Ни дня без дна

 

Три выво­да из выступ­ле­ния трио веду­щих на «Пер­вом кана­ле Казахстан»

На минув­шей неде­ле фран­ши­за рос­сий­ско­го теле­ви­де­ния в виде «Пер­во­го кана­ла Казах­стан» пре­под­нес­ла кол­ле­гам из рес­пуб­ли­ки урок наи­то­пор­ней­шей (дру­го­го сло­ва кро­ме это­го окка­зи­о­на­лиз­ма не подо­брать) про­па­ган­ды. Сидя­щие за сто­лом трое веду­щих, пооче­ред­но нагне­тая страх о том, что у них есть дока­за­тель­ства про­пла­чен­ных митин­гов «про­тив про­да­жи зем­ли», четы­ре­жды про­де­мон­стри­ро­ва­ли чьи-то руки, дол­ла­ры, кочу­ю­щие из кар­ма­на в эти руки, ноги… и все. Для пуще­го эффек­та веду­щие добав­ля­ли люби­мые выра­же­ния про­па­ган­ди­стов из ясель­ной груп­пы – «в инте­ре­сах Роди­ны», «рас­про­стра­ни­те сре­ди жиль­цов ваше­го ЖЭКа» (что?!), «про­да­ют даже не за тен­ге, а за дол­ла­ры – понят­но, кто заказ­чик?». Веду­щие – Рус­лан Смы­ков, Айми­ра Шау­кен­та­е­ва и еще одна дама, чье имя исто­рия пока не сохра­ни­ла, – пообе­ща­ли про­дол­же­ние. Но в выход­ные в про­грам­ме «Ана­ли­ти­ка» (и заод­но в «Порт­ре­те неде­ли» на КТК) все пошло по нака­тан­ной схе­ме: мы не Укра­и­на, Укра­и­на не мы, а все, кто так дума­ет, про­во­ка­то­ры и бло­ге­ры на бук­ву Б. 

Видео «раз­об­ла­че­ний» ста­ло таким хитом, что его даже взя­ло себе попу­ляр­ное рос­сий­ское новост­ное сооб­ще­ство «Лен­тач». Как нетруд­но дога­дать­ся, ком­мен­та­рии про Бора­та и «они что там, кумы­са обпи­лись?» были самы­ми миро­лю­би­вы­ми, посколь­ку такой вари­ант про­па­ган­ды, рас­счи­тан­ной на одно­кле­точ­ных, – черес­чур даже для Рос­сии. Да и вооб­ще: неиз­вест­но, како­го эффек­та доби­ва­лись веду­щие и редак­то­ры (они хра­нят гор­дое мол­ча­ние), но сыг­ра­ло это от обрат­но­го – «Пер­вый канал Казах­стан» высме­я­ли почти все кол­ле­ги. А в поне­дель­ник юрист из Кара­ган­дин­ской обла­сти Нур­хан Жума­бе­ков подал иск кана­лу. Меж­ду тем по само­му фак­ту появ­ле­ния это­го спек­так­ля в эфи­ре мож­но сде­лать три глу­бо­ких вывода.

Вывод пер­вый – поли­ти­че­ский. Оче­вид­но, что власть, чьи уши тор­чат из-за спи­ны каж­до­го из тро­их веду­щих, выбра­ла вер­сию «запад­но­го вра­га» в каче­стве основ­ной. Но воз­ни­ка­ет вопрос: поче­му она исполь­зу­ет ее так неуме­ло? Ответ лежит на поверх­но­сти. Власть сама не верит в этот бала­ган, а рас­кру­чи­ва­ет махо­вик нена­ви­сти к Запа­ду лишь затем, что хочет скрыть истин­ных зачин­щи­ков протеста.

Кто эти винов­ни­ки? Про­тив­ни­ки «про­да­жи и арен­ды зем­ли ино­стран­цам» счи­та­ют, что во всем вино­ва­та сама власть, напле­вав­шая на мне­ние наро­да (и осно­ва­ния так счи­тать вооб­ще-то есть). Сто­рон­ни­ки вер­сии о целе­на­прав­лен­ном рас­ка­чи­ва­нии ситу­а­ции внут­ри стра­ны пола­га­ют, что речь может идти не о Запа­де как тако­вом, а о скры­ва­ю­щих­ся за рубе­жом бег­лых казах­стан­ских биз­не­сме­нах и поли­ти­ках. Если это так, то про­тив­ни­ки из опаль­ных поли­ти­че­ских фигур пси­хо­ло­ги­че­ски пере­иг­ра­ли власть, раз смог­ли посе­ять сму­ту в боль­шин­стве реги­о­нов стра­ны. При­зна­вать, что мас­со­вые выступ­ле­ния по земель­но­му вопро­су – дело рук груп­пы людей, кото­рых власть, раз­дув­ша­я­ся от соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти, и за про­тив­ни­ков-то уже не счи­та­ла, никак нель­зя. Поэто­му все стрел­ки так неук­лю­же пере­во­дят­ся на Запад, тща­тель­но (на самом деле – не очень) мас­ки­руя бит­ву за власть мест­ных кла­нов, наме­ки на кото­рую в слу­чае с земель­ным вопро­сом тоже имеются.

Вывод вто­рой – про­фес­си­о­наль­ный. Нико­гда еще жур­на­ли­сти­ка в Казах­стане не опус­ка­лась на такое дно – и кажет­ся, это не пре­дел. Работ­ни­ки лояль­ных госу­дар­ству СМИ не в состо­я­нии ска­зать «нет» глу­по­му сце­на­рию, началь­ству и безум­ным кре­а­тив­щи­кам. Вино­ва­та ли в этом власть? Отча­сти, но боль­ше вино­ва­ты сами жур­на­ли­сты. Это они в тече­ние 20 с лиш­ним лет с удо­воль­стви­ем ста­но­ви­лись в лакей­скую позу, счи­тая, что рабо­тать по гос­за­ка­зу на побе­гуш­ках у вла­сти – это нор­маль­но. Это при их пол­ном без­дей­ствии поня­тия жур­на­лист­ской чести, эти­ки, неза­ви­си­мо­сти, скеп­тич­но­сти (да-да, жур­на­ли­сты – о чудо! – нико­му, и в первую оче­редь вла­сти, верить не долж­ны) пол­но­стью ниве­ли­ро­ва­лись, а насто­я­щих жур­на­ли­стов со сво­им миро­воз­зре­ни­ем и соб­ствен­ной пози­ци­ей мож­но пере­счи­тать по пальцам.

И тре­тий вывод – печаль­ный. Мы окон­ча­тель­но погру­зи­лись в парал­лель­ную реаль­ность. Стра­на, в кото­рой воз­мо­жен такой сюжет на одном из цен­траль­ных теле­ка­на­лов, в кото­рой инфор­ма­гент­ства обсуж­да­ют голу­бя, нага­див­ше­го на лицо певи­це, в кото­рой до сих пор сма­ку­ет­ся кри­ми­нал на пер­вых поло­сах газет (не вери­те – взгля­ни­те на 5–6 реги­о­наль­ных изда­ний), – серьез­но боль­на. И, нако­нец, в этой боль­ной стране такое поло­же­ние вещей устра­и­ва­ет почти всех: не тро­га­ют меня – и ладно.

Беда еще и в том, что не мно­гие люди име­ют сме­лость ска­зать об этом, а даже если и раз­да­ет­ся глас вопи­ю­ще­го от невоз­мож­но­сти най­ти выход в лаби­рин­те кри­вых зер­кал – его быст­ро заглу­ша­ют кри­ка­ми о «пятой колонне» и «про­пла­чен­но­сти». Мы окон­ча­тель­но пере­ме­сти­лись в про­стран­ство, где может про­изой­ти все что угод­но, а пока­зы­вать это будут выбо­роч­но – и толь­ко в нуж­ном све­те. При необ­хо­ди­мо­сти, как извест­но, и вой­на – это мир, а сво­бо­да – это рабство.

под текст

Когда вер­стал­ся номер, ста­ло извест­но, что в стране про­шли мас­со­вые обыс­ки и задер­жа­ния акти­ви­стов, либе­раль­ных жур­на­ли­стов и поли­ти­ков – от Ураль­ска до Аста­ны и Алма-Аты. В част­но­сти, в Ураль­ске задер­жа­ли бар­да Жана­та Есен­та­е­ва – он, по неко­то­рым дан­ным, содер­жит­ся в ИВС. Поехав­шую было к нему на помощь пра­во­за­щит­ни­цу Бахыт­жан Торе­го­жи­ну задер­жа­ли пря­мо дома и поса­ди­ли на 15 суток. Быв­ше­го кан­ди­да­та в пре­зи­ден­ты Уали­ха­на Кай­са­ро­ва подо­зре­ва­ют в «неза­кон­ном хра­не­нии ору­жия». Шеф-редак­тор «Ураль­ской неде­ли» Тама­ра Есля­мо­ва отде­ла­лась вызо­вом в про­ку­ра­ту­ру и пре­ду­пре­жде­ни­ем. Власть – «в инте­ре­сах Роди­ны» – види­мо, реши­ла пой­ти про­то­рен­ным путем репрес­сий и запугиваний.

ком­мен­та­рии

Арка­дий ДУБНОВ, поли­то­лог, экс­перт по Цен­траль­ной Азии:

– Народ­ные про­те­сты в Казах­стане по земель­но­му вопро­су и про­ти­во­ре­чи­вая реак­ция на них вла­стей стра­ны, на мой взгляд, гово­рят о том, что вла­сти не зна­ют свою стра­ну. Точ­но так же, как рос­сий­ские началь­ни­ки в оче­ред­ной раз обна­ру­жи­ли непо­ни­ма­ние про­ис­хо­дя­ще­го в сво­ей стране, столк­нув­шись со сра­же­ни­ем за похо­рон­ный биз­нес, раз­вер­нув­шим­ся на днях на Хован­ском клад­би­ще в Москве. Они поспе­ши­ли назвать это вой­ной двух этни­че­ских ОПГ, а на самом деле это было взры­вом про­те­ста про­тив кор­руп­ци­он­но­го сра­щи­ва­ния вла­сти с бандитами.

Пер­вая реак­ция казах­стан­ских вла­стей – апо­фе­оз рас­те­рян­но­сти и раз­дра­же­ния. Поэто­му сра­бо­тал при­выч­ный с совет­ских вре­мен защит­ный инстинкт: за про­те­ста­ми сто­ят вра­ги, купив­шие пре­да­те­лей. И толь­ко потом при­хо­дит осо­зна­ние соб­ствен­ных власт­ных недо­ра­бо­ток, «кося­ков» – в том чис­ле инфор­ма­ци­он­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных. Реше­ние Назар­ба­е­ва создать новое мини­стер­ство «прав­ды» и нало­жить мора­то­рий на поправ­ки к Земель­но­му кодек­су – тому свидетельство.

Беа­те ЭШМЕНТ, немец­кий экс­перт по Цен­траль­ной Азии, в интер­вью DW отме­ча­ет, что эти про­те­сты «на удив­ле­ние хоро­шо орга­ни­зо­ва­ны и носят исклю­чи­тель­но мир­ный харак­тер», а орга­ни­за­то­ров не вид­но. «То есть казах­стан­цы демон­стри­ру­ют такую спо­соб­ность к само­ор­га­ни­за­ции, какую мы не виде­ли в послед­нее вре­мя нигде в мире. При этом у насе­ле­ния Казах­ста­на, в отли­чие, напри­мер, от Кир­ги­зии, нет боль­шо­го опы­та про­ве­де­ния мас­со­вых про­те­стов. Это пер­вый пара­докс, – гово­рит она и про­дол­жа­ет: Еще один пара­докс в том, что вокруг про­тестной сре­ды наблю­да­ет­ся очень силь­ный анти­ки­тай­ский настрой. Но если Казах­ста­ну сего­дня и есть от кого ждать помо­щи по выхо­ду из кри­зи­са – финан­сов, инве­сти­ций, то имен­но от Китая. Одна­ко когда насе­ле­ние настоль­ко наэлек­три­зо­ва­но про­тив него, то воз­ни­ка­ет пороч­ный круг.

Нынеш­ние собы­тия для Казах­ста­на необыч­ны и тем, что, в отли­чие от про­те­стов в Жана­о­зене в 2011‑м, сей­час готов­ность к акци­ям не лока­ли­зо­ва­на одной обла­стью, и уча­стие в них уже при­ни­ма­ют раз­лич­ные груп­пы насе­ле­ния. Это аргу­мент про­тив того, что про­те­сты инспи­ри­ро­ва­ны неки­ми зару­беж­ны­ми сила­ми или исклю­чи­тель­но мест­ны­ми эли­та­ми. Воз­мож­но, мест­ные эли­ты эти про­те­сты ста­ра­ют­ся инстру­мен­та­ли­зи­ро­вать, но в их осно­ве – глу­бо­кое недо­ве­рие насе­ле­ния к вла­сти, кото­рое сей­час, в кри­зис, про­рва­лось нару­жу. Нуж­но раз­ли­чать меж­ду этой при­чи­ной и пово­дом – вопро­сом о зем­ле», – счи­та­ет Беа­те Эшмент.

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

 

Статьи по теме

Подарок Кулибаеву: 1,57 трлн тенге. Корни забастовок в коррупции. Тарифы Клебанова / Оразалы ЕРЖАНОВ

Общественный Фонд Elge Qaitaru требует расследования сделки АО «Казкоммерцбанк» и Кенеса Ракишева

Круглый стол по возврату активов