Конечная остановка?

Арест Али­е­ва в Вене: улов­ки его адво­ка­тов или реши­тель­ность австрий­ских прокуроров?

Вита­лий ВОЛКОВ, экс­перт по Цен­траль­ной Азии в Гер­ма­нии, спе­ци­аль­но для «Новой» — Казахстан»

Рахат Али­ев – в австрий­ской тюрьме.

Об этом фак­те изве­сти­ли мест­ную обще­ствен­ность австрий­ские газе­ты. Исто­рия в их изло­же­нии с неболь­ши­ми раз­ли­чи­я­ми в дета­лях выгля­дит при­бли­зи­тель­но так: в минув­ший чет­верг бег­лый казах­стан­ский оли­гарх при­ле­тел на част­ном само­ле­те из Гре­ции в Вену, где пря­мо в аэро­пор­ту Шве­хат отдал себя в руки мест­но­го пра­во­су­дия (отдель­ные СМИ пред­по­чи­та­ют утвер­ждать, что он был аре­сто­ван). А дву­мя неде­ля­ми ранее, 19 мая, австрий­ская про­ку­ра­ту­ра выпи­са­ла так назы­ва­е­мый «евро­пей­ский» ордер на арест Али­е­ва в свя­зи с обви­не­ни­я­ми в похи­ще­нