Толганай УМБЕТАЛИЕВА
МАСИМОВ может стать разменной монетой
— Не перестает удивлять своей медиаактивностью премьер-министр Карим МАСИМОВ. На этот раз он пообещал вернуть в Казахстан черепа Кенесары-хана и Кейки-батыра. Как известно, фигура последнего казахского хана Кенесары — сакральная для народа. По поверью, кто вернет его голову на родину, станет во главе нации. Зачем МАСИМОВУ такого рода пиар? Согласованы ли его действия с президентом НАЗАРБАЕВЫМ?
— По поводу согласованности с главой государства — скорее всего, да. Не думаю, что кто-то может решиться без ведома президента на такие действия, как публичная кампания в СМИ. К тому же Карим МАСИМОВ никогда не стремился выходить из политической тени президента. Это большой риск — можно оказаться под градом критики в свой адрес. В отношении причин такой публичной активности могу предположить, что, вероятно, есть определенная группа внутри верхушки, которая сейчас либо считает, что она ослабла, либо хочет еще более усилить свои роль и значение, как внутри элиты (демонстрация поддержки президента), так и в публичном поле, заручившись поддержкой или положительным отношением определенных кланов, пусть не всех, к премьер-министру. Тем более что в последнее время негативное отношение к деятельности Карима МАСИМОВА на посту премьер-министра резко возросло.
Возможно, пытаются получить поддержку хотя бы той части населения, которая реально ему верит и считает, что если он вернет черепа Кенесары-хана и Кейки-батыра, то получит право на какую-то власть в стране. Образованный человек, конечно, на такие вещи не купится, это ясно. И таких людей большинство в стране. Но в то же время люди, которые живут мифическими представлениями, очень легки на подъем, они фанатичны, и зачастую это жители отдаленных сел, до которых заявления МАСИМОВА будут доходить, а вот критика его популизма — нет. Но президент при любом раскладе ничего не теряет. С одной стороны, МАСИМОВ оттягивает на себя весь негатив, особенно связанный с датой 25 лет независимости. И во‑вторых, глава государства прекрасно понимает, что из этой затеи ничего серьезного не получится. Не зря же он так долго сидит на посту руководителя страны — очень опытный политик и единственный арбитр для элитных групп.
С другой стороны, публичные действия Карима МАСИМОВА позволяют заметить, что, видимо, первое лицо кабинета министров, который был, по сути, техническим премьером, хотят представить как самостоятельного политика, у которого есть политические амбиции и цели. Во‑вторых, это может быть и формой защиты и демонстрации себя в качестве государственного человека, тем самым возврат черепа Кенесары — это не проект государства, а его личные, хотя и одобренные, желание и решение. После ухода президента МАСИМОВ может стать разменной монетой, на него возложат всю ответственность. Соответственно, ему нужна страховка, позволяющая получить поддержку от общества, хотя бы от той части, которая может быть благодарна ему за такой «подарок».
— В стране не ведется электоральная кампания. Ни МАСИМОВ, ни другие чиновники не возглавляют политические партии. Так зачем тому же МАСИМОВУ усиливать свое присутствие в медиа? С какой целью это делают другие чиновники?
— Негативная оценка государственных структур в большей степени основывается на действиях определенных чиновников, т.е. общество недовольно деятельностью министра или акима, и это недовольство в целом сказывается на оценке всей деятельности власти. Если исходить из такой логики, то, видимо, и расчет на то, что «правильное» представление результатов работы чиновников изменит отношение общества. Такой может быть расчет. В то же время раскрученные министры могут впоследствии быть использованы в клановых разборках после ухода президента.
Т.е. все группировки, с одной стороны, пытаются заручиться определенной поддержкой общества, с другой — в целом политическая элита, которая у власти, таким образом начала демонстрировать свои претензии на дальнейшее правление после ухода главы государства. По сей день внутри верхушки существует уверенность, что народ протестует не потому, что власть плохо работает, а потому что до населения неправильно доносятся программы правительства. Причин для активности чиновников может быть много.
— Объявили о том, что деньги ЕНПФ будут направлены на строительство объектов ЭКСПО. Многие казахстанцы уже сейчас возмущаются этим фактом. Насколько целесообразно тратить пенсионные деньги на такого рода мероприятия?
— Это абсолютно нецелесообразно, особенно когда вклады делаются без разрешения собственников этих финансов. У нас не спрашивали, когда принимали решение о проведении ЭКСПО, и теперь не спрашивают. У нас такое государство и такая ментальность: считается, что власти виднее. Авторитарный режим, чего еще можно ожидать. Есть другой выход, конечно. Если наши деньги используются при строительстве объектов ЭКСПО, то предлагаю нас всех сделать собственниками этих объектов. Разместим бесплатно там свои офисы, может, некоторые, у кого нет жилья, переедут туда жить. Ну а если серьезно, то думаю, нам надо впредь позаботиться о своих отчислениях при подписании договоров с пенсионными фондами, наложив полный запрет на их использование без разрешения вкладчика. Пенсионные вклады оказались в уязвимом положении, и эти слабые стороны нужно отработать с юристами.
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com