Дымовой завесой назвал первое место главы КНБ в рейтинге “Стратегии” Серикжан Мамбеталин. По его мнению, глава президентской администрации Карим Масимов по влиятельности сильнее и Нуртая Абыкаева, Марата Тажина, вместе взятых. Свое мнение политик высказал в рамках опроса, проведенного газетой “Ассанди-Таймс”. Мы публикуем ниже его полностью.
Старая гвардия» уступает «технократам». Такой вывод напрашивается по итогам июньского экспертного опроса центра социально-политических исследований «Стратегия», оценивающего авторитетность, эффективность и перспективность руководителей государственных органов Казахстана.
Исследование, напомним, выявило тройку лидеров: помимо главы КНБ Нуртая Абыкаева в нее вошли также государственный секретарь Марат Тажин и руководитель администрации президента Карим Масимов.
На четвертом и пятом местах расположились премьер-министр Серик Ахметов и аким Астаны Имангали Тасмагамбетов. Далее в группе тяжеловесов отмечены два внештатных советника президента Булат Утемуратов и Тимур Кулибаев. На восьмом и девятом местах — министр финансов Булат Жамишев и спикер мажилиса Нурлан Нигматулин. Замыкает десятку «авторитетов» вице-премьер — министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев.
«Следует отметить, что из всех перечисленных персон наибольшим авторитетом, по мнению опрошенных, пользуется Утемуратов, в то время как он имеет сравнительно среднюю в этой группе перспективность как политик. Наименьшие показатели в этой группе по перспективности у министра Жамишева», — пишут аналитики «Стратегии».
Интересно, что в последнее время Нуртай Абыкаев не сходит с лидерских позиций. Мы уже писали в прошлом номере о том, что опальный зять елбасы Рахат Алиев именно его и свою бывшую супругу Даригу Нурсултановну видит в роли возможных преемников главы государства. Вот и в рейтинге «Стратегии» г н Абыкаев на первой позиции. Однако не все считают, что он должен быть на первом месте в рейтинге.
Редакция провела свой небольшой опрос среди экспертов: кто, по их мнению, какие позиции по авторитетности может сегодня занимать во власти и почему. Ответы оказались очень любопытными и местами даже неожиданными.
Дымовая завеса Масимова
Так, по словам политика Серикжана Мамбеталина, «самый перспективный и авторитетный среди чиновников на сегодняшний день это Карим Масимов». И то, что о нем ничего не слышно в последнее время, совершенно не говорит о том, что политик сдает свои позиции. Наоборот, скорее наращивает.
- То, что Нуртай Абыкаев в этом рейтинге на первом месте, — это все дымовая завеса. Масимов по влиятельности сильнее Абыкаева и Тажина, вместе взятых. А чтобы пока народ не раздражать, его на третье место поставили, — заметил г н Мамбеталин и пояснил, почему так думает: — Карим Масимов в отличие от Нуртая Абыкаева профессиональный разведчик, учился в школе КГБ СССР. А Тажин просто выполняет всю грязную работу, которую должен делать руководитель администрации президента. Если учитывать, что кабмин не поменялся, министры остались те, которых утверждал Масимов, можно уверенно сказать, что страной реально управляет Карим Кажимканович.
Солидарен с политиком и экс-депутат мажилиса Танирберген Бердонгаров. На первое место в своем рейтинге авторитетности он также ставит именно Карима Масимова, но по степени влияния отмечает Утемуратова и Кулибаева.
Не забудьте про Кулибаева
По мнению аналитика Казбека Бейсебаева, сегодня все названные высокопоставленные лица по праву могут считаться перспективными и авторитетными. Но что будет с ними завтра — еще большой вопрос.
- А будут ли они таковыми (авторитетными) после ухода президента? — задается он непростым на сегодняшний день вопросом и сам же на него отвечает: — Это вилами на воде написано.
По мнению Казбека Бейсебаева, в пятерку этих авторитетов нужно также включить Тимура Кулибаева.
