Молодежь в Казахстане: «массовка» или «развивающийся ресурс»?

По офи­ци­аль­ным дан­ным, чис­лен­ность моло­де­жи в Казах­стане состав­ля­ет око­ло пяти мил­ли­о­нов чело­век. В стране заре­ги­стри­ро­ва­но око­ло 200 моло­деж­ных ресурс­ных цен­тров и 500 моло­деж­ных орга­ни­за­ций. С таки­ми пока­за­те­ля­ми Казах­стан в рей­тин­ге Индекс раз­ви­тия моло­де­жи зани­ма­ет 61‑е место в мире. Соглас­но дан­ным Индек­са, в Казах­стане у моло­де­жи есть высо­кие воз­мож­но­сти для полу­че­ния обра­зо­ва­ния и тру­до­устрой­ства, одна­ко граж­дан­ская актив­ность оце­ни­ва­ет­ся как сред­няя. В ком­мен­та­ри­ях Азатты­ку неко­то­рые экс­пер­ты гово­рят, что сре­ди моло­де­жи всё еще наблю­да­ет­ся низ­кая пра­во­вая гра­мот­ность и низ­кий уро­вень ана­ли­за поли­ти­че­ской ситуации.

Ири­на Мед­ни­ко­ва, руко­во­ди­тель цен­тра «Инфор­ма­ци­он­ная служ­ба моло­де­жи Казахстана»:

– В Казах­стане моло­дежь мы под­раз­де­ля­ем на две воз­раст­ные груп­пы: от 19 до 29 лет, с 29 до 35 лет. Основ­ную часть пер­вой груп­пы состав­ля­ют сту­ден­ты. Она сего­дня не игра­ет сколь­ко-нибудь серьез­ной роли в про­цес­сах внут­рен­ней поли­ти­ки. Это очень послуш­ная испол­ни­тель­ная мас­са. Имен­но мас­са, пото­му что ее основ­ное пред­на­зна­че­ние сего­дня – мас­сов­ки, от кото­рых она боит­ся отка­зать­ся под стра­хом отчис­ле­ния из вузов и кол­ле­джей. Так­же послуш­но наши сту­ден­ты отка­зы­ва­ют­ся от уча­стия, где бы то ни было, если это не реко­мен­ду­ет адми­ни­стра­ция вуза, не отста­и­вая свои инте­ре­сы и права.

Недав­но мы про­во­ди­ли опрос о про­бле­мах в вузах: все хотят ано­ним­но пожа­ло­вать­ся, что­бы пра­во­за­щит­ни­ки при­шли и реши­ли их про­бле­му, а они вышли из ситу­а­ции побе­ди­те­ля­ми с нуле­вым уча­сти­ем, наблю­дая инког­ни­то из-за шир­мы. С недав­них пор мы вве­ли тер­мин «стар­шая моло­дежь», это люди в воз­расте от 28 до 35 лет, кото­рые уже осо­знан­но хоте­ли бы кон­тро­ли­ро­вать госу­дар­ство и участ­во­вать в раз­ных про­цес­сах для их эффек­тив­но­сти. Они не объ­еди­ня­ют­ся вокруг пар­тий или НПО, как это было рань­ше, а чаще вокруг идей и цен­но­стей. Я верю, что, как некая смесь в кипя­щем кот­ле, она выва­рит­ся до опре­де­лен­но­го качества.

Нур­лы­бай Науры­з­ба­ев, пред­ста­ви­тель иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра «Жастар»:

– В целом моло­дежь Казах­ста­на – паци­фи­сты, они сто­рон­ни­ки мир­ной жиз­ни. Они гото­вы под­дер­жать соци­аль­ные или поли­ти­че­ские собы­тия на миро­вом уровне, реше­ния вла­стей. Моло­дежь не стре­мит­ся во власть, но тем не менее у нее очень высо­кие амби­ции и стрем­ле­ние к жиз­ни. Моло­дые люди хотят полу­чать зару­беж­ное обра­зо­ва­ние, раз­ви­вать­ся. Это очень хоро­шее явление.

Одна­ко у казах­стан­ской моло­де­жи низ­кий уро­вень пра­во­вой гра­мот­но­сти. Сре­ди моло­де­жи еще не сфор­ми­ро­ва­лось поня­тие «пра­ва чело­ве­ка». О спра­вед­ли­во­сти, пра­вах чело­ве­ка они мно­го не дума­ют. Глав­ная при­чи­на это­го в низ­ком уровне обра­зо­ва­ния моло­де­жи. Мно­гие моло­дые люди огра­ни­чи­ва­ют­ся обра­зо­ва­ни­ем в шко­ле и уни­вер­си­те­те. Они глу­бо­ко не ана­ли­зи­ру­ют мас­штаб­ные поли­ти­че­ские или соци­аль­ные собы­тия. В общем, сре­ди моло­де­жи Казах­ста­на не сфор­ми­ро­ва­лись прин­ци­пы по сохра­не­нию мира. Глав­ное, что­бы «было спо­кой­ствие». Это­му так­же спо­соб­ству­ют ста­биль­ность и мир в стране.

Кро­ме это­го, моло­дые люди опа­са­ют­ся, что «тре­бо­ва­ние прав, уча­стие в раз­лич­ных меро­при­я­ти­ях может при­ве­сти к столк­но­ве­ни­ям, кон­флик­там и может вызвать про­бле­мы». Это напрочь лиша­ет моло­дежь веры в воз­мож­ность раз­ре­ше­ния кон­флик­тов, уста­нов­ле­ния мир­ной жиз­ни, тре­бо­ва­ния сво­их прав. Поэто­му вла­сти долж­ны раз­ра­ба­ты­вать про­грам­мы, кото­рые будут спо­соб­ство­вать рас­кры­тию воз­мож­но­стей моло­де­жи, раз­ви­тию кри­ти­че­ско­го мышления.

Мади Ахме­тов, руко­во­ди­тель моло­деж­но­го кры­ла пар­тии «Нур Отан»:

– По срав­не­нию с ситу­а­ци­ей деся­ти­лет­ней дав­но­сти, сей­час актив­ность моло­де­жи воз­рас­та­ет. Моло­дые люди откры­то выра­жа­ют свои мыс­ли через соци­аль­ные сети. Через интер­нет-плат­фор­мы могут потре­бо­вать соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. То есть с точ­ки зре­ния демо­кра­тии раз­ви­тие есть.

Если моло­дежь будет не в кур­се поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ских собы­тий, то не смо­жет предот­вра­тить кон­флик­ты и обес­пе­чить спокойствие.

Одна­ко нуж­но рас­ши­рять гори­зон­ты позна­ния в вопро­сах раз­ре­ше­ния кон­флик­тов. В Казах­стане мно­го раз­лич­ных рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций, тече­ний. Каж­дый моло­дой чело­век дол­жен уметь само­сто­я­тель­но взве­ши­вать и делать выво­ды, что из все­го это полез­но, а что нет. В стране чис­лен­ность моло­де­жи состав­ля­ет око­ло пяти мил­ли­о­нов чело­век. Сле­до­ва­тель­но, моло­дежь – дви­жу­щая сила обще­ства. Глав­ное, вся моло­дежь обра­зо­ван­ная. Теперь необ­хо­ди­мо лишь раз­ви­вать их уро­вень спо­соб­но­сти ана­ли­зи­ро­вать, все­сто­ронне обду­мы­вать, какое воз­дей­ствие на Казах­стан ока­жут собы­тия, про­ис­хо­дя­щие в мире. Если моло­дежь будет не в кур­се поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ских собы­тий, то не смо­жет предот­вра­тить кон­флик­ты и обес­пе­чить спо­кой­ствие. За послед­ние два­дцать лет было сде­ла­но мно­гое. Рабо­та будет продолжена.

У про­грам­мы «Бола­шак» мно­го воз­мож­но­стей. Хочет­ся, что­бы моло­дежь, полу­чив­шая обра­зо­ва­ние по «Бола­ша­ку», при­нес­ла Казах­ста­ну науч­ные откры­тия. В нау­ке, поли­ти­че­ских собы­ти­ях потен­ци­ал моло­де­жи Казах­ста­на еще не рас­крыл­ся. Мы не можем винить в этом вла­сти. Госу­дар­ство дела­ет мно­гое, что­бы рас­крыть потен­ци­ал моло­де­жи. Теперь нужен ответ со сто­ро­ны моло­де­жи. Это, конеч­но, каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние. Моло­дежь долж­на изба­вить­ся от поня­тия, что шко­ла и уни­вер­си­те­ты обя­за­ны обу­чать, долж­ны сами искать зна­ния, не зави­сеть от шко­лы и университетов.

Таза­бек Сам­бет­бай, акти­вист пар­тии ОСДП:

– Вла­сти не созда­ют усло­вия для того, что­бы у моло­де­жи была воз­мож­ность сохра­нять мир, предот­вра­щать кон­флик­ты. В пар­ла­мен­те и мас­ли­ха­тах очень мало моло­дых людей. У моло­де­жи нет досту­па к поли­ти­че­ской арене, где они мог­ли бы себя про­явить. Моло­деж­ные ини­ци­а­ти­вы и пред­ло­же­ния не нахо­дят под­держ­ки в госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тах. В Казах­стане заре­ги­стри­ро­ва­но более 500 моло­деж­ных орга­ни­за­ций. Одна­ко мно­гие из них реаль­но не рабо­та­ют. Они лишь юри­ди­че­ски зарегистрированы.

Актив­ность казах­стан­ской моло­де­жи огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь волон­тер­ской дея­тель­но­стью и флеш­мо­ба­ми. И это никак не отра­жа­ет­ся на про­цес­сах, про­ис­хо­дя­щих в казах­стан­ском обществе.

Аль­кей Мар­гу­лан, политолог:

– В Казах­стане неко­то­рые поли­ти­че­ские орга­ни­за­ции и вла­сти моло­дежь рас­смат­ри­ва­ют как инстру­мент, кото­рым мож­но вос­поль­зо­вать­ся. Если госу­дар­ство вос­при­ни­ма­ет моло­дежь лишь в каче­стве «исполь­зу­е­мо­го ресур­са», то это боль­шая угро­за. Вме­сто это­го моло­дежь нуж­но рас­смат­ри­вать как «раз­ви­ва­ю­щий­ся ресурс».

В стране у сель­ской и город­ской моло­де­жи раз­ные воз­мож­но­сти. Когда сель­ская моло­дежь пере­ез­жа­ет в город, испы­ты­ва­ет неудоб­ства. У них моло­дость про­хо­дит, пока они при­вы­ка­ют и осва­и­ва­ют­ся в горо­де. Моло­дежь, кото­рая пыта­ет­ся выжить в горо­де, не ана­ли­зи­ру­ет поли­ти­че­ские собы­тия, не дума­ет о таких цен­но­стях, как уста­нов­ле­ние мира и тре­бо­ва­ние справедливости.

При­ну­ди­тель­ное уча­стие моло­де­жи в раз­лич­ных меро­при­я­ти­ях, огра­ни­че­ние их прав – это боль­шая угро­за для буду­ще­го госу­дар­ства. Это не спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию у моло­де­жи неза­ви­си­мо­го мыш­ле­ния. Напро­тив, вла­сти долж­ны созда­вать усло­вия для того, что­бы моло­дые люди мог­ли най­ти свое место в обще­стве. То есть долж­ны созда­вать усло­вия для полу­че­ния обра­зо­ва­ния, тру­до­устрой­ства. Если неко­то­рые моло­дые люди не нахо­дят свое место в обще­стве, теря­ют надеж­ду, то ста­но­вят­ся агрес­сив­ны­ми и уез­жа­ют в зоны кон­флик­та в Сирии и Ираке.

Ори­ги­нал ста­тьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казах­ская редак­ция Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма