Кто и как обманул правозащитников
То есть завтра в стране начнет работать закон, существенно ограничивающий и осложняющий деятельность общественных организаций, работающих на негосударственные гранты. Проще говоря, с принятием этого закона на все НПО, работающие не по госзаказу, будет надет ошейник, гарантирующий уменьшение критики властей со стороны НПО до минимума. В идеологическом и политическом плане этот закон построит все НПО стройными рядами. С вольницей в сфере гражданского сектора будет покончено окончательно.
Собственно это и было главной целью данной правительственной инициативы. Политики в Акорде, напуганные бархатными революциями, в которых принято винить организации гражданского общества, решили подстраховаться и взять финансирование общественных организаций из-за рубежа и от частных лиц под свой контроль.
Это было понятно с самого первого дня появления данного законопроекта. Многие уже тогда усматривали в этой инициативе казахстанский вариант российского перевода НПО в разряд «иностранных агентов».
Как это водится, чтобы придать видимость участия общественности в обсуждении закона, власти привлекли к этому экспертов. В течение всего года целый ряд экспертов и представителей международных и казахстанских неправительственных организаций участвовали в дискуссиях вокруг этого законопроекта. В том числе эти дискуссии проходили и в рамках Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при Министерстве иностранных дел РК (КСО ДПЧИ), его Рабочей группы и подгрупп, и Рабочей группы по вопросам взаимодействия с неправительственными организациями при Министерстве культуры и спорта РК (РГ при МКИС), и на других диалоговых площадках и форумах.
Здесь уместно сказать, что КСО, на мой взгляд, это высшее достижение казахстанской дипломатии и лично г‑на Усена Сулеймена, посла по особым поручениям МИДа РК, сумевшего втянуть ведущих казахстанских правозащитников в этот сомнительный проект, фактически превратив их в своих лоббистов, призванных подтверждать политическую волю Акорды на диалог с гражданским обществом.
Вот уже два года работает эта «диалоговая площадка» (КСО ДПЧИ), регулярно собирающая ведущих общественников Казахстана и устраивающая обсуждения различных проблем, касающихся прав человека в Казахстане. Все проходит в режиме обмена мнениями: правозащитники говорят о проблемах в области прав человека, госчиновники с ними не очень соглашаются и предлагают на это смотреть под другим углом зрения. Готовятся какие-то материалы, анализы, доклады, но все это абсолютно не находит отражения в реальной ситуации с правами человека в Казахстане.
Более того, как бы в насмешку над тем, чем занимается эта «диалоговая площадка», в стране принимается откровенно дискриминационный Закон о религиозных объединений, драконовские поправки в Уголовный кодекс РК и антинародный закон о профсоюзах. К тому же реализуется практика фактического запрета на любые публичные акции протеста без разрешения властей. И, наконец, нынешнее принятие поправок в закон об НПО. То есть на КСО правозащитники говорят о правах человека, а в реальной жизни власти тихой сапой их зажимают. Что называется, все при деле.
Так вот, в части принятия поправок в Закон об НПО и участников КСО, и прочих экспертов, привлекаемых к обсуждению, попросту обманули. Обещали одно, но сделали именно то, чего больше всего боялись НПОшники. Те возражения, какие звучали весь этот год со стороны представителей НПО, в конце концов так и не были учтены. Логика, доводы и аргументы правозащитников, используемые в дискуссиях в надежде, что это позволят изменить закон, так и не были услышаны властями. Более того, в парламенте Законопроект еще более ухудшили поправками. Вообще, если вещи называть своими именами, то это называется мордой об забор.
Печально, что среди правозащитников было много таких, кто, до самого последнего момента верил в значимость работы КСО, уверяя коллег, что закон не так страшен, как об этом говорят его противники. Мэтры казахстанской правозащиты почему-то верили своим партнерам из власти, наивно полагая, что спущенную из Акорды установку «поставить в стойло» можно подправить и улучшить настолько, что она не будет работать.
Увы, власти в очередной раз преподали урок, что верить чиновникам на слово нельзя, что они работают в режиме ниппеля — только в одну сторону. В сторону ограничения прав и свобод человека. Что понятно — это их кредо, иначе авторитаризм не сможет существовать. Казалось бы, прописные истины. К сожалению, не все это понимают или просто поверили, что среди работающих на автократию могут быть продвинутые, а главное порядочные люди. Увы!
В результате на выходе закон, который существенно усложнит работу организаций работающих не на государственные гранты. Теперь закон позволяет государству в лице Министерства культуры и спорта и создаваемого им Оператора регулировать и при необходимости перераспределять предоставление грантов от частных и зарубежных организаций.
Более того, у чиновников появляется право по непосредственному контролю за деятельностью НПО с правом привлечения к административной ответственности и обращения в суд о их закрытии.
В дополнение к этому Закон запрещает деятельность организаций в целях реализации и защиты политических прав и свобод, как это было записано в казахстанском законе об общественных организациях. Теперь никакой политики — только социалка, культура и благотворительность.
По сути, принимаемый закон превращает НПО в подразделения Министерства культуры и спорта, получающие финансирование через него, подотчетные ему и соответственно полностью от него зависимые. Что собственно и требовалось для обеспечения гарантий лояльности существующих в стране неправительственных организаций.
Все это означает, что выделение иностранных и частных грантов теперь будет поставлено под контроль государства, чиновники которого будут строго следить за тем, чтобы эти деньги не попадали в нелояльные и даже просто в ненадежные руки. Теперь реализовывать проекты по продвижению демократии и гражданского общества в Казахстане будут только СВОИ идеологически выверенные и политически надежные люди. А уж как они это будут делать, понятно. Все критически настроенные, недовольные происходящем в стране и ориентированные на западные ценности пусть отдыхают. Кончается их время. Начинается время всеобщего одобрямса.