Лукашенко торгует политзэками
Вячеслав Сивчик, один из первых белорусских политзаключенных постсоветского периода, сегодня живет в Киеве.
Лидер движения солидарности “Вместе” и председатель белорусского центра в Украине рассказал о причинах освобождения шестерых политических узников Александром Лукашенко.
- Начнем с главного. Почему, по-вашему, Александр Лукашенко отпустил на свободу шестерых политических заключенных?
- Эта акция связана с тем, что у Александра Лукашенко сейчас нет денег. Схема, которая действовала через Москву, теперь не работает. Дальше будет только хуже. Это — основная причина, почему Лукашенко освободил шестерых политических заключенных, в том числе и лидера оппозиции Николая Статкевича, который был его непосредственным конкурентом во время прошлого избирательного фарса.
11 октября Беларуси предстоит следующий избирательный фарс. Тут все будет совсем плохо, потому что, освободив Статкевича, Лукашенко подчеркнул незаконность действий своей избирательной комиссии. Та даже не зарегистрировала инициативную группу по продвижению политзэка в президенты республики Беларусь.
- Но все равно не очень понятно, зачем освобождать врагов режима? Лукашенко какие-то деньги получит от этого?
- Конечно, причем это не в первый раз происходит. Вообще вся диктатура Лукашенко держится на западных деньгах, а не на российских, как это ни странно звучит. Если посмотреть бюджет Беларуси за последние двадцать лет, то основной доход — деньги от нефтепродуктов, а потребляют их страны Европейского союза. То есть режим Лукашенко держится на продаже белорусских нефтепродуктов.
Это два нефтезавода в Новополоцке, причем оффшор сделан очень просто. Россия поставляет по внутренним ценам нефть на заводы, а нефтепродукты идут на продажу в Европу и Украину. Только за 2014 год одна Украина купила белорусских продуктов на 3,2 миллиарда долларов. После 2010 года из-за того, что пошли сверхдоходы, Путин выбил у Лукашенко, оплату в бюджет Российской Федерации за каждый литр топлива. Получается, наши украинские друзья финансируют войну против самих себя, покупая белорусские нефтепродукты. И суммы там значительные.
Сейчас не первая «европауза», когда Запад дает кредиты режиму Лукашенко. Причем это беспроигрышный вариант, потому что народу все равно придется эти кредиты возвращать. А то, что при этом финансируется диктатура, издевательства над белорусами, никого не интересует.
- То есть Лукашенко просто играет в либерализацию?
- Отличие этой так называемой либерализации в том, что Лукашенко даже не делает вид, что нечто такое происходит. Все эти шестеро вообще не должны были сидеть в тюрьме. Но политзаключенные в Беларуси все еще есть, и в эйфории о них забыли.
Все, кто прошел через застенки Лукашенко, — герои, но некоторые из них продолжают оставаться в заключении. Это молодые патриоты, которые не входили ни в какие партии. Против них возбуждены уголовные дела за граффити с надписью «Беларусь должна быть белорусской». Это пять человек, причем их брали зверски, двое сидят сейчас, двое под подпиской о невыезде и один в больнице под конвоем, потому что у него в двух местах переломана челюсть. Мы будет требовать их освобождения.
- Отпущенные заключенные представляют опасность для режима Лукашенко? Ресурсы у них есть, чтобы продолжать борьбу?
- Борьбу ведет вся белорусская нация. Эти люди, когда находились в тюрьмах, сделали для страны много. У нас система КГБ: власть от заключенных требует написать прошение на имя диктатора и заявление о сотрудничестве со спецслужбами. Люди, оказавшись на западе, рассказывали, что их перед выходом завербовали в КГБ в качестве «стукачей». Те, кто не соглашаются, проходят через страшные муки.
Николай Автухович был вынужден «вскрываться», ему удалось передать на волю чудом письмо и его напечатали все независимые белорусские СМИ. И сами его назвали «письмом из ада». Политические не покидают там стен ШИЗО. Мы не ожидали такого хода от Лукашенко, собирались встретить день рождения Николая Дидка, которого освободили. Мы даже накануне успели в Киеве сфотографироваться с требованием его освободить.
- То есть бывшие узники для Лукашенко по-прежнему опасны?
- Любой свободный человек в Беларуси представляет опасность, потому что режим имеет старый советский генезис. У белорусской нации, хоть и нет союзников в мире, мы двадцать лет сражаемся в одиночку, но, несмотря ни на восток, ни на запад, мы продолжаем борьбу. Я был организатором «Минской весны» 1996 года и могу вам сказать, что все люди, которые изредка рассказывают сказки о поддержке демократии в Беларуси, они просто рассказывают сказки. Там не было никакой поддержки. Я непосредственно руководил площадью Калиновского, когда мы больше трех суток держали центральную площадь в Минске. За это больше 1200 белорусов были посажены.
- А как в Беларуси обстоят дело со свободой слова? Остались независимые СМИ?
- Очень мало, потому что большинство независимых СМИ Лукашенко разгромил. Есть газеты, которые печатаются в Беларуси, есть телевидение, которое вещает из Польши. Радиостанция «Свобода» в Праге, радио «Рация» в Польше, «Еврорадио» и так далее. Также работают информационные структуры и сайты.
- Белорусы сейчас активно помогают украинцам, стояли на Майдане и воюют на Донбассе. Сколько граждан получили тут статус беженца или гражданство?
- Ни один. Белорусам не дают ни статуса беженца, ни гражданства. Самое большое счастье, если есть временная регистрация. Разговор идет больше, чем о пятидесяти гражданах Беларуси.