Макаш ТАТИМОВ: «Многоженство — степное право казахов»

Толь­ко бла­го­да­ря ему мож­но решить демо­гра­фи­че­скую про­бле­му, счи­та­ет извест­ный казах­стан­ский ученый

Нет необ­хо­ди­мо­сти при­ни­мать спе­ци­аль­ные зако­ны для лега­ли­за­ции мно­го­жен­ства в Казах­стане. В интер­вью агент­ству Каз­ТАГ извест­ный казах­стан­ский демо­граф, док­тор поли­ти­че­ских наук, ака­де­мик Макаш Тати­мов заявил, что вооб­ще для это­го и не нуж­но ста­рать­ся созда­вать осо­бые усло­вия. По его мне­нию, обще­ствен­ное созна­ние, обыч­ное пра­во каза­хов и рели­ги­оз­ность – это­го уже само по себе достаточно.

Макаш Бай­га­ли­е­вич, Вы уже неод­но­крат­но высту­па­ли за вве­де­ние мно­го­жен­ства в Казах­стане. Когда и при каких усло­ви­ях это воз­мож­но в нашей стране? 
– За мно­го­жен­ство стал рато­вать даже до суве­ре­ни­те­та Казах­ста­на. В кон­це 80‑х – нача­ле 90‑х годов – тогда уже демо­кра­ти­за­ция шла. И я тогда думал, что Казах­стан будет стро­ить тра­ди­ци­он­ное обще­ство – это зна­чит, что все тра­ди­ции надо вос­ста­но­вить. Так оно и про­ис­хо­дит. Но Казах­стан, полу­чив суве­ре­ни­тет, пошел по демо­кра­ти­че­ско­му пути.
В циви­ли­зо­ван­ном обще­стве офи­ци­аль­но уза­ко­нить мно­го­жен­ство невоз­мож­но. Но здесь уза­ко­ни­вать или не уза­ко­ни­вать – вопрос вооб­ще-то лиш­ний. Пото­му что это реша­ет не закон – это реша­ет обыч­ное пра­во каза­хов, но еще и рели­ги­оз­ный ислам. По исла­му наш Про­рок имел четы­ре жены, это раз­ре­ша­лось, и оно в созна­нии каза­хов осе­ло, и здесь ника­ких зако­нов не надо. Даже если мы зако­ны при­мем, они будут мешать, осо­бен­но муж­чи­нам, кото­рые име­ют несколь­ко жен. Пото­му что, как ста­рая казах­ская болезнь, могут воз­ник­нуть спо­ры меж­ду бай­би­ше (стар­шая жена – Каз­ТАГ) и токал (млад­шая жена – КазТАГ). 
Как раз инсти­тут токал­ства уже не вос­ста­но­вишь – это, счи­таю, уста­рев­ший инсти­тут. Это пат­ри­ар­халь­щи­ной пах­нет, и мне не нра­вит­ся, и жен­щи­нам тоже не нра­вит­ся. Вот граж­дан­ский брак – это пожа­луй­ста. Я рато­вал за граж­дан­ский брак. Граж­дан­ский брак – это как раз демо­кра­ти­че­ский путь сме­ны токал­ства на мно­го­жен­ство. Потом граж­дан­ский брак, зна­е­те, не осуж­да­ет­ся в демо­кра­ти­че­ском обще­стве, и даже в мусуль­ман­ских стра­нах мно­го­жен­ство – это и есть граж­дан­ский брак, если на то пошло. Офи­ци­аль­но они там не реги­стри­ру­ют. Они живут по шариату.

Это непол­ный текст статьи:

Макаш ТАТИМОВ: «Мно­го­жен­ство — степ­ное пра­во казахов»

Статьи по теме

Акежан Кажегельдин — о предстоящем референдуме и российско-казахстанских отношениях.

Исторический момент не повторится никогда

Об изменениях конституции Узбекистана