Об этом в ночь с воскресенья, 29 сентября, на понедельник, 30 сентября, сообщила в письме по Skype главному редактору Forbes.kz Лира Байсеитова
Вот что написала Лира Байсеитова главному редактору сайта Forbes.kz Вадиму Борейко:
«Здравствуйте, Вадим! Лейла Храпунова, представляя интересы младшего сына Даниеля, 23 июля подала на меня в суд за публикацию на вашем сайте. 18 сентября ей отказано в привлечении меня в качестве ответчицы».
Напомним, что написала Лира Байсеитова в своем интервью:
«Редакция попросила казахстанскую журналистку Лиру Байсеитову, долгое время живущую в Швейцарии, рассказать, что она знает о сегодняшней жизни семьи Храпуновых, с 2007 года тоже обитающей в альпийской конфедерации.
F: Где именно в Швейцарии сейчас проживает семья Храпуновых — Лейла Калибековна, Виктор Вячеславович и их дети?
- О том, где чета Храпуновых-старших с младшим сыном (Даниэлем. — F) живет сейчас, знают, наверное, только они сами.
Если посмотреть публикации в СМИ, как печатных, так и электронных, то это сплошное противоречие. Например, Сергей Лакутин, адвокат Лейлы Храпуновой, сообщил, что Виктор Вячеславович покинул виллу в Колоньи еще в мае 2012, чтобы переехать с женой в их квартиру в Пти-Саконне (Chemin du Petit Sacconex 28B, 1209 Geneve).
Сам же г‑н Храпунов в одном из недавних интервью сказал, что вся их большая семья, включая родителей жены и ее сестру с мужем и детьми, проживает на вилле.
А один мой знакомый на днях рассказывал, что Храпуновы из-за дороговизны виллы переехали на квартиру в Шампель (Champel) на улицу Флориссо (Route de Florissant).
F: Вы сами их не встречали в Швейцарии? Если да, то, при каких обстоятельствах это произошло?
- Нет, не встречала, но наслышана… Одна знакомая как-то жарким летним днем пригласила меня в гости к своему другу. Его вилла, дескать, недалеко от Женевы, а сам он бизнесмен, занимается строительством элитной недвижимости в Швейцарии, Франции и других странах Европы. Мы с внуком тогда жили на пятом этаже в квартире, где все окна смотрели на юг, изнывали от палящего солнца и, конечно же, согласились.
Доехали быстро, познакомились, а когда разговорились, хозяин виллы, узнав, что я из Казахстана, как-то сразу повеселел. Ужин закончился на удивление быстро. Никаких алкогольных напитков, громкой музыки и запаха табака. Рядом играли дети…
От него услышала, что у нас много богатых, что им некуда вкладывать деньги, а на мой недоуменный взгляд заявил: «Самое лучшее вложение денег — это недвижимость!». И, широко улыбаясь, быстро удалился вверх по лестнице: мол, сию минуту вернусь.
Через несколько минут послышались шаги хозяина, а затем он торжественно спустился, напевая какой-то незнакомый мотив. На плечи был накинут казахский чапан, расшитый под золото! Мы ахнули от удивления, а он жестом пригласил нас следовать за ним на второй этаж, где располагался его офис и кабинет, а еще выше этажом несколько спален.
В одной из комнат он начал показывать нам различные сувениры и довольно-таки старинную утварь кочевников. В голове пронеслось: коллекционер, иначе откуда все это добро? Но он тут же «рассекретился», вынув из какой-то папки несколько фотографий. На снимках, рядом с моим новым знакомцем, была запечатлена улыбающаяся Лейла Храпунова! А ведь и вправду, мир тесен. Как же это было давно, прошло всего-то каких-нибудь восемь-девять лет. Храпуновы тогда жили еще в Казахстане и были в силе.
На обратной дороге знакомая обронила фразу о том, что если захочу, то тоже могу вложиться в бизнес ее друга и даже поработать с ним в доле. Общение с ними я прекратила, ссылаясь на занятость.
Интересно, что многое о Храпуновых мне становится известно случайно, из общения именно со швейцарцами. Как-то один из друзей спросил, говорит ли мне о чем-нибудь фамилия Храпунов. Мы тогда только поменяли квартиру, у нас еще не было ни телефона, ни интернета, так от своего друга я и узнала и о приобретенной Храпуновыми вилле, о бутике, торгующем бриллиантами, и даже о том, что они теперь живут в Женеве. Казахстанские газеты об этом еще молчали.
«Слишком много негативной информации вокруг этой семьи»
F: Чем чета занимается в Швейцарии?
- Насколько мне известно, у них все далеко не так безоблачно. Тяжелая морально-психологическая обстановка в семье, постоянные скандалы… Не знаю, насколько этому можно верить, но недавно мне сказали, что 17-летний сын Храпуновых весит под 150 кг и никакие занятия спортом не помогают сбросить вес, что он в депрессии, часто плачет. Жаль парнишку: он на два года младше моего внука, ему наверняка тяжелее всего.
F: Кто-нибудь из семьи Храпуновых (супруги, их дети, сноха Мадина) имеет гражданство Швейцарии? Если есть, то как они смогли его получить? Если нет, то почему — они сами не хотят гражданство получить или им не хотят давать?
- Насколько мне известно, Ильяс получил гражданство. Насчет Мадины не знаю, но поскольку она замужем за швейцарцем, то при желании особой сложности в получении гражданства для нее нет, тем более у них есть дети, родившиеся здесь. Старшим Храпуновым будет гораздо сложнее: несовершеннолетние могут получить гражданство, прожив в Швейцарии 6 лет, для совершеннолетних же этот срок — 12 лет, при этом взрослые должны полностью интегрироваться в здешнюю жизнь, не иметь проблем с полицией, налоговыми службами и в совершенстве владеть одним из государственных языков (немецкий, французский, итальянский, рето-романский. — F). Есть много различных нюансов, и получить здесь гражданство очень сложно.
F: Вам что-нибудь известно о продаже Ильясом Храпуновым Swiss Development Group? Почему он продал компанию, которую основал? Почему власти Женевы отказали ему в реализации проекта зоны отдыха на берегу Женевского озера? Он туда деньги хотел вложить хорошие, побольше, чем другие претенденты. Кстати, что сейчас с этим проектом — кто-то обустраивает пляж у Женевского озера?
- Продал, а почему — не знаю. Слишком много негативной информации вокруг этой семьи, и, конечно же, сложно так работать. Сейчас уже не помню имени того, кто занимается женевским пляжем, при желании можно найти в интернете, но читала, что работы ведутся и проект намного дешевле, чем предложенный Ильясом Храпуновым.
F: У Ильяса Храпунова обнаружилась странная должность — советник Постоянного представительства Центральноафриканской Республики при отделении ООН в Женеве. Как и кто может получить такую должность — для этого нужно специальное образование, дипломатический опыт работы, что-то еще? Что входит в обязанность людей, занимающих эту должность? Может ли эта должность способствовать получению незаконных паспортов ЦАР?
- Какая-то мутная история. Любые вопросы с работой в представительствах республик и стран в отделениях ООН решаются на уровне министерств иностранных дел этих самых стран.
ЦАР уже многие годы находится в состоянии политической нестабильности: там то и дело вспыхивают вооруженные конфликты. Ситуация ухудшилась после мартовского государственного переворота. Грабежи, убийства, изнасилования, люди бегут в соседние Камерун, Конго, Чад.
В конце 2011 года глава представительства ЦАР при ООН Леопольд Исмаел Самба (Leopold Ismael Samba) писал своему министру иностранных дел, что уже полгода они не получают денег, у них отключены телефон, факс, не оплачена аренда офиса, а сотрудники не получают зарплату. Сложно объяснить, каким образом Ильяс Храпунов оказался в его советниках. Может, он оказал спонсорскую помощь МИДу ЦАР? Ведь, со слов Мадины Аблязовой (буквально вчера читала в Интернете), еще до получения политического убежища в Великобритании и вида на жительство в Латвии ее мать (Алма Шалабаева, супруга Мухтара Аблязова. — F) получила гражданство ЦАР. Может, и Мухтар Аблязов получил там гражданство? Во всяком случае, если это и так, то произошло всё при другом президенте и при другом правительстве.
F: Чем занимаются другие дети Виктора и Лейлы Храпуновых? Проживают ли они в Швейцарии?
- Знаю, что Эльвира проживала в Швейцарии до 2010 года, а потом со своим мужем и двумя детьми уехала в Америку.
«Сочинить свыше сотни эпизодов злоупотреблений невозможно»
F: Почему вы выступили против предоставления политического убежища Виктору Храпунову? Какие у экс-мэра шансы получить его?
- У Храпуновых есть вид на жительство, этого достаточно. Когда они приехали сюда в конце 2007 года, никто их не преследовал по политическим мотивам, да и сейчас Казахстан требует их экстрадиции на Родину совсем по иным причинам. Да, согласна, что в Казахстане могут состряпать уголовное дело против кого угодно, как это было с Сергеем Дувановым, но придумать и сочинить свыше сотни эпизодов злоупотреблений, мошенничества и других преступных деяний невозможно, да и незачем. Я же не прошу выслать Храпуновых из Швейцарии, после всего озвученного ими это действительно опасно, но я категорически против предоставления им политического убежища.
Справка
Лира Байсеитова, казахстанский журналист. Бывший редактор газеты «Республика-2000». В РК занималась активной общественной и политической деятельностью. В 2002 покинула Казахстан после трагической гибели 25-летней дочери Лейлы Баисеитовой, объясняя это опасениями за жизнь внука. В настоящее время проживает в Швейцарии.
3 октября 2002 года журналистская организация Canadian Journalists for Free Expression (CJFE) наградила ее Международной премией свободы СМИ (International Press Freedom Award).