Скорость, с какой была проведена последняя серия кадровых перестановок в высшем эшелоне госуправления Казахстана, свидетельствуют о том, что это мероприятие готовилось давно и тщательно.
За два весенних дня, 2 и 3 апреля, сменились премьер-министр, руководитель администрации главы государства, спикер нижней палаты парламента и его заместитель, министр обороны и была заполнена вакансия государственного секретаря.
Наблюдая за этой кадровой «кадрилью» трудно отделаться от ощущения, что мы лицезрели вариант исполнения крыловской басни про квартет. Помните эти бессмертные строки?
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
И вывод, который сделал автор?
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь
Тем не менее, случившееся требует анализа. Сразу оговоримся, что поскольку все вышеперечисленные лица при всей их значимости и влиятельности являются исполнителями политической воли Нурсултана Назарбаева, хотя зачастую сами ее негласно и косвенно формируют, нет смысла рассчитывать на какие-то серьезные, принципиальные изменения в деятельности правительства, администрации президента и Парламента. Поэтому прокомментируем перестановки с точки зрения рассадки персоналий.
Общеизвестно, что казахстанская власть имеет клановый характер, и ликвидировать эту особенность как класс в нашей республике не удается никакими административными реформами а‑ля Байменов. Причина заключается в том, что страной правит клан Нурсултана Назарбаева, и соответственно вся правящая элита вынужденно повторяет его практику, поскольку это единственно возможный способ уцелеть и процветать в условиях все более и более обостряющейся внутриэлитной конкуренции.
Именно поэтому елбасы вынужден постоянно балансировать между различными группами влияния, учитывать взаимоотношения между ними, иметь всегда в резерве достаточно компромата, вовремя реагировать на обострения, управлять межэлитными конфликтами, проводить отбор и выбраковку кадров, и делать многое другое.
С этой точки зрения возвращение Карима Масимова в правительство является ключевым кадровым решением. Поскольку мы объяснили причины, вынудившие Назарбаева это сделать в политобзоре событий текущей недели, в данном материале примем это как исходную точку для комментария, но само событие обсуждать не будем.
Все остальные кадровые перемещения являются вторичными. Поскольку Масимов стал премьер-министром РК, причем заметно укрепившись во власти за время своего руководства администрацией главы государства, то его нужно уравновесить кем-то в Акорде. В качестве противовеса выбран был спикера Мажилиса Нурлан Нигматуллин, который отличается резкостью характера, относительной прямолинейностью, а самое главное входит в конкурирующую группу «карагандинцев».
Но поскольку этого явно не достаточно, для балансирования Карима Кажимкановича, ставшего теперь самым вероятным преемником елбасы при бюрократическом, а не семейном варианте передачи верховной власти в стране, президент назначил экс-премьер-министра Серика Ахметова министром обороны. В результате получилась дружная компания в лице трех «карагандинцев» — Нурлана Нигматуллина, Серика Ахметова и главы финполиции Рашида Тусупбекова, которая будет уравновешивать и заодно контролировать Масимова и его людей.
Место Нурлана Нигматуллина в Мажилисе заполнили временщиком. Кабибулла Джакупов, о существовании, которого не подозревали большинство казахстанцев, будет занимать эту должность с оглядкой на своего нового заместителя Даригу Назарбаеву. Что же касается старшей дочери елбасы, то ее приблизили еще на один шаг к креслу спикера нижней палаты Парламента, с которого она затем может прыгнуть в кресло главы государства, если вдруг с ее отцом что-то случится.
Таким образом, с одной стороны, Карим Масимов получил, пожалуй, самое главное назначение и повышение в своей жизни, и теперь ему до позиции «лидера нации» номер два рукой дотянуться, с другой стороны — это будет сделать практически невозможно, поскольку он обложен со всех сторон — вряд ли ему дадут сильно скорректировать состав правительства и сбалансирован «карагандинским кланом», усиленным Даригой Назарбаевой в качестве вице-спикера Мажилиса.
И последнее, на что мы хотели обратить внимание наших читателей — нового министра обороны РК представил руководству ведомства не премьер-министр или руководитель администрации президента, а сам Нурсултан Назарбаев. И это не только знак уважения к Серику Ныгметовичу и моральная компенсация за его отставку, но и демонстрация всему госаппарату своего ему доверия и того факта, что Ахметов находится под его покровительством.
Теперь будем ждать формирования нового состава кабинета и перестановок как в аппарате правительства, так и администрации главы государства — такова логика казахстанской политической системы, государственного механизма и аппаратной практики. Если Назарбаев пересаживает и рассаживает свои «продукты» так, как ему удобно, и он считает нужным, то же самое делают и его соратники. В пределах, конечно, того, что им дозволено сверху. Ну а нам всем остается только наблюдать за этим паноптикумом.