На сколько веков отстали?

Про­шли выбо­ры Пре­зи­ден­та, и ком­мен­та­ри­ев по это­му пово­ду вы уже наслу­ша­лись более чем доста­точ­но! Выбо­ры дока­за­ли, что боль­шин­ство рос­си­ян не видит в дан­ный момент ино­го лиде­ра, кро­ме Пути­на. Как гово­рит­ся: «народ все­гда прав – ему вид­нее…». Поче­му сей­час не поста­рать­ся убе­дить Пути­на в необ­хо­ди­мо­сти пере­мен, — дав­ле­ние на него очнув­шей­ся части обще­ства уже неиз­беж­но. Так поче­му не дать ему шанс дока­зать, что он это пони­ма­ет? Попыт­ка – не пыт­ка! Это кон­струк­тив­нее, чем сто­ять в поле на вет­ру и твер­дить: «не уйду, пока Путин в Крем­ле!». А вре­мя доста­точ­но быст­ро обна­жит истину. 

В сво­ём преды­ду­щем бло­ге «Ужас­нись сам себе» я гово­рил о мораль­ной ката­стро­фе, кото­рая постиг­ла Рос­сию — о рас­па­де инсти­ту­та семьи, паде­нии нрав­ствен­но­сти, алко­го­лиз­ме, педо­фи­лии и т.д. Это оче­вид­ное след­ствие. Но след­ствие чего? Мно­гие спра­ши­ва­ют: в чем при­чи­на, где корень зла? Мы ищем объ­яс­не­ний то в край­ней бед­но­сти, то в семи­де­ся­ти годах совет­ской дик­та­ту­ры, то в пло­хом Президенте. 

Мой ответ для мно­гих будет неожи­дан­ным: на мой взгляд, дело в том, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство насе­ле­ния Рос­сии, подоб­но ряду дру­гих стран Афри­ки и Восто­ка, живёт в отлич­ном от Евро­пы исто­ри­че­ском изме­ре­нии, а точ­нее — в сред­не­ве­ко­вье. Но, в отли­чие от Афри­ки и мусуль­ман­ских стран, мы как-никак — Евро­па. Нам от Евро­пы нику­да не деть­ся — мы не Китай и не Индия. Несмот­ря на то, что Восточ­ное хри­сти­ан­ство на Руси почти и не раз­ви­ва­лось с V века, мы все рав­но куль­ту­ра евро­пей­ская. Несов­па­де­ние куль­тур­ных цен­но­стей Рос­сии и Евро­пы осо­бен­но не попу­ля­ри­зи­ру­ет­ся, а, меж­ду тем, эта раз­ни­ца суще­ствен­но повли­я­ла на состо­я­ние мора­ли в России. 

Я думаю, что кри­зис наци­о­наль­но­го созна­ния, апа­тия и даже отча­я­ние вплот­ную свя­за­ны с рез­ким изме­не­ни­ем исто­ри­че­ских и эко­но­ми­че­ских усло­вий после кру­ше­ния СССР. Неожи­дан­ная сво­бо­да без пра­вил, кото­рая уста­но­ви­лась в стране, рез­кое обни­ща­ние насе­ле­ния, стре­ми­тель­ное обо­га­ще­ние отдель­ных людей и, глав­ное, инфор­ма­ци­он­ный «оке­ан», обру­шив­ший­ся на людей с созна­ни­ем, кото­рое было века­ми изо­ли­ро­ва­но от осталь­но­го мира — всё это вызва­ло рас­те­рян­ность и ком­плекс непол­но­цен­но­сти. И как мы ни ста­ра­лись убе­дить себя в том, что у нас осо­бый путь, — посто­ян­но­го срав­не­ния с Евро­пой нам было не избе­жать. И это срав­не­ние не в нашу пользу. 

Выехав в Евро­пу, мы все­гда удив­ля­ем­ся, что там чисто, люди веж­ли­вы, не выки­ды­ва­ют мусор из окон, вод­ка не «палё­ная» и т.д. А вер­нув­шись домой, пона­ча­лу заме­ча­ем все без­об­ра­зия, но быст­ро втя­ги­ва­ем­ся в при­выч­ный для нас образ жизни. 

Нам очень труд­но понять, поче­му у «нас» не так, как у «них».
Объ­яс­не­ние лежит, как я уже ска­зал, в сред­не­ве­ко­вом созна­нии рос­си­ян. И не надо вос­при­ни­мать это как недо­ста­ток или оскорб­ле­ние. Я не вижу ниче­го страш­но­го в том, что Рос­сия ещё в «началь­ной шко­ле» циви­ли­за­ци­он­но­го про­цес­са. Для меня уче­ник началь­ной шко­лы ничем не хуже сту­ден­та уни­вер­си­те­та, а в чем-то и луч­ше. В этом смыс­ле я утвер­ждаю вслед за Львом Гуми­лё­вым, что мы пока моло­дая нация. Про­сто нам ещё пред­сто­ит сдать выпуск­ные экза­ме­ны, преж­де чем посту­пить в университет… 

Труд­но осо­знать, что раз­ные циви­ли­за­ции раз­ви­ва­ют­ся с РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ.
Повто­ряю, понять это нелег­ко! Подоб­но тому, как сред­не­ве­ко­во­му чело­ве­ку было невоз­мож­но пред­ста­вить, что в тот момент, когда он про­сы­па­ет­ся, на дру­гой сто­роне пла­не­ты мил­ли­ард людей ложит­ся спать, — так и нам труд­но ощу­тить раз­ни­цу в уров­нях исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия наро­дов.
Раз­ни­цу в часо­вых поя­сах мож­но ощу­тить, мгно­вен­но пере­не­сясь с помо­щью само­лё­та в дру­гую часть све­та, ибо вре­мен­ная раз­ни­ца вызы­ва­ет физи­че­ский дис­ком­форт — рас­строй­ство био­рит­мов: чело­век стра­да­ет голов­ной болью, засы­па­ет не вовре­мя и т.д. И нуж­но неко­то­рое вре­мя, что­бы при­спо­со­бить­ся к дру­го­му вре­ме­ни суток (по-англий­ски — это jetlag). 

Так вот, при­ме­ни­тель­но к раз­ни­це в уров­нях исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия раз­лич­ных наро­дов, я бы исполь­зо­вал поня­тие «исто­ри­че­ский jetlag». 

Внеш­ние при­ме­ты совре­мен­но­сти, обще­до­ступ­ные по все­му миру: «Кока-Кола», «Мак Дональдс», «Мер­се­дес», джин­сы, рэп и Гар­ри Пот­тер — обман­чи­вы, они не меня­ют века­ми усто­яв­ших­ся глу­бин­ных цен­но­стей, опре­де­ля­ю­щих пове­де­ние чело­ве­ка той или иной куль­ту­ры. И в Сау­дов­ской Ара­вии невер­ной жене могут рубить голо­ву в то вре­мя, как ее муж, поме­няв свою джа­ла­бию на костюм от Бри­о­ни, ката­ет­ся в Бент­ли по Лон­до­ну!
И когда я сего­дня слы­шу, что кто-то гово­рит шутя — «это какое-то сред­не­ве­ко­вье!», я серьёз­но заме­чаю, что это — прав­да.
Давай­те раз­бе­рём­ся, поче­му спра­вед­ли­во моё утвер­жде­ние что Рос­сия живёт в феодализме. 

Вооб­ще-то насто­я­ще­го фео­да­лиз­ма на Руси не было, так как не было фео­да­лов, кото­рые мог­ли огра­ни­чить власть кня­зя, а были сатра­пы, цели­ком зави­ся­щие от Вели­ко­го Кня­зя. А вме­сто рыца­рей были свои слу­жи­лые — кня­же­ская дру­жи­на, кото­рая подоб­но рыца­рям кор­ми­лась за счёт обро­ка с зем­ле­дель­ца, «тяг­ло­во­го сосло­вия». Посколь­ку в Рос­сии не было усло­вий для воз­ник­но­ве­ния неза­ви­си­мой бур­жу­а­зии, слу­жи­лые люди, кор­мив­ши­е­ся за счёт тру­же­ни­ка, не встре­ча­ли оппо­зи­ции. При Иване Гроз­ном это были оприч­ни­ки, потом ста­но­вые, чинов­ни­ки, судьи, губер­на­то­ры — это пара­зи­ти­ру­ю­щее сосло­вие оста­ва­лось вплоть до реформ Алек­сандра II. В нача­ле ХХ века воз­ни­ка­ю­щее новое бур­жу­аз­ное созна­ние было жесто­ко иско­ре­не­но боль­ше­ви­ка­ми. Совет­ская власть на какое-то вре­мя затми­ла есте­ствен­ную куль­ту­ру Руси насиль­ствен­ным внед­ре­ни­ем сте­риль­но­го «ново­го созна­ния» стро­и­те­ля ком­му­низ­ма как вин­ти­ка госу­дар­ствен­ной машины. 

Но с пере­строй­кой и рас­па­дом совет­ской вла­сти народ в сво­ей исто­рии, полу­чив в пер­вый раз неогра­ни­чен­ную сво­бо­ду, по-сво­е­му вос­поль­зо­вал­ся ею и стал быст­ро воз­рож­дать цен­но­сти, при­су­щие его мен­та­ли­те­ту. Фео­да­лизм гнез­дит­ся у нас в каж­дом чулане, стоп­тан­ном вален­ке, под сиде­ньем бро­ни­ро­ван­но­го Бент­ли и в золо­тых часах Ролекс на холе­ной руке! И рус­ский муж в «Роллс-рой­се» будет обра­щать­ся со сво­ей спут­ни­цей в доб­рых тра­ди­ци­ях XIV века. 

Посмот­ри­те окрест себя: куда ни гля­нешь — брат­ки и кры­ши, рей­дер­ство и убий­ства за отказ пла­тить дань или делить­ся сво­и­ми акти­ва­ми! Суды по поня­ти­ям и все­про­ни­ка­ю­щая готов­ность нару­шить закон любо­го пред­ста­ви­те­ля вла­сти. Сопро­тив­лять­ся бес­по­лез­но, жало­вать­ся неко­му — судьи глу­хи! «Кущев­ская» по всей стране, даже раб­ство воз­ро­ди­лось, — неда­ром в Кущев­ке судят за это мать Цап­ка! Что это как не феодализм? 

Поче­му это так? Каж­дая эпо­ха выра­ба­ты­ва­ет базо­вые цен­но­сти и поня­тия, кото­ры­ми руко­вод­ству­ет­ся чело­век в сво­ей повсе­днев­ной жиз­ни. У нас эти цен­но­сти сфор­ми­ро­ва­лись ещё в сред­не­ве­ко­вье и с тех пор не изме­ни­лись.
Возь­му толь­ко четы­ре поня­тия, кото­рые, на мой взгляд, главные. 

Отно­ше­ние к богат­ству. Как мы отно­сим­ся к богат­ству? Раду­ем­ся ли мы, если видим что наш сосед стал богат? К сожа­ле­нию, наобо­рот: «наво­ро­вал, схит­рил, слов­чил, — вот бы отнять и раз­де­лить поров­ну!» — эта мысль так и свер­бит где-то в моз­жеч­ке. И хотя эта нена­висть быва­ет спра­вед­ли­вой по отно­ше­нию к изво­ро­вав­шим­ся чинов­ни­кам, непри­язнь ко всем успеш­ным людям в Рос­сии повсе­мест­на. В фео­даль­ном созна­нии воз­вы­ше­ние сосе­да вос­при­ни­ма­ет­ся, как угро­за соб­ствен­но­му бла­го­по­лу­чию. Помни­те пого­вор­ку: «У сосе­да коро­ва сдох­ла — пустяк, а приятно»? 

Итак, идея пере­рас­пре­де­ле­ния богат­ства — осно­ва фео­даль­но-общин­но­го созна­ния. Её воз­ник­но­ве­ние объ­яс­ни­мо. В те далё­кие вре­ме­на богат­ство изме­ря­лось коли­че­ством зем­ных вла­де­ний («феод» — по латы­ни — надел зем­ли). Зем­ля на пла­не­те суще­ству­ет в неиз­мен­ном коли­че­стве, поэто­му зем­лю мож­но толь­ко пере­рас­пре­де­лить. Отно­ше­ние фео­да­ла к день­гам как к зем­ле, кото­рая может толь­ко пере­рас­пре­де­лять­ся, рож­да­ло вывод, что «обо­га­ще­ние дру­го­го все­гда идет за мой счёт». 

Как резуль­тат — мы до сих пор вос­при­ни­ма­ем воз­вы­ше­ние сосе­да, как угро­зу соб­ствен­но­му бла­го­по­лу­чию. Отсю­да зависть и жела­ние облить дерь­мом каж­до­го, кто успеш­нее нас. Об этом я и снял фильм «Куроч­ка Ряба», кото­рый так не любят «защит­ни­ки» рус­ско­го наро­да! Но жизнь мно­го раз под­твер­ди­ла право­ту мое­го ана­ли­за — это судь­бы тех успеш­ных фер­ме­ров, кото­рых окру­же­ние завист­ли­вых без­дель­ни­ков выну­ди­ло разо­рить­ся и уехать.
В Рос­сии чело­век не может гор­дить­ся сво­им богат­ством. Даже если он нажил его чест­ным тру­дом, он ста­ра­ет­ся поско­рее скрыть­ся за высо­чен­ным забо­ром от взгля­дов посто­рон­них. Вы не заме­ча­ли, что после пере­строй­ки Рос­сия ста­ла стра­ной самых высо­ких забо­ров?
Сле­ду­ю­щая базо­вая цен­ность — сте­пень доверия. 

Вду­май­тесь, кому вы лич­но вери­те? И мно­го ли наро­да верит вам? У нас в Рос­сии никто не верит нико­му! Посло­ви­ца «огля­нись вокруг себя, не име­ет ли кто тебя!» — самое яркое дока­за­тель­ство это­го. Мы не верим про­дав­цу в мага­зине, началь­ни­ку на рабо­те, офи­це­ру ДПС, зако­нам, судье, прес­се, вла­сти. Про­шед­шие выбо­ры — нагляд­ный при­мер вза­им­но­го недо­ве­рия наро­да и госу­дар­ства, — каж­дый, как на база­ре, ста­ра­ет­ся ули­чить дру­го­го в жуль­ни­че­стве. Ну в Евро­пе, напри­мер, раз­ве такое воз­мож­но?
Низ­кий уро­вень дове­рия — ещё один при­знак фео­да­лиз­ма.
Мно­гие из вас мне тоже не верят, и все дума­ют: «что он всё кри­ти­ку­ет? Ему зна­чит выгод­но… или у него какая-нибудь зад­няя мысль?»
Так вот, чем ниже уро­вень дове­рия, — тем более веро­ят­ность того, что власть, что­бы вли­ять на испол­не­ние пору­че­ний, вынуж­де­на стре­мить­ся к цен­тра­ли­за­ции, к руч­но­му управ­ле­нию и, в кон­це кон­цов, к авторитаризму. 

В фео­даль­ном обще­стве круг дове­рия огра­ни­чи­ва­ет­ся семьёй и близ­ки­ми дру­зья­ми. Зна­ко­мый «пей­заж»?
Все, что за пре­де­ла­ми семьи вызы­ва­ет пол­ное рав­но­ду­шие к про­бле­мам «чужих» или даже враж­деб­ность. При низ­ком уровне дове­рия рас­цве­та­ет сред­не­ве­ко­вое поня­тие «непо­тизм» — назна­че­ние сво­их род­ствен­ни­ков и друж­ков на все­воз­мож­ные выиг­рыш­ные посты. «Семья» как поня­тие воз­ро­ди­лось сра­зу в 90‑е, помни­те? Доста­точ­но было про­из­не­сти это сло­во, и все пони­ма­ли, о какой семье идет речь.
В Евро­пе пере­да­ча госу­дар­ствен­ных при­ви­ле­гий сво­им детям абсо­лют­но исклю­че­на!
Что же в стра­нах с фео­даль­ной нрав­ствен­но­стью? Все места око­ло боль­ших пото­ков бюд­жет­ных денег заня­ты детьми и род­ствен­ни­ка­ми власт­ных роди­те­лей, и, конеч­но, и речи быть не может о соци­аль­ных «лиф­тах»!

Перей­дём ещё к одной цен­но­сти. Лич­ная ответ­ствен­ность, жёст­кая внут­рен­няя дис­ци­пли­на.
Вот как блоггер denalipark пишет, очень мне понра­ви­лось:
«1. поче­му на стан­ци­ях мет­ро уста­нав­ли­ва­ют высо­чен­ные кону­сы, что­бы пре­гра­дить путь без­би­лет­ни­кам, пры­га­ю­щим через тур­ни­ке­ты?
2. поче­му у нас все выхо­ды на вок­за­лы пере­го­ро­ди­ли забо­ра­ми — от зай­цев? Кто бега­ет от кон­тро­ле­ров?
3. Кто сам сует день­ги за нару­шен­ные пра­ви­ла, а потом вопит, что вино­ва­то ГИБДД?
4. Сколь­ко чело­век из вас ездит на авто­мо­би­ле по куп­лен­ным пра­вам?
5. Сколь­ко чело­век из вас полу­ча­ет зар­пла­ту в кон­вер­те и не пла­тит нало­ги?
6. Сколь­ко чело­век из вас тор­гу­ет дипло­ма­ми и дру­ги­ми доку­мен­та­ми в пере­хо­дах мет­ро? И сколь­ко поку­па­ет их, что­бы потом исполь­зо­вать при устрой­стве на рабо­ту?
7. Кто рабо­та­ет на про­из­вод­ствах, выпус­ка­ю­щих про­дук­ты пита­ния, кото­ры­ми мож­но отра­вить­ся?
8. Кто рабо­та­ет в мага­зи­нах, втю­хи­ва­ю­щих эти про­дук­ты, да еще и про­сро­чен­ные?
9. Кто, как толь­ко попав в началь­нич­ки даже мел­ко­го калиб­ра, начи­на­ет тянуть день­ги и брать взят­ки?
10. И нако­нец, отку­да берут­ся эти самые чинов­ни­ки, на кото­рых вы жалу­е­тесь? С Мар­са при­ле­те­ли? Путин их всех назна­ча­ет и даёт инструк­ции? Или аме­ри­кан­цы их сюда засла­ли? Да нет, они ходи­ли с нами в одну шко­лу, вме­сте в инсти­ту­тах учи­лись, выпи­ва­ли с вами вме­сте…». По-мое­му, очень хоро­шо ска­за­но!
Ответ на все эти вопро­сы один — рус­ская исто­рия не вос­пи­та­ла в людях чув­ства пер­со­наль­ной ответ­ствен­но­сти! Я об этом уже писал и буду писать и повто­рять бес­ко­неч­но.
Без­от­вет­ствен­ность сохра­ни­лась в нас со вре­мён кре­пост­но­го пра­ва, когда кре­пост­ной холоп-зем­ле­де­лец ни за что не отве­ча­ет — за него отве­ча­ет Гос­подь Бог, зем­ле­вла­де­лец и пло­хая пого­да.
Пра­во­слав­ный обряд — рас­ка­я­ние, искуп­ле­ние и отпу­ще­ние гре­ха — тоже спо­соб­ство­вал рас­пу­щен­но­сти чело­ве­ка: новый грех «поз­во­ля­ет­ся» и все­гда может быть отпу­щен в будущем. 

Нежёст­кий, рас­плыв­ча­тый эти­че­ский код — при­знак фео­даль­но­го созна­ния.
Жёст­кие соци­аль­ные обя­зан­но­сти — пра­ви­ла, кото­рые нель­зя нару­шать — были насиль­ствен­но при­ви­ты евро­пей­цам в пери­од воз­ник­но­ве­ния капи­та­лиз­ма. Это был нелёг­кий и болез­нен­ный про­цесс — вос­пи­та­ние граж­да­ни­на, — и он нам ещё пред­сто­ит, если мы хотим рас­ти и раз­ви­вать­ся как совре­мен­ная нация, этот про­цесс.
И послед­нее — отно­ше­ние к тру­ду. Ну как может отно­сить­ся к тру­ду кре­стья­нин, кото­рый зна­ет, что поло­ви­ну (если не боль­ше) у него отни­мут «слу­жи­лые люди», что-то забе­рёт сбор­щик обро­ка, и ему оста­нет­ся толь­ко на про­пи­та­ние и на сле­ду­ю­щий посев?
Как может отно­сить­ся к тру­ду зем­ле­де­лец, не зна­ю­щий, какой будет уро­жай при таком неустой­чи­вом кли­ма­те как в сред­ней поло­се Рос­сии? Но детей кор­мить-то надо. Поэто­му для фео­даль­но­го тру­же­ни­ка, кото­рый рабо­та­ет не на сво­ей зем­ле, труд — это бре­мя, неиз­беж­ное зло, а насто­я­щее удо­воль­ствие мож­но полу­чить лишь вне рабо­ты. Зна­ко­мая фило­со­фия? Так боль­шин­ство рос­си­ян и сего­дня отно­сит­ся к сво­ей тру­до­вой дея­тель­но­сти.
Но быва­ет дру­гое отно­ше­ние к тру­ду. Он может быть радо­стью и удо­вле­тво­ре­ни­ем,
— если ты зна­ешь, что свой про­дукт ты можешь про­дать по сво­ей цене;
— если ты зна­ешь, что каче­ство тво­е­го про­дук­та зави­сит от тво­е­го талан­та и уме­ния;
— если ты зна­ешь, что выру­чен­ные день­ги ты можешь истра­тить по сво­е­му усмот­ре­нию или поло­жить в банк.
Все эти поня­тия недо­ступ­ны для фео­даль­но­го чело­ве­ка, так как они воз­ни­ка­ли в клас­се ремес­лен­ни­ков и тор­гов­цев по мере раз­ви­тия мел­кой бур­жу­а­зии.
В Рос­сии госу­дар­ство дела­ет пре­ступ­но мало для того, что­бы защи­тить мел­ко­го соб­ствен­ни­ка от ора­вы пара­зи­ти­ру­ю­щих «слу­жи­лых людей», — как и пять веков назад.
Я пере­чис­лил не все цен­но­сти, кото­ры­ми руко­вод­ству­ет­ся совре­мен­ный чело­век, но даже это­го доста­точ­но, что­бы осо­знать, какие уста­рев­шие поня­тия меша­ют нам стать совре­мен­ным обществом. 

Конеч­но, не во вла­сти рус­ско­го наро­да было изме­нить гео­гра­фи­че­ские и исто­ри­че­ские усло­вия, в кото­рых раз­ви­ва­лось его созна­ние и куль­ту­ра, это была судь­ба! Мы очень талант­ли­вый, доб­рый и тер­пе­ли­вый народ, но отсут­ствие опре­де­лён­ных прин­ци­пов в нашем эти­че­ском коде спо­соб­ству­ет про­яв­ле­нию худ­ше­го в чело­ве­ке — эго­из­ма, рав­но­ду­шия, тоталь­но­го недо­ве­рия и, в конеч­ном счё­те, посто­ян­ной готов­но­сти к агрес­сии, что дела­ет обы­ва­тель­скую жизнь очень труд­ной. И что важ­но, боль­шин­ство людей даже не зна­ет, что воз­мож­на иная жизнь!
Но уве­рен: пока народ будет испо­ве­до­вать сред­не­ве­ко­вые цен­но­сти, власть будет тоже сред­не­ве­ко­вой и мето­ды её будут соот­вет­ству­ю­щие.
Усво­е­ние новых пра­вил — зада­ча колос­саль­ной труд­но­сти! Даже если кто-нибудь из нас решит сего­дня жить по-дру­го­му, он тут же столк­нёт­ся с фео­даль­ным созна­ни­ем за пре­де­ла­ми сво­е­го дома — в трам­вае, мага­зине или суде.
У меня есть неко­то­рые надеж­ды на изме­не­ние поли­ти­ки госу­дар­ства и я наде­юсь, что власть пой­мёт, что ника­кие новые шко­лы, боль­ни­цы, мест­ное само­управ­ле­ние и самые про­дви­ну­тые нано­тех­но­ло­гии не изба­вят Рос­сию от уко­ре­нив­ших­ся несколь­ко веков назад поня­тий и при­о­ри­те­тов. И если мы не осо­зна­ем, как дале­ко мы отста­ли, в тече­ние одно­го-двух поко­ле­ний нам суж­де­но ска­тить­ся в нео­лит и там остаться. 

Я жду, когда лидер нации откры­то при­зна­ет, что Рос­сия ещё не изба­ви­лась от фео­даль­ной пси­хо­ло­гии, и что госу­дар­ство гото­во упо­тре­бить все свои ресур­сы и мощь — шко­лу, зако­ны, теле­ви­де­ние и прес­су, цер­ковь, рели­гию — для внед­ре­ния в созна­ние масс новой систе­мы цен­но­стей. Откры­тое при­зна­ние наших недо­стат­ков может быть пер­вым шагом на пути к модер­ни­за­ции, на пути к вос­пи­та­нию сво­бод­но­го рус­ско­го чело­ве­ка.
Я жду реши­мо­сти и откро­ве­ния от Вла­ди­ми­ра Пути­на и не знаю, дождусь ли. Ну что ж… тогда будем про­дол­жать жить «по поня­ти­ям» и не заме­чать, — жили же тыся­чу лет! Все­го хорошего!

Видео­вер­сию мож­но посмот­реь здесь:

ОТ РЕДАКЦИИ: тем, у кого не полу­ча­ет­ся смот­реть видео­сю­же­ты у нас на пор­та­ле, мы сове­ту­ем нажать на гиперс­сыл­ку, что­бы посмот­реть сюжет в YouTube, или ско­пи­ро­вать ссыл­ку, вста­вить ее в бра­у­зер, что­бы открыть напря­мую стра­ни­цу в YouTube с заин­те­ре­со­вав­шим вас сюжетом.

Источ­ник: Радио “Эхо Мосвы”

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма