«Роснефть» подготовила предложения по отмене монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа. По данным источника агентства ИТАР-ТАСС, компания предлагает «ввести равнодоходные цены на газ, обеспечить участников равным доступом к газотранспортной системе, а также реализовать пилотный проект по доступу к экспортному каналу».
Помимо этого, «Роснефть» предлагает из газотранспортной системы сделать независимую компанию с сохранением госконтроля, создать газовую биржу и обеспечить участникам рынка возможность экспорта. Что стоит за этими предложениями — разбирался Анатолий Медведев — автор сайта «Политком».
…Вопрос о равном доступе независимых производители газа Игорь Сечин поднимал, еще будучи вице-премьером правительства по ТЭКу (возглавляя при этом совет директоров «Роснефти»). Однако добиться прогресса тогда ему не удавалось, несмотря на то, что уже в то время «Роснефть» активно наращивала газовые активы, декларируя задачу превращения в одну из крупнейших газовых компаний страны.
Эти амбиции стали быстрее реализовываться, когда Сечин покинул кабинет министров, возглавив компанию. Вскоре, «Роснефть» купила независимого производителя газа «Итера», а также газовые активы компании «АЛРОСА». В декабре прошлого года «Роснефть» через «Итеру» выкупила 51% акций «Сибнефтегаза» у «Новатэка». «Роснефть» к 2020 г. намерена увеличить добычу газа в 2,5 раза (до 100 млрд. куб. м в год).
В прошлом году Сечину удалось добиться отмены монополии «Газпрома» на экспорт сжиженного природного газа, что стало его крупнейшим лоббистским достижением. Однако предложение отменить монополию на экспорт трубного газа в совокупности с идеей отделения транспортной составляющей выглядит поистине революционным. Тема дискутировалась в начале 2000‑х годов на уровне правительства.
Но в 2003 году Путин поставил точку, поддержав председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, назвавшего планы раздела газовой монополии «угрозой энергетической безопасности страны». Путин говорил, что государство «не поддержит никаких планов расчленения или разделения «Газпрома».
Спустя 10 лет тема логично возникла по мере появления близких к власти новых газовых игроков, способных по своему политическому ресурсу составить конкуренцию руководству «Газпрома». В середине прошлого года «Коммерсант» писал со ссылкой на свои источники в правительстве, что вопрос о разделении «Газпрома» на добывающую и транспортную компании вновь актуален. Активными сторонниками этой инициативы выступают Игорь Сечин и совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко.
Однако и тогда правительство в лице Аркадия Дворковича высказалось против этой идеи. В СМИ также муссировались слухи, что Сечин намерен использовать реформу «Газпрома» для выхода на европейский рынок, презентуя это как возможность выстроить более позитивные отношения между Россией и ЕС, озабоченного зависимостью от «Газпрома».
Тем не менее, в самой «Роснефти» информацию агентства ИТАР-ТАСС пока опровергают. Пресс-секретарь нефтяной компании Михаил Леонтьев посоветовал «авторам одного почтенного агентства повысить свой культурный уровень, перечитав произведение Ильфа и Петрова «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска», в частности новеллу «Вторая молодость». Новелла о том, как жители города обнаружили источник. История поучительная, поскольку стимулирует разборчивое отношение к непроверенным источникам. По существу, компания не брала на себя обязательства комментировать информацию из непроверенных источников», — сказал он.
Появление у «Газпрома» политически влиятельного конкурента в лице «Роснефти» при заметном ослаблении газовой монополии после ухода из нее Дмитрия Медведева логично ведет к вопросу о разделе компании на две составляющие — добывающую и транспортную. Фактически речь идет об уничтожении «Газпрома» в нынешнем виде и реформе по аналогии с нефтяной отраслью. Реформа могла бы быть позитивно встречена либеральным сообществом, а также Европой, что также облегчило бы проблему нежелания России подписывать Энергетическую Хартию.
Однако итоговое решение будет принимать Владимир Путин, для которого расчленение «Газпрома» может стать психологически сложным решением: слишком много сил было вложено в то, чтобы убедить общество в обратном. Маловероятно, что и сам «Газпром» сдастся без боя: наверняка ему удастся найти аппаратно-политическую поддержку на уровне правительства, находящегося в непростых отношениях с Игорем Сечиным. Тем не менее, вопрос о реформе может стать одним из центральных в актуальной повестке дня государства в ближайшие два года.
Источник: Политком.ру