Недавно отправленный президентом в отставку руководитель Счетной палаты Аслан Мусин может находиться под домашним арестом. Об этом сказали сразу два источника: человек из актюбинского областного акимата, а также информатор из окружения старшего брата Аслана Еспулаевича Орынбасара, проживающего в Актобе. Утверждают, что бывшего руководителя администрации президента подозревают в организации беспорядков в Жанаозене в декабре 2011 года.
Официально уголовное дело на Мусина не возбуждено, пока идет внутреннее разбирательство. Спецслужбы проверяют связь Аслана Мусина с группировками братьев Рыскалиевых, которым заочно предъявлены обвинения сразу по нескольким коррупционным статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан. Бергея и Аманжана Рыскалиевых также подозревают в организации беспорядков в Жанаозене, предположительно именно люди бывшего акима Атырауской области спровоцировали беспорядки, повлекшие за собой человеческие жертвы. Если эта версия верна, то, возможно, именно от Аслана Мусина Рыскалиевы получили такой приказ.
Версию о том, что под Мусина усиленно копают, подтверждает еще одна неофициальная информация. Говорят, что недавно в Актобе приезжал Ерген Дошаев — экс-депутат парламента, внезапно подавший в отставку в ноябре прошлого года. Тогда Дошаев сослался на семейные обстоятельства и сдал свой депутатский мандат. Однако как теперь выясняется, Ерген Дошаев все-таки имеет возможность и желание заниматься общественной деятельностью.
По информации из инсайдерских источников, бывший народный избранник встретился с акимом области Архимедом Мухамбетовым. На встрече экс-парламентарий просил главу региона дать ему скромную должность директора ТОО «Шамшырак-Актобе». Но Архимед Мухамбетов ответил отказом.
На первый взгляд, просьба Дошаева выглядит очень странной. Но нужно учесть, что ТОО «Шамшырак-Актобе» на самом деле является структурой областного акимата, созданной для управления двумя главными провластными газетами области: «Актобе» и «Актюбинский вестник». Причина просьбы бывшего парламентария сразу становится понятной: возглавив акиматовские СМИ, Дошаев получает статус издателя. В случае возбуждения уголовного дела у его сторонников появляется возможность связывать преследование с профессиональной и даже журналистской деятельностью. А там недалеко до апеллирования к международным организациям, мол, преследуют по политическим мотивам.
Удивляет не только просьба Ергена Дошаева, но и отказ Архимеда Мухамбетова. Еще несколько лет назад такое представить было очень сложно: отказывая Дошаеву, Мухамбетов фактически отказал Мусину. Дошаев всегда считался человеком Аслана Мусина, его правой рукой, везде и всюду следовавшим за своим патроном. В конце девяностых, когда Мусин руководил регионом, Дошаев был его заместителем. С переводом Мусина в Атыраускую область Дошаев последовал за ним, а затем, когда Аслан Еспулаевич стал спикером парламента, возглавил аппарат мажилиса.
Отказ Архимеда Бегежановича можно объяснить не только нежеланием иметь у себя под боком влиятельного человека, пусть со скандальной репутацией. Главная причина в том, что Мухамбетов не желает больше знаться с Асланом Мусиным. Мусин, похоже, больше не авторитет для Архимеда Мухамбетова, вместе с должностью председателя Счетной палаты он потерял и свое влияние, по крайней мере на руководителя Актюбинской области.
Действия Ергена Дошаева и отказ Мухамбетова косвенно подтверждают информацию о наличии серьезных проблем у Аслана Мусина. Остается только ждать официального подтверждения. Похоже, сейчас никто не хочет иметь ничего общего с бывшим всемогущим руководителем аппарата президента. Крысы бегут с тонущего корабля и ищут новую крышу…