Тихо, без шума и огласки, в Казахстане принят очередной закон, ограничивающий права казахстанцев. На этот раз посягнули на право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. А заодно и на право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
С 1 января 2016 года в соответствии с Законом Республики Казахстан «О связи» в стране начнет действовать система тотального контроля над Интернетом, предусматривающая введение так называемого «сертификата безопасности». Теперь все операторы сотовой связи Казахстана будут обязаны осуществлять пропуск трафика с использованием протоколов, поддерживающих шифрование, с применением этого «сертификата безопасности».
То есть теперь вся закрытая информация (личная переписка, общение в соц.сетях, разговоры в skype, перевод денег, банковские операции) будет идти, видимо, через КНБ. Так, набирая адрес банка, вы вначале будете попадать в объятия спецслужбы. А уже потом, эта служба от вашего имени будет соединяться с банком.
Или, скажем, если вы решили поделиться ноу-хау своего бизнес проекта, который тянет на несколько миллионов долларов, то знайте, что первыми об этом узнают опять же в казахстанских спецслужбах. Или вы собрались посетить какой-то запрещенный сайт, используя прокси-сервер, — знайте, это не останется незамеченным. Всевидящее око нацбезопасности будет знать об этом, и в вашем досье может появится соответствующая отметка.
Так что с введением «сертификата безопасности» никаких секретов в Интернете не останется. Теперь любая информация, попадающая в Интернет, станет достоянием людей в погонах, формально стоящих на страже нашей национальной безопасности, а фактически превратившихся в надзирателей за Интернетом. Напомню, что надзиратель, это тот, кто подглядывает через глазок двери, оставаясь невидимым. Очень не благородная работенка.
С точки зрения нарушения конституционных прав граждан — это вопиющее нарушение конституционной нормы, запрещающей покушаться на частную жизни, личную и семейную тайну (статья 18 пункт 1, 2 Конституции РК). За организацию такого тотального контроля в интернете в любой цивилизованной стране на разработчиков закона подали бы в суд, а парламентарии, принявшие такой закон, были бы подвергнуты сильнейшему общественному остракизму. Им было бы больно об этом вспоминать до конца своей жизни.
Но не в Казахстане. У нас, напротив, в последнее время власти активизировались и штампуют законы, усиливающие контроль над различными сферами проявления гражданской активности. Это и закон «О религиозных объединениях», и готовящийся к принятию «Закон о волонтерах», и драконовские поправки в Уголовный кодекс, и только что подписанный «Закон об НПО».
Задача одна — не допустить гражданской активности, которая может привести к недовольству людей и, как следствие, к публичным протестам. Все направленно именно на недопущение майдана. Отсюда решается общая задача зарегулировать все и вся. И естественно это касается главного возмутителя спокойствия — Интернета. Что и достигается при помощи указанного закона «О связи».
Увы! В Казахстане в отличие от развитых стран нет гражданского общества, способного «порвать» любого, кто посягает на гражданские права и свободы. Здесь некому их отстаивать. Основная масса людей с психологией подданных, для которых власть сакральна и всегда права. Эти люди, мало того что покорно принимают ограничивающие их права законы, но еще и искренне поддерживают подобные инициативы властей, не понимая, что тем самым помогают надеть на себя информационный намордник.