- Потому что финансовые возможности у него есть, — объяснил аналитик. — И предполагаю, что назначение руководителем партии «Бирлик» руководителя нефтяной компании прошло не без его участия.
Независимый политик Амиржан Косанов поддержал г на Бейсебаева в той части, что если «от многих персон убрать их должности, то ничегошеньки «авторитетного и перспективного» у них не останется».
- В сложившейся политической системе Казахстана авторитет любого руководителя государственного органа зависит не от реальной оценки результатов его работы обществом (у нас просто нет такого механизма!), а от аффилированности тех или иных центров исследований с данными персонами, — считает Амиржан Косанов. — Что касается их перспективности, то в наших специфических реалиях однозначно перспективен только один человек — это действующий президент! А перспективы всех других руководителей госорганов всецело зависят от его личного отношения.
«На расстановку сил не заморачиваюсь»
Не согласилась с результатами рейтинга исследовательского центра мажилисвумен Айгуль Соловьева. Как отметила депутат, она «не совсем поняла понятие слова «авторитетность» в данном рейтинге, и поскольку для нее существует понятие ветвей власти и уровни управления, то выбор и очередность политиков просматривается здесь иначе».
- Назарбаев как верховная власть, Нурлан Нигматулин и Кайрат Мами как спикеры представительной ветви власти, Ахметов как представитель исполнительного органа власти, Бекназаров — судебная власть, Тасмагамбетов — авторитетный представитель региональной власти, — поделилась своим видением Айгуль Соловьева.
- На мой взгляд, если они занимают важные и авторитетные позиции в системе государственного управления, то они обладают легитимным авторитетом, — заметила дальше депутат. — Другое дело, влияние, которое каждый из вашего списка оказывает на уровень принятия решений. Возможно, он может быть и таким, как я указала выше, но мне сложно давать такую оценку, поскольку я не заморачиваюсь на расстановку сил.
Что касается критериев эффективности, то тут г жа Соловьева отметила, что «если первый руководитель не будет эффективным, то он просто не достоин своего авторитетного места не только в данном рейтинге, но и в госаппарате.
- Мое личное мнение по эффективности субъективно. Я бы расставила фигуры таким образом: Даулбаев, Байменов, Джумагалиев, Сагинтаев, Исекешев, Орынбаев, Оспанов, Тусупбеков, Тасмагамбетов, Смаилов. На мой взгляд, их ведомства и направления деятельности смогли сделать значительные и важные преобразования и даже прорыв для совершенствования системы госуправления.
К перспективным Айгуль Соловьева относит тех, кто может еще внести свой вклад в дальнейшее развитие, поэтому исходит из их возраста. Так, в этот список, по ее мнению, могут входить Байбек, Джумагалиев, Досаев, Оспанов, Смаилов и другие.
Какие критерии, таков и рейтинг
Политолог Дастан Кадыржанов сам входит в экспертную панель и «Стратегии» и «Рейтинга Kz». По его словам, выбранные кандидатуры не всегда отвечают заданным критериям.
- К примеру, Абыкаев, ну какая перспективность? Человек занимал все руководящие посты. То же самое можно сказать и о Масимове. Для них перспективность — это уже президентский пост. А у некоторых фигур президентский пост в перспективе не стоит, — говорит политолог.
Г н Кадыржанов считает, что и понятию эффективности можно дать разную оценку. В чем эффективен: для государства, для национальных интересов или для достижения личных интересов?
- Карим Масимов — опытный администратор, — подчеркивает политолог, — но всю работу он проводит в своих интересах. Я не могу сказать об его эффективности как менеджера Администрации президента для страны в целом.
Указанные в опросе критерии: перспективность, эффективность и авторитетность, по его мнению, абстрактны.
- Тут скорее рейтинг людей, которые обладают административной и правоохранительной силой и способностью повлиять на политическую ситуацию в свою сторону. И в данном случае первая пятерка соответствует этим критериям, — считает Дастан Кадыржанов.
More: