Назарбаев не передаст власть Самату Абишу

Пере­да­чи вла­сти по семей­но­му вари­ан­ту в Казах­стане не будет. Это глав­ный вывод, кото­рый мы сде­ла­ли из собы­тий послед­них недель. Нали­цо фор­ми­ро­ва­ние новой кон­фи­гу­ра­ции внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го про­стран­ства Казах­ста­на. Но об этом чуть поз­же, а нач­нем мы наш еже­не­дель­ный поли­тоб­зор с тра­ге­дии мест­но­го масштаба. 

Двое муж­чин пове­си­лись в Жана­о­зене, один у себя дома, дру­гой в гара­же. А все­го по дан­ным мест­ных СМИ в Ман­ги­ста­уской обла­сти с нача­ла это­го года, таким спо­со­бом све­ли сче­ты с жиз­нью боль­ше деся­ти чело­век. Страш­но не толь­ко то, что из жиз­ни доб­ро­воль­но ухо­дят моло­дые люди — одно­му из погиб­ших был 31 год, вто­ро­му 24 года, но и то, что ни госу­дар­ство, ни обще­ство не бьют по это­му пово­ду тре­во­ги. Созда­ет­ся ощу­ще­ние, что и граж­дане, и стра­на в целом настоль­ко ато­ми­зи­ро­ва­лись, что реа­ги­ру­ют толь­ко на то, что их непо­сред­ствен­но каса­ет­ся или инте­ре­су­ет. Но это неиз­беж­но при­во­дит и уже при­ве­ло к тому, что в Казах­стане нет един­ства и даже общ­но­сти, о кото­рых так печет­ся Нур­сул­тан Назар­ба­ев и столь­ко гово­рит про­власт­ная про­па­ган­дист­ская машина.

Кремль начи­на­ет и выигрывает

Впро­чем, с един­ством и общ­но­стью и рань­ше  была про­бле­ма, хотя не кри­тич­ная, посколь­ку внут­ри­по­ли­ти­че­ское про­стран­ство было напрочь «вытоп­та­но», а внеш­ние угро­зы  огра­ни­че­ны. Беда в том, что за послед­ние три меся­ца все рез­ко поме­ня­лось. Бла­го­да­ря укра­ин­ско­му кри­зи­су и нарас­та­ю­ще­му про­ти­во­сто­я­нию Рос­сии с Запа­дом эта ато­ми­за­ция ста­ла опас­на как никогда.

Хуже все­го то, что в Казах­стане эту угро­зу или не видят, или недо­оце­ни­ва­ют. Но это каса­ет­ся в основ­ном обще­ства. Что же каса­ет­ся вла­стей, в первую оче­редь так назы­ва­е­мо­го «лиде­ра нации», то они ста­ли залож­ни­ка­ми ситу­а­ции. Ведь что­бы про­ти­во­сто­ять нарас­та­ю­щим внеш­ним угро­зам, как поли­ти­че­ским, так и эко­но­ми­че­ским, нуж­на мобилизация.

В Рос­сии Вла­ди­мир Путин ее уже про­во­дит, исполь­зуя в каче­стве аргу­мен­та нарас­та­ю­щее про­ти­во­сто­я­ние с Запа­дом и уже не толь­ко в укра­ин­ском вопро­се. В Казах­стане Нур­сул­тан Назар­ба­ев пыта­ет­ся орга­ни­зо­вать эко­но­ми­че­скую моби­ли­за­цию стра­ны, тща­тель­но избе­гая при этом моби­ли­за­ции поли­ти­че­ской, что сра­зу анну­ли­ру­ет все уси­лия Акор­ды, и испра­вить это поло­же­ние уже в прин­ци­пе невоз­мож­но. Пото­му что  любая моби­ли­за­ция тре­бу­ет в первую оче­редь опре­де­ле­ния угрозы.

Одна­ко встать на сто­ро­ну Вла­ди­ми­ра Пути­на елба­сы поз­во­лить себе не может, так как это сра­зу же поста­вит под угро­зу санк­ций лич­ные мно­го­мил­ли­ард­ные состо­я­ния как его само­го, так и его бли­жай­ше­го окру­же­ния и род­ствен­ни­ков. Ведь Запад пре­крас­но зна­ет, где они пря­чут свои день­ги и про­чие акти­вы. А если и не зна­ет, то лег­ко может это узнать, посколь­ку все основ­ные сдел­ки, как кор­руп­ци­он­ные, так и обыч­ные, про­во­ди­лись или в дол­ла­рах, или евро. Ну а   «замо­ро­зить» бан­ков­ские сче­та лег­ко и про­сто — нужен  все­го лишь один рабо­чий день.

Под­дер­жать же Запа­да для так назы­ва­е­мо­го «лиде­ра нации» смер­ти подоб­но — в отли­чие от той же Укра­и­ны, в Казах­стане нет ни граж­дан­ско­го обще­ства, спо­соб­но­го как сверг­нуть кор­рум­пи­ро­ван­ную и анти­на­род­ную власть, так и про­ти­во­сто­ять внеш­ней агрес­сии, ни поли­ти­че­ских сил, спо­соб­ных орга­ни­зо­вать и воз­гла­вить наци­о­наль­ный про­тест. Опи­рать­ся в воз­мож­ном про­ти­во­сто­я­нии с север­ным сосе­дом Назар­ба­ев может толь­ко на пра­вя­щую эли­ту и гос­ап­па­рат, кото­рые соглас­но логи­ке нынеш­ней поли­ти­че­ской систе­мы быст­ро при­мут сто­ро­ну силь­ней­ше­го, то есть Кремля.

В этих усло­ви­ях пер­вый казах­стан­ский пре­зи­дент вынуж­ден ими­ти­ро­вать бур­ную дея­тель­ность, с одной сто­ро­ны, про­дол­жая убеж­дать соб­ствен­ных сограж­дан, что он по-преж­не­му силен, спо­со­бен кон­тро­ли­ро­вать внут­ри­по­ли­ти­че­скую ситу­а­цию и управ­лять госу­дар­ством, с дру­гой —  тща­тель­но избе­гать раз­дра­жать как Запад, так и Вла­ди­ми­ра Пути­на, посколь­ку обе эти силы спо­соб­ны лишить его вла­сти так же быст­ро, как он сам отве­сти за руку в суд любо­го из казах­стан­цев, пре­бы­ва­ю­щих ныне на тер­ри­то­рии республики.

В свя­зи с этим весь­ма пока­за­тель­ны резуль­та­ты опро­са, про­ве­ден­но­го Цен­тром иссле­до­ва­ний «Стра­те­гия» на тему рос­сий­ско-укра­ин­ских отно­ше­ний. По сло­вам дирек­то­ра цен­тра Гуль­ми­ры Иле­увой, 85% респон­ден­тов посто­ян­но сле­дят за раз­ви­ти­ем рос­сий­ско-укра­ин­ско­го кон­флик­та. При этом око­ло поло­ви­ны из послед­них полу­ча­ют инфор­ма­цию из казах­стан­ских СМИ, чуть мень­ше тре­ти — из рос­сий­ских СМИ, а почти одна деся­тая — из Интер­не­та, вклю­чая соци­аль­ные сети.

Так вот, 62% из опро­шен­ных казах­стан­цев под­дер­жи­ва­ют Рос­сию и толь­ко 5% — Укра­и­ну.  При этом не под­дер­жи­ва­ют Рос­сию 15%, а Укра­и­ну — 68%. Согла­си­тесь, циф­ры не про­сто оше­лом­ля­ю­щие — они фак­ти­че­ски сви­де­тель­ству­ет о том, что ато­ми­за­ция  граж­дан и стра­ны подо­шла к тако­му пре­де­лу, когда мож­но уже гово­рить о все­об­щей готов­но­сти к рас­па­ду госу­дар­ства или готов­но­сти под­чи­нить­ся силе, кото­рая будет силь­нее  Назарбаева.

Так что бес­си­лие казах­ских наци­о­на­ли­стов, кото­рое они про­де­мон­стри­ро­ва­ли за послед­ние меся­цы, в том чис­ле в рам­ках анти­евразий­ской ини­ци­а­ти­вы, отнюдь не слу­чай­но — оно отра­жа­ет настро­е­ния широ­ких сло­ев насе­ле­ния. Это­му боль­шин­ству, конеч­но, не хоте­лось бы, что­бы Рос­сия захва­ти­ла Казах­стан или уста­но­ви­ла над ним пол­ный кон­троль при соблю­де­нии фор­маль­ных при­зна­ков суве­ре­ни­те­та и неза­ви­си­мо­сти, но при этом они не гото­вы ниче­го актив­но пред­при­ни­мать, а тем более рис­ко­вать сво­и­ми жиз­ня­ми или теку­щим благосостоянием.

Мес­седжи для Путина

В све­те выше­при­ве­ден­но­го ана­ли­за  бур­ная актив­ность Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва послед­них недель выгля­дит доста­точ­но смеш­но. Напри­мер, «лидер нации» про­дол­жа­ет наста­и­вать на том, что буду­щий Евразий­ский эко­но­ми­че­ский союз, дого­вор об учре­жде­нии кото­ро­го будет под­пи­сан в мае в Астане, носит чисто эко­но­ми­че­ский характер.

На том же самом сто­ят мно­го­чис­лен­ные спи­ке­ры из чис­ла высо­ко­по­став­лен­ных чинов­ни­ков и их под­пе­ва­лы из ГОНГО, то есть госу­дар­ствен­ных непра­ви­тель­ствен­ных орга­ни­за­ций, и экс­перт­но­го сообщества.

Одна­ко мы уже писа­ли о том, что любое меж­го­су­дар­ствен­ное объ­еди­не­ние есть союз поли­ти­че­ский, посколь­ку его чле­на­ми явля­ют­ся госу­дар­ства как поли­ти­че­ские обра­зо­ва­ния. Кро­ме того, не нуж­но забы­вать, что кро­ме Тамо­жен­но­го сою­за и буду­ще­го Евраз­ЭС, Казах­стан и Рос­сию объ­еди­ня­ют в одном лаге­ре Орга­ни­за­ция дого­во­ра о кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти, Шан­хай­ская орга­ни­за­ция, а так­же мно­го­чис­лен­ные дву­сто­рон­ние соглашения.

Кста­ти, на этой неде­ле Мажи­лис Пар­ла­мен­та РК рати­фи­ци­ро­вал одно из таких согла­ше­ний. Речь идет о зако­но­про­ек­те «О рати­фи­ка­ции Согла­ше­ния меж­ду Рес­пуб­ли­кой Казах­стан и Рос­сий­ской Феде­ра­ци­ей о созда­нии Еди­ной реги­о­наль­ной систе­мы про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны Рес­пуб­ли­ки Казах­стан и Рос­сий­ской Федерации».

Соглас­но это­му согла­ше­нию, две стра­ны созда­ют Еди­ную реги­о­наль­ную систе­му ПВО, кото­рая в свою оче­редь ста­нет состав­ной частью объ­еди­нен­ной систе­мы ПВО госу­дарств-участ­ни­ков СНГ. Более того, вой­ска (силы) Еди­ной реги­о­наль­ной систе­мы ПВО РК и РФ воз­гла­вит еди­ный коман­ду­ю­щий, кото­рый будет назна­чать­ся на свою долж­ность реше­ни­ем глав союз­ных государств.

И хотя сто­ро­ны в пери­од нарас­та­ния воен­ной угро­зы и в воен­ное вре­мя будут само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ние о при­ме­не­нии сво­их войск и средств в поряд­ке, преду­смот­рен­ном их наци­о­наль­ным зако­но­да­тель­ством, что-то нам под­ска­зы­ва­ет, что рос­си­яне будут доми­ни­ро­вать и в мир­ное вре­мя, и вне его.

Свое под­чи­нен­ное поло­же­ние по отно­ше­нию к  Пути­ну  Назар­ба­ев пуб­лич­но про­де­мон­стри­ро­вал и на XXI сес­сии Ассам­блеи наро­да Казах­ста­на, состо­яв­шей­ся в Астане в про­шлую пят­ни­цу.  Во-пер­вых, елба­сы, несмот­ря на ожи­да­ния Запа­да, пуб­лич­но под­твер­дил свой курс на союз с Рос­си­ей Вла­ди­ми­ра Пути­на. Во-вто­рых, сооб­щил Крем­лю, что он пра­виль­но вос­при­нял укра­ин­ский урок, а посе­му теперь казах­стан­ские вла­сти точ­но не будут ущем­лять инте­ре­сы рус­ско­языч­но­го населения.

Понят­но, что все это было оформ­ле­но как оче­ред­ные исто­ри­че­ские выска­зы­ва­ния «лиде­ра нации», но сам посыл, адре­со­ван­ный не столь­ко казах­стан­цам, кото­рых подоб­ны­ми сло­вес­ны­ми узо­ра­ми уже накор­ми­ли досы­та, сколь­ко рос­сий­ско­му пре­зи­ден­ту, весь­ма заметен.

Поз­во­лим себе при­ве­сти три цита­ты,  что­бы пока­зать нашим чита­те­лям, насколь­ко боит­ся  Назар­ба­ев реа­ли­за­ции сце­на­рия, в кото­ром «веж­ли­вые зеле­ные чело­веч­ки» и его отпра­вят на свал­ку истории:

«В нашем обще­стве ни у кого нет ника­ких этни­че­ских пре­иму­ществ и все рав­ны перед Зако­ном. Все казах­стан­цы — дети одной род­ной зем­ли. Все мы — раз­ные и рав­ные дети еди­но­го казах­стан­ско­го наро­да. У всех нас одна забо­та — бла­го­по­лу­чие все­го казах­стан­ско­го наро­да. У всех нас одна цель — про­цве­та­ние нашей общей Роди­ны. Это наш общий успех. общая гор­дость. Это та поли­ти­ка, кото­рую я про­во­дил все эти годы, про­во­жу и буду про­во­дить как Гла­ва госу­дар­ства! Ста­биль­ность и согла­сие — еже­днев­ная рабо­та каж­до­го аки­ма, каж­до­го руко­во­ди­те­ля, каж­до­го гражданина!».

«Сего­дня мы видим ост­рый кри­зис в меж­ду­на­род­ной поли­ти­ке. В этих слож­ных усло­ви­ях заяв­ляю, что Казах­стан и Рос­сия — доб­рые сосе­ди, союз­ни­ки и стра­те­ги­че­ские парт­не­ры. Мы под­пи­са­ли в про­шлом году Дого­вор о доб­ро­со­сед­стве и союз­ни­че­стве в ХХI веке, Дого­вор о воен­но-тех­ни­че­ском сотруд­ни­че­стве. В бли­жай­шее вре­мя обе стра­ны про­ве­дут все рати­фи­ка­ци­он­ные про­це­ду­ры по этим согла­ше­ни­ям. Отно­ше­ния с Рос­си­ей — важ­ный век­тор нашей внеш­ней политики».

«Здесь долж­ны образ­цо­во испол­нять­ся все тре­бо­ва­ния Зако­на о язы­ках. В част­но­сти, дорож­ная инфра­струк­ту­ра, город­ской транс­порт, ули­цы, про­спек­ты и дру­гие город­ские объ­ек­ты долж­ны иметь ука­за­те­ли в пол­ном соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми зако­но­да­тель­ства — на казах­ском и рус­ском язы­ках. Сего­дня это не вез­де обес­пе­че­но, оста­нов­ки в авто­бу­сах объ­яв­ля­ют поче­му-то толь­ко на одном язы­ке, ука­за­те­ли марш­ру­тов на них — тоже на одном».

Дру­гая про­бле­ма, кото­рая силь­но бес­по­ко­ит Акор­ду и лич­но елба­сы сего­дня — это мно­го­чис­лен­ные казах­стан­ские бег­ле­цы, кото­рых теперь  вла­стям, похо­же, уже не достать.  Поэто­му на этой неде­ле был при­нят закон РК «О вне­се­нии изме­не­ний и допол­не­ний в неко­то­рые зако­но­да­тель­ные акты Рес­пуб­ли­ки Казах­стан по вопро­сам внеш­ней разведки».

Соглас­но этим поправ­кам, внеш­няя раз­вед­ка «Сыр­бар» и воен­ная раз­вед­ка Мини­стер­ства обо­ро­ны РК, а так­же Служ­ба охра­ны пре­зи­ден­та РК, ныне Служ­ба госу­дар­ствен­ной охра­ны РК, полу­чи­ли пра­во осу­ществ­лять опе­ра­тив­но-розыск­ные меро­при­я­тия по под­слу­ши­ва­нию и кон­тро­лю теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей, прав­да  без физи­че­ско­го под­клю­че­ния, кото­рое оста­лось в исклю­чи­тель­ном ведом­стве СИС КНБ РК. А так­же полу­чать доку­мен­ты и долж­но­сти при­кры­тия от казах­стан­ских госорганов.

С одной сто­ро­ны, в этом нет ниче­го прин­ци­пи­аль­но ново­го по срав­не­нию с прак­ти­кой и пра­ва­ми спец­служб дру­гих госу­дарств, с дру­гой — это сви­де­тель­ство того, насколь­ко Акор­да оза­бо­ти­лась вопро­сом про­ти­во­сто­я­ния с поли­ти­че­ски­ми и лич­ны­ми оппо­нен­та­ми Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва в усло­ви­ях, когда нахож­де­ние Казах­ста­на в одном воен­но-поли­ти­че­ском лаге­ре с Рос­си­ей неволь­но дела­ет ее изго­ем в мире. Плюс  рез­ко сокра­ща­ет легаль­ные воз­мож­но­сти казах­стан­ских госорганов.

Фик­са­ция ново­го политрасклада

Ну а завер­шить этот поли­тоб­зор мы хотим фик­са­ци­ей совер­шен­но ново­го внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го рас­кла­да в Казах­стане. Если ранее в стране дей­ство­ва­ла супер­пре­зи­дент­ская вер­ти­каль во гла­ве с Назар­ба­е­вым, а все три вет­ви вла­сти были все­го лишь ее отрост­ка­ми, с помо­щью кото­рых гла­ва госу­дар­ства имел воз­мож­ность доми­ни­ро­вать не толь­ко над гос­ап­па­ра­том, но и над наро­дом, как источ­ни­ком вла­сти, Кон­сти­ту­ци­ей и зако­ном, то теперь эта вер­ти­каль ока­за­лась про­длен­ной еще на один элемент.

Теперь над  Назар­ба­е­вым и Акор­дой воз­вы­ша­ют­ся  Путин и Кремль, кото­рые могут если не дик­то­вать им кон­крет­ные дей­ствия, то уста­нав­ли­вать «кори­дор», кото­рый послед­ние обя­за­ны соблю­дать во избе­жа­ние про­блем. Более того, это уже про­изо­шло, о чем сви­де­тель­ству­ет пози­ция офи­ци­аль­ных казах­стан­ских вла­стей в двух клю­че­вых вопро­сах — о созда­нии Евраз­ЭС и укра­ин­ском кризисе.

Нетруд­но пред­ска­зать, что этот «кори­дор» будет сужать­ся — тако­ва желез­ная логи­ка любо­го авто­ри­тар­но­го поли­ти­че­ско­го режи­ма. Но спе­шим обра­до­вать казах­стан­цев, что кро­ме потерь будут и при­бы­ли. Напри­мер, что­бы пере­ори­ен­ти­ро­вать казах­стан­скую эли­ту на себя, без чего невоз­мож­но уста­нов­ле­ние плот­но­го и систем­но­го кон­тро­ля над евразий­ским про­стран­ством, Вла­ди­мир Путин и Кремль будут вынуж­де­ны вме­шать­ся в про­цесс пере­да­чи вер­хов­ной вла­сти в Казахстане.

Это озна­ча­ет, что семей­ный вари­ант, когда Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва на посту гла­вы госу­дар­ства сме­нят или его стар­шая дочь, или пле­мян­ни­ки, или бли­жай­ший и самый дове­рен­ный сорат­ник, не бывать. Даже если такое про­изой­дет, наслед­ник — пре­ем­ник полу­чит власть  не пото­му, что так решил елба­сы, а пото­му, что на это согла­си­лись Вла­ди­мир Путин и Кремль.

Кро­ме того, сама про­це­ду­ра пере­да­чи вла­сти будет мак­си­маль­но леги­ти­ми­зи­ро­ва­на через пре­зи­дент­ские выбо­ры. Плюс к ним будет допу­щен доста­точ­но широ­кий круг кан­ди­да­тов, а воз­мож­ные нару­ше­ния со сто­ро­ны госор­га­нов и избир­ко­мов, стан­дарт­ные для нашей рес­пуб­ли­ки, све­де­ны к минимуму.

Одна­ко выиг­ра­ет выбо­ры тот чело­век, кото­рый полу­чит напут­ствие Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча, и оно будет реа­ли­зо­ва­но через доми­ни­ро­ва­ние в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, пре­иму­ще­ства в финан­си­ро­ва­нии и кон­тро­ле над про­цес­сом, и дого­во­рен­но­сти с реги­о­наль­ны­ми элитами.

Тако­ва новая кон­фи­гу­ра­ция внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го про­стран­ства Казах­ста­на, и про­ти­во­сто­ять это­му ново­му рас­кла­ду не спо­соб­ны никто и ничто, о чем сви­де­тель­ству­ет как ито­ги пер­во­го эта­па укра­ин­ско­го кри­зи­са, так и нынеш­нее состо­я­ние казах­стан­ско­го обще­ства, кото­рое гото­во и будет вос­при­ни­мать любую власть, спо­соб­ную про­де­мон­стри­ро­вать и под­твер­дить свою силу.

В слу­чае же с Казах­ста­ном дело будет облег­чать­ся тем, что Кремль и Вла­ди­мир Путин доста­точ­но умны  и рас­чет­ли­вы, что­бы сохра­нить суще­ству­ю­щую систе­му и прак­ти­ку госу­дар­ствен­ной вла­сти, кото­рые сфор­ми­ро­ва­лись за дли­тель­ный пери­од вре­ме­ни и отра­жа­ют как плю­сы, так и мину­сы мест­но­го мен­та­ли­те­та, наци­о­наль­но­го харак­те­ра и исто­ри­че­ские тра­ди­ции. Так что, похо­же,  сле­ду­ю­щим гла­вой казах­стан­ско­го госу­дар­ства ста­нет тот из при­бли­жен­ных елба­сы, кто пусть сей­час и бли­же все­го к нему, но  пер­вым его пре­даст, осо­знав, что теперь бан­ку­ют  дру­гие люди.

 

Статьи по теме

Теперь через Казахстан: приборы из США, ФРГ и Франции, которые могут использоваться для радиоэлектронной борьбы, продолжают идти в Россию

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций