Судя по новостным лентам информагентств, между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом РК Нурсултаном Назарбаевым началась «холодная война». Об этом, в частности, свидетельствует отказ елбасы участвовать в сессии Совета коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), начавшейся 23 сентября в Сочи.
Вместо себя Нурсултан Абишевич отправил отдуваться премьер-министра Серика Ахметова, с которого взятки гладки. Это явная демонстрация недовольства со стороны казахстанского «лидера нации», усиленная тем, что он не стал ее маскировать. Если елбасы хотел бы смягчить свой афронт, он сказался бы больным или назначил на понедельник, 23 сентября, какое-нибудь важное мероприятие, обязательно требующее его личного участия. Ну, например, заседание Ассамблеи народа Казахстана.
Вместо этого Назарбаев совершает рабочую поездку в Кызылординскую область, в ходе которой осматривает спортивно-оздоровительный комплекс, проводит встречу с местными спортсменами, включая олимпийского чемпиона Илью Ильина, посещает интеллектуальную школу химико-биологического направления. Согласитесь, это не то, что извиняет отказ от личного участия в мероприятии, проводимом ОДКБ и под патронажем Владимира Путина.
А началось все это, имеется в виду «холодная война», сразу после сверхуспешного государственного визита председателя КНР и генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина в Центральную Азию и Казахстан. Напомним, что Китай в одночасье превратился в крупнейшего иностранного инвестора в регионе и тем самым фактически оттеснил российский бизнес и, возможно, внешнеполитическое влияние на казахстанско-российскую границу.
Вскоре после того, как китайская делегация во главе с Си Цзиньпином, подписав несколько десятков соглашений с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, отбыла на родину, а Астану срочно прилетел Сергей Лавров. Это произошло 11 сентября т.г. Об экстраординарности рабочего визита министра иностранных дел РФ в Астану свидетельствовал тот факт, что прямо из Казахстана господин Лавров полетел в Женеву на переговоры по проблеме Сирии.
А 12 сентября министра принял сам Нурсултан Назарбаев, однако в итоге стороны отделались ничего не значащим, формальным сообщением для прессы. Зато весьма показательным вышло следующее крупное межгосударственное мероприятие с личным участием глав Китая, России и Казахстана. Оно началось в Бишкеке 13 сентября в формате заседания глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Судя по скупости информационных сообщений в казахстанской прессе, для Нурсултана Абишевича мероприятие оказалось безрадостным и непобедным. В рамках заседания он встретился с президентами Исламской Республики Иран Хасаном Рухани, Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном, Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым и провел с ними переговоры. Судя по тому, что о встрече Назарбаева и Путина ничего не сообщалось, ее не было или ее решили почему-то замолчать.
Если последняя наша догадка верна, то нетрудно догадаться, почему. Скорее всего, Владимир Владимирович Путин, испытывающий множество внешне и внутриполитических проблем, включая Александра Лукашенко, никак не желающего вписываться со своим «колхозом» в единое таможенное пространство и играть по написанным Кремлем правилам, и одновременно «воюющий» за Украину, высказал свои претензии.
Очевидно, что Назарбаев, считающий себя «аксакалом» на евразийском пространстве и наверняка убежденный не только в своей исключительности, но и настаивающий на ней, должен был обидеться. И, похоже, обиделся. Результатом этой обиды и стал отказ елбасы от личного участия в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Сочи.
Тем не менее Нурсултан Абишевич не закрыл двери перед носом Владимира Владимировича. Об этом свидетельствует тот факт, что он примет в Астане премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который 25 сентября приедет в казахстанскую столицу для участия в заседании Высшего евразийского экономического сообщества. И хотя в анонсированной СЦК повестке дня нет темы, с кем собирается быть Казахстан в двадцать первом веке — с Россией или Китаем, этот вопрос точно будет обсуждаться.
И, увы, козырей на руках у казахстанского президента в его «холодной войне» с Владимиром Путиным немного, потому что нефти, газа и нефтедолларов, не говоря уже про ракетно-ядерный потенциал, у России с избытком. Более того, Акорде поддержка Кремля более важна, чем России союзнические отношения с Казахстаном. И не только потому, что Казахстан начал кампанию по своему выдвижению в непостоянные члены Совета безопасности ООН на 2017—2018 годы, а без поддержки России это маловероятно.
Но и потому что, не дай бог, если северный сосед отвернется от нашей страны. Тогда южный сосед «переварит» нас быстрее, чем казахские национал-патриоты успеют оплакать казахский язык и независимость. Думаем, что Нурсултан Абишевич это прекрасно понимает, но в условиях, когда у него нет сильных козырей на руках и он может себе позволить немного поиграть на нервах у Путина, он решил взять некий тайм-аут.
Сколько он продлится, сказать трудно, но вряд ли долго. Внешнеполитическая ситуация вокруг Казахстана развивается так, что елбасы приходится изворачиваться изо всех сил, и это получается у него все хуже и хуже. Так что впору вспомнить поговорку, что можно обмануть всех один раз, можно обманывать одного долго, но нельзя обманывать всех и долго — конец все равно наступит.
Возможно, что анонсированный на 27—28 сентября 2013 года официальный визит президента РК в княжество Монако — это попытка найти выход за счет усиления сотрудничества с Европой. Потому что связи с европейскими политиками — единственное, что кроме туристских достопримечательностей и оффшорных банков может предложить эта маленькая страна.
Хотя мы допускаем, что официальный визит Назарбаева в Монако — это всего лишь прикрытие для его встречи с некими банкирами и финансистами, которым он доверил свои активы в свободно-конвертируемой валюте, ценных бумагах и зарубежной недвижимости.
Возможно также, это как-то связано с будущими переменами в стране, на которых, по неофициальной информации, настаивает Владимир Путин, требуя от Нурсултана Назарбаева передать власть преемнику и ускорить создание Евразийского экономического союза не только в части экономики, но и политики, то есть создания наднациональных органов управления.
Что ж, подождем — увидим.
Читать оригинал статьи: