Главным событием текущей недели стала не рабочая поездка Нурсултана Назарбаева в Актобе и Усть-Каменогорск или очередное заседание правительства под председательством Карима Масимова, а обновление руководства Карагандинской области после назначения туда акимом Нурмухамбета Абдибекова.
Не секрет, что это кадровое решение елбасы было пролоббировано главой его администрации и, кстати, выходцем из региона Нурланом Нигматуллиным, который используя свои полномочия и карт-бланш, данный ему главой государства, начал активно продвигать своих людей на ключевые должности в госаппарате.
Смена «караула»
Впрочем, это решение не стало бы столь большой проблемой, если бы не сопровождалось сменой всего «караула». Напомним читателям, что еще до «добровольной» отставки Бауржана Абдишева, тот 7 июня 2014 года представил на собрании актива области своего нового заместителя Жанар Бекбанову.
Жанар Рустемовна сделала карьеру под руководством и рядом с Нурланом Нигматуллиным. В 2006—2009 годах она работала главным специалистом, а затем руководителем пресс-службы аппарата акима Карагандинской области. В 2009—2012 годах — советником первого зампредседателя НДП «Нур Отан» и руководителем пресс-службы партии. В 2012 — 2014 годах — замруководителя аппарата Мажилиса Парламента РК.
После же отставки Бауржана Абдишева и назначения Нурмухамбета Абдибекова главой региональной администрации, вдруг взяли да и написали заявления об увольнении «по собственному желанию» первый замакима Габит Мухамбетов и аким Караганды Мейрам Смагулов.
Судя по тому, что преемник первого Асылбек Дуйсебаев был назначен буквально на следующий день, просветление, что они не соответствуют занимаемой должности и ее нужно освободить для более подходящего человека, снизошло на Мухамбетова и Смагулова или из администрации президента РК, или от вновь назначенного наместника елбасы.
Все это в совокупности означает, что попытки Акорды создать корпус профессиональных госменеджеров, которые будут неподконтрольны отдельным элитным кланам и независимы от текущих политических влияний и интриг, благополучно провалились.
В связи с этим председателю Агентства РК по делам госслужбы Алихану Байменову стоило бы добровольно уйти в отставку. Все эти его «игрища» с разделением чиновников на политических и административных госслужащих, а последних еще и по корпусам толку не принесли.
Если учесть, что аналогичные «обновления» аппаратов после назначения акимами Сергея Кулагина и Ерика Султанова происходят в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях, можно утверждать что при столкновениях закона и порядка с политической необходимостью, в Казахстане всегда побеждает политическая необходимость.
Лучше плохой да свой
Другим доказательством нашего тезиса является переизбрание среднего зятя «лидера нации» председателем президиума Национальной палаты предпринимателей РК. На этой неделе состоялся первый съезд данной полуобщественной организации, которая с одной стороны имеет статус общественного объединения, с другой — членство в ней и членские взносы на ее содержания являются обязательными.
От имени Акорды собравшихся во Дворце независимости в Астане делегатов и гостей мероприятия поприветствовал премьер-министр РК Карим Масимов. Причины, по которым этот представительный форум проигнорировал сам «лидер нации», остаются неизвестными широкой публике.
Не исключено, конечно, что Нурсултан Назарбаев в преддверие своего 74-го дня рождения принимает ежегодный курс пантолечения в Горном Алтае, чтобы выглядеть на предстоящих праздничных мероприятиях «огурчиком». Но глава казахстанского государства не расщедрился даже на поздравительное письмо или телеграмму в адрес такого важного мероприятия национального масштаба.
Возможно, подобное игнорирование со стороны елбасы объясняется тем, что он узнал, как Тимур Кулибаев обманывал его самого и свою официальную жену Динару Нурсултановну, продолжая тесно общаться с Гаухар Беркалиевой. И тратя на нее и их общих сыновей больше денег, чем на первую семью.
Как бы то ни было, первый съезд НПП переизбрал Тимура Кулибаева своим главой. Что с учетом шлейфа коррупционных скандалов и того факта, что долларовым миллиардером зять елбасы стал благодаря родственным связям, бросает густую тень на саму Национальную палату предпринимателей Казахстана.
Однако, похоже, эта позиция слишком важна, чтобы ее можно было доверить чужому и неконтролируемому человеку. Ведь в НПП пусть и принудительно, но объединены люди, обладающие деньгами и влиянием в стране. Если эту организацию возглавит человек, неуправляемый Акордой, то она может быстро превратиться во второй «Демократический выбор Казахстана, чего Нурсултан Абишевич после 2002 года сильно опасается.
Что же касается первых итогов работы НПП, о которых доложили съезду председатель президиума и правления НПП, то они «впечатляют» своими бюрократическими достижениями.
Например, Тимур Кулибаев заявил: «Мы активно включились в работу, и за это время выстроена система по представлению интересов бизнеса на республиканском уровне, с правительством. Сформирован Совет национальных инвесторов при Президенте РК, межведомственные комиссии по вопросам предпринимательства возглавляет Премьер-министр РК. Мы также сформировали рабочие группы при отраслевых министерствах. Начата успешная работа по предоставлению защиты прав предпринимателей. Для этого подписаны соглашения с Генеральной прокуратурой, финансовой полицией».
Аблай Мырзахметов доложил, что с момента создания НПП, отработано более 10 тысяч обращений, писем, запросов, в госорганы направлено 1671 экспертное заключение, созданы Советы по защите прав предпринимателей в центральном аппарате и в регионах, действует call-center, куда бизнесмены могут ежедневно обращаться за консультацией, запущен Единый реестр проблемных вопросов предпринимателей и Карта их решения, куда вошли 416 системных проблем бизнеса.
Вопрос в том, стал ли более защищенным обычный мелкий и средний предприниматель, не имеющий «крыши» во властных структурах или доходов, чтобы откупаться от чиновников, на съезде не рассматривался.
Зато много внимания было уделено вопросам поддержки государственных планов и инициатив. В частности по словам Аблая Мырзахметова: «По поручениям Главы государства реализуется План первоочередных мер поддержки бизнеса. До конца года по поручению Главы государства будет подготовлена единая программа развития и поддержки предпринимательства».
Ну и конечно не обошлось без программомании, охватившей нашей страну с легкой руки как самого главы государства, так и нынешнего премьер-министра — съезд одобрил подходы к Стратегии становления и развития Национальной палаты предпринимателей до 2017 года. При этом основной долгосрочной целью НПП было определено содействие росту доли малого и среднего бизнеса в казахстанской экономике к 2030 году до уровня не менее 40%.
Карим Масимов, как и полагается полномочному представителю государства на таких встречах, сделал подарки. Например, поручил ряду министерств совместно с НПП подготовить предложения по решению вопросов доступности кредитов для сельских предпринимателей, по разработке типового регламента взаимодействия госорганов с НПП, по возможности вовлечения аккредитованных в НПП ассоциаций в процесс проведения отраслевых исследований, разработки стандартов, регламентов.
Плюс премьер-министр РК пообещал, что будет проведена налоговая амнистия. Цитируем Масимова: «Бизнес планируется освободить от пени штрафов, числящихся в налоговых органах на 1 января 2013 года, но не уплаченных на 1 января 2014 года. Проведение этой амнистии позволит предпринимателям высвободившиеся средства направить на развитие и расширение бизнеса».
АНК обзаводится управделами
Из прочих новостей текущей недели мы выделили указ президента РК № 837 «О создании республиканского государственного учреждения «Когамдык келісім» при Президенте Республики Казахстан и внесении дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан». Подписан он Нурсултаном Назарбаевым еще 17 июня 2014 года, но был опубликован только на днях.
Если коротко, то согласно этому указу Ассамблея народа Казахстана (АНК) обзаводится собственным управлением делами. И хотя учредителем и уполномоченным органом в отношении РГП «Когамдык келісім» назначена администрация главы государства, судя по тексту указа и приложения к нему, это не обычное бюрократическое учреждение.
Например, подпунктом 4 пункта 6 указа правительству РК поручено: «в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить установление должностных окладов (ставки) руководителей, специалистов и служащих учреждения с применением повышающего коэффициента 1,72». Кроме того, должность директора вновь создаваемого РГП отнесена к категории «Политических государственных служащих», причем назначаемого президентом РК по согласованию с зампредседателем и завсекретариатом АНК и руководителем администрации главы государства.
Мы не знаем, стало ли это решение результатом лоббирования со стороны отдельных руководителей АНК или Назарбаев, возглавляющий Ассамблею народа Казахстана, решил, так сказать, постелить себе соломку. На случай, если он покинет пост президента РК. Так или иначе, налицо некие маневры, политическая мотивированность которых бесспорна.