В свете последних геополитических событий на просторах уже бывшего СНГ разговоры о преемнике Назарбаева и о механизмах транзита власти теряют всякую актуальность. Убежден, что у учетом растущих имперских амбиций Кремля алгоритм смены власти в странах, граничащих с Россией, будет существенно меняться.
Могу предположить, что после Украины Путин не позволит казахстанцам самостоятельно решать, кому быть следующим президентом. Боюсь, это уже даже не в компетенции Назарбаева. Нет, конечно, Нурсултан Абишевич может предлагать, кандидатуры, но конечное слово скорее всего будет за Кремлем. Есть подозрения, что Назарбаев это уже осознал и принял к сведению. То есть согласился с таким порядком вещей.
В отличие от Лукашенко, который, понимая, что ему светит та же процедура, все же пытается этому как-то возражать. По крайней мере на словах демонстрируя свою ершистость и принципиальность. Но вряд ли он сможет выстоять: слишком зависит Беларусь от России, слишком сильно батька поссорился с Западом. Поэтому скорее всего, поупрямившись для приличия, батька в конце концов будет вынужден принять новый формат белорусской «независимости». А это означает, что либо он сам должен сдать страну на милость кремлевским реваншистам, либо это сделает тот, кто его заменит на следующих выборах. На выборах, которые пройдут под чутким руководством кураторов из Кремля.
Все вышесказанное строится на понимании того, что встающая с колен Россия не может позволить повторения украинского сценария ухода от России в тех странах, которые она включила в зону российских интересов. В этой связи уверен, что Путин сделает все, чтобы никаких майданов в Казахстане и Беларуси не случилось. Урок украинского Майдана Кремль запомнит надолго: теперь всю прозападную оппозицию будут «отстреливать» на дальних подступах. Причем как в самой России, так и в странах-сателлитах.
А для этого лучше, если эти страны будут возглавлять президенты, куда более зависимые и управляемые, чем нынешние. Без заскоков и взбрыкиваний, как у Лукашенко, и многофакторности и заигрываний со всеми, как у Назарбаева. Нужны свои в доску.
На мой взгляд, из всего того, что сегодня есть в окружении казахстанского президента, наиболее подходящий на эту роль — Максимов. Он более чем кто-либо подходит на роль нужного России президента Казахстана. Есть подозрение, что и Путин положил на него глаз. Подчеркиваю, это не более чем подозрения, основанные на косвенных моментах, которые выстраиваясь в некие логические цепочки, дающие повод для такого рода предположения.
Если это так, то, конечно же, Назарбаев об этом знает. Но он спокоен, потому что это не тот случай, когда нужно опасаться. Ситуация под контролем, и потом его никто не торопит. Он понимает, что пока Казахстан движется в сторону интеграции с Россией, проблем не может быть. В качестве покладистого партнера он уважаемый аксакал и будет поддерживаться Кремлем во всем и до конца. В этом плане Масимов скорее даже не приемник, а запасной вариант, приготовленный на случай форс-мажорных обстоятельств.
Где в указанной схеме народ, гражданское общество, казахские националисты? Их здесь нет и не может быть. Возмущение народа, реакция общественности и протест казахских националистов в этой схеме вообще не учитываются. И в Акорде, и в Кремле прекрасно понимают, что в отсутствие реальной политической оппозиции, развитого гражданского общества и сколько-либо серьезного организованного националистического движения с властью в Казахстане можно делать все что вздумается. Это не Украина и даже не Беларусь! И вот это особенно печально.
Автор: Сергей Дуванов, независимый журналист.