Моногорода Казахстана плохо осваивают деньги, выделенные на их развитие. Почему так происходит, разбирался корреспондент DW.
Развитие моногородов уже много лет является одной из главных проблем Казахстана. Власти издают постановления, принимают всевозможные программы, в рамках которых выделяют огромные финансовые средства, а ситуация в общем и целом не меняется. Как и 10, а то и 15 лет назад, в плачевном состоянии находятся жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура, по-прежнему высок уровень безработицы среди населения.
Особый список
В рамках очередной “программы развития моногородов Казахстана на 2013–2020 годы”, принятой 25 мая 2012 года, все города, где более 20 процентов промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточены на одном или нескольких градообразующих предприятиях, были разделены на три группы по потенциалам развития. В первую — с высоким потенциалом — вошли такие города, как Темиртау, Экибастуз, Рудный, Риддер, Аксу и Хромтау. Во второй — со средним потенциалом — оказались Жанаозен, Жезказган, Балхаш, Сатпаев, Степногорск, Кентау, Шахтинск и еще семь городов.
К группе моногородов с низким потенциалом отнесли бывший административный центр Тургайской области Аркалык и Жанатас — превратившийся после распада СССР в призрак небольшой городок в Джамбульской области. На развитие всех 27 моногородов Казахстана только до 2015 года из бюджета выделена сумма, эквивалентная 675,5 миллиона евро, из которых более 190 миллионов евро должны быть освоены в 2013 году.
“Не использовано ни одного тенге”
Впрочем, моногорода не спешат осваивать деньги, выделенные правительством, заявил министр регионального развития Казахстана Бакытжан Сагинтаев. На расширенной коллегии министерства 9 августа он заметил: “В этом году из предусмотренных средств на субсидирование моногородов не использовано ни одного тенге”. Сагинтаев был настолько разочарован ситуацией, что не исключил пересмотра “программы развития моногородов” и отзыва переданных из бюджета средств у местных исполнительных органов в пользу сотрудничающих с правительством бизнес-сообществ.
Степногорск: все идет по графику
Между тем руководители казахстанских моногородов — с массой оговорок и стараясь не нарушать субординации по отношению к министру регионального развития — в интервью DW косвенно не согласились с утверждениями Сагинтаева. Заместитель акима города Степногорска Ануар Кумпекеев в беседе с корреспондентом DW заметил: “У нас проблем нет. Все деньги, которые нам республика дает, мы осваиваем. Все по графику. Государственные закупки произведены в январе-марте. К работе по программе мы приступили еще в мае месяце”.
В то же время Кумпекеев высказал предположение, что казахстанские СМИ, цитировавшие Сагинтаева, не разобрались в причинах его недовольства: “Речь шла о субсидировании развития малого и среднего бизнеса, а также занятости населения. Этим занимаются разные уполномоченные органы. Было непонятно, кто должен деньги осваивать. Сейчас все вопросы решены”.
Все дело в системе
Но если в Степногорске, по словам заместителя акима города, все более или менее благополучно, то в Аркалыке, по словам исполняющего обязанности его мэра Ерлана Теменова, ситуация оставляет желать лучшего. “Наш город находится в транспортном тупике, а от областного центра мы находимся в 470 километрах. Это сказывается на низкой стоимости залогового имущества, — отметил Теменов. — Да, деньги нам выделяют, они в бюджете города есть, но из-за существующей в стране системы оценки залогового имущества их освоение идет с большим трудом”.
Тем не менее, Ерлан Теменов выразил надежду, что очень скоро ситуация в Аркалыке изменится. Связано это не только с наблюдаемым ростом населения города, но и с предстоящим в 2014 году вводом в строй железнодорожной ветки Жезказган — Бейнеу.
“Скажу Господу спасибо, если мне удастся уехать”
Но далеко не все акиматы моногородов захотели отвечать на вопросы DW. Например, в мэрии Экибастуза, который отнесен к группе моногородов с высоким потенциалом, несколько дней решали, кто будет говорить в отсутствие главы города Александра Вербняка, но в итоге разговора не получилось. А между тем далеко не все экибастузцы считают, что в их городе успешно реализуется программа развития моногородов.
Как рассказала DW жительница Экибастуза Татьяна М., наблюдается настоящий коммунальный коллапс: “Я, мой брат и моя мама живем в разных районах города. И везде одно и то же — вонь из подвалов, плохо поступающая вода, протекающие крыши, проблемы с отоплением зимой”. Впрочем, отмечает Татьяна, в последние годы лучше стало с асфальтированием улиц и дворов. “Раньше у нас перед каждым домом стояли корыта с водой для мытья обуви. Сейчас — не везде. Но все равно я скажу Господу спасибо, если мне удастся отсюда уехать”, — подытожила жительница Экибастуза.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
More:
Моногорода Казахстана: денег много, но проблем еще больше