа полицейские уже ждали меня возле подъезда, чтобы осуществить привод в суд для ознакомления с постановлением суда о том, что я не выполняю его решение. Самого постановления мне никто не вручал, полицейские скрутили мне руки и, посадив в машину, привезли в 8 утра в департамент по исполнению судебных актов.
Меня подняли на 4‑й этаж, у меня сахар поднялся, давление повысилось. Они хотели успеть зачитать постановление, пока я в состоянии был слушать и слышать, но я уже был никакой — давление 160, сахар на отметке десять. У меня все поплыло перед глазами.
Потом мне рассказали, что судья просил подержать меня хотя бы пять минут, чтобы успеть зачитать постановление — они хотели привлечь меня к ответственности за неисполнение решения суда, а это либо штраф, либо 10 суток административного ареста.
В общем, очнулся я только через четыре часа, мне сбили давление, сахар, и я, пошатываясь, пошел домой, сейчас нахожусь на больничном. Устроили маски-шоу с чьей-то подачи. Позже мне звонит участковый, говорит, я вам принесу постановление, но так и не пришел.
Считаю все эти действия незаконными, как и решение суда. Потому что, во-первых, эти деньги и опровержение нужно взыскивать с тех людей, которые выписали мне доверенность. Я ведь только представляю их интересы, как ретранслятор. Пусть они дают опровержение, а я всего лишь выражаю их волю и не могу нести ответственность по закону за их слова. К тому же меня на том суде не было. Во-вторых, сейчас появились новые обстоятельства в деле, и оно тем более должно быть пересмотрено.
… Что ж, будем ждать, какой ответ получит правозащитник на свои письма и заявления.