В Казахстане прошло очередное расширенное заседание правительства под председательством президента. Событие хоть и не вполне заурядное, но традиционное – ежегодно «отчетный сезон» (полтора месяца коллегий в госорганах) завершается заседанием, где подводятся окончательные итоги социально-экономического развития страны, делаются выводы и даются поручения на очередной год.
Нынешнее заседание стало несколько нетривиальным: во-первых, отчеты госорганов еще не завершились, ну а во-вторых, проходило оно как раз в дни, когда всю страну лихорадило после девальвации тенге, а объяснения чиновников о необходимости девальвации больше походили на оправдания и, кроме очередной волны возмущения, ничего у населения не вызывали.
Многие «предсказывали», что именно на этом заседании президент отправит в отставку главу Национального банка Казахстана Кайрата Келимбетова. Этого не случилось. Больше того, Назарбаев фактически дал Келимбетову карт-бланш, да еще и напутствовал на дальнейшие «свершения», которые, очевидно, будут не менее непопулярными, чем девальвация тенге.
- Ежегодно подвергаются банкротству тысячи предприятий и возникают новые. Мы ни разу в Казахстане не практиковали, объясняя тем или другим. В том числе и банки, — рассудил Назарбаев. — Сельское хозяйство затоварено кредитами сейчас, не знаем что делать. Мы ни одного фермера, крупного олигарха не сделали банкротами, не пустили по миру и отдали имущество другому, кто может это делать. Пока мы это не будем делать, мы стоим одной ногой в социализме, другой в капитализме. Понял? То, значит, там, депозиты народа, и так далее, и так далее. Если, между прочим, в 2007—2008 году перед кризисом та же Америка сделала бы с теми банками то же самое, что я говорю — обстановка была бы другая. Мы каждый раз защищаем. Каждый раз! Это частные банки, это частные люди, которые хвалились, что мы теперь такие большие, мы такие богатые. Где они теперь? С протянутой рукой идут к государству — помогите, спасите наши кредиты. Почему давали? Пусть снижают уровень активов и уменьшают объемы этих плохих кредитов. Берут на себя. Нет, никакой помощи нет таким банкам. Ты понял, новый председатель Нацбанка? Начало, конечно, получилось деятельности не очень хорошее, но надеюсь, что в будущем будет лучше и с банковской системой, в целом финансовой системой страны.
Первый час заседания в пресс-зале настороженно замирали, когда президент поднимал по очереди то одного, то другого министра. Высказывал претензии, обращаясь к ним хоть и суровым, но отеческим тоном. Министры отвечали бодрыми рапортами и энергичными кивками в ответ на «Ты понял?!». Так, глава Минэкономики Ерболат Досаев пообещал сосредоточить усилия на борьбе с теневой экономикой, глава Минсельхоза Асылжан Мамытбеков — контролировать ситуацию с зерном и хлебом, глава МЧС Владимир Божко — сократить проверки бизнеса.
Особого внимания на заседании удостоилась индустриальная сфера. Президент напомнил современным чиновникам опыт СССР, когда в 30‑е годы был совершен индустриальный прорыв Советского Союза. И заявил: перенимайте опыт.
- Советская индустриализация перед Второй мировой войной в 1930‑е годы, когда была построена Магнитка на 20 млн тонн стали, когда Кузбасс развивался, когда машиностроительные заводы — откуда, знаете, они возникли? Когда американские заводы во время Великой депрессии встали, за 1,2 млн долларов, теперь это, наверно, 100 млн, выкупили эти предприятия на корню, выбили этикетки и поставили здесь — в Советском Союзе. Вот как индустриализация делается, — провел он краткий экскурс в историю. — Нечто такое я хочу, чтобы мы произвели — тогда будет индустриализация. Для каждого приоритетного сектора определить список лучших транснациональных компаний и разработать стратегии по привлечению каждой из них. Я требую от правительства начать конкретную работу со следующими компаниями: по производству нефтегазового, горнорудного оборудования, сельхозмашиностроения.
И поинтересовался у вице-премьера — министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, готов он работать или нет: «Если трудно — скажи! Тебя назначили министром — так ты работай! За тебя же нельзя работать, и к любому это обращение относится». Исекешев, конечно же, заверил, что работать ему не трудно.
Еще один рывок президент потребовал от всего правительства. Кабмину совместно с Нацбанком поручено найти триллион тенге и выделить его на кредитование производственных проектов малого и среднего бизнеса. «Я принимаю решение для обеспечения экономики длинными деньгами обеспечения роста выделить для длинных кредитов один триллион тенге нашей экономике в 2014—2015 годах», — категорично заявил Назарбаев и потребовал представить ему механизм уже к 20 февраля.
«Недели вам же хватит», — поинтересовался он у премьера и главы Нацбанка. Те дружно кивнули.
Источник средств он не назвал, но, поскольку вариантов у правительства, мягко говоря, не слишком много, источник фактически один — средства Национального фонда. Назарбаев распорядился: кредитовать из этих средств проекты МСБ в обрабатывающей промышленности, в индустриализации. Но только производство.
«Ресурсы выделяться будут только тем, кто будет создавать предприятия для производства конкретной продукции, а не обменивать деньги, чтобы деньги делали деньги», — заявил он. Ответственность за эту работу и контроль за выделением средств он возложил на премьера и главу Нацбанка.
Предупредил елбасы кабмин и в отношении работы по привлечению инвестиций: «Или вы это сделаете, или это будет делать другое правительство, я предупреждаю».
Нацбанку предстоит решить и еще одну нелегкую задачу — сократить долю проблемных кредитов в банках второго уровня. «Национальному банку и правительству до 1 марта этого года внести мне предложения по выкупу у банков проблемных кредитов. Ставлю задачу перед Нацбанком — доля неработающих кредитов у банков второго уровня должна быть снижена к 1 января 2015 года до 15%, а к 1 января 2016 года — до 10%», — поручил Назарбаев.
В списке социальных поручений президента — это перенос сроков повышения пенсий и пособий. Назарбаев поручил «с учетом повышения с начала текущего года размера пенсионных выплат довести их до 14%, рост государственных социальных выплат — до 12% — с 1 апреля. Также поручено повысить размер адресной и социальной помощи гражданам до 12% в этом году и размеры стипендий студентам на 10%. Также с 1 апреля этого года поручено предусмотреть ежемесячную доплату к должностному окладу гражданских служащих, занятых в государственных учреждениях, государственных казенных предприятиях на 10%.
Фонду «Самрук-Казына» президент поручил с 1 апреля «обеспечить с 1 апреля 2014 года увеличение заработной платы работникам, непосредственно занятым на производстве, на 10%». «Только производственникам, Умирзак Естаевич, инженерно-техническому персоналу, а не офисным служащим, которые сидят и протирают одно место», — уточнил он главе «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву.
Всему правительству президент поручил перейти на режим работы казармы — круглосуточно. И даже пообещал сам лично эту казарму контролировать: «Правительство должно переходить в режим, образно говоря, казарменной работы, 24 часа в сутки. Каждый пункт буду сам контролировать, весь аппарат президента будет на этом сидеть. Спрос будет строгий и посмотрим, кто есть кто и кто на что способен. Так что работайте, друзья, с утроенной энергией».
Ну а тема, волнующая всю страну, — девальвация тенге, удостоилась комментария за трехчасовое заседание лишь один раз. Назарбаев заявил: «Только эта мера обеспечит рост экономики не менее чем на 6 процентов. То есть чтобы простой народ понял: рост экономики означает рост поступления в бюджет денег. Это означает, что эти деньги пойдут народу — и пенсии, и зарплаты, и доходы».
Людям он посоветовал не паниковать и не закупать «мешками муку». «Основное продовольствие, которое нам необходимо для жизни, это хлеб, мясо, молоко — у нас есть в огромном достатке с запасами на несколько лет. Поэтому не надо волноваться», — сказал Назарбаев.
Рост цен правительству поручено жестко контролировать. Ну а то, что дорожает импорт, судя по словам президента, это не страшно:
- Конечно, импортеры в этом деле пострадают, но автомобили уже у всех есть, телевизоры, холодильники тоже у всех есть. Переживем без этого. И это придет в свое соответствие, — сказал Назарбаев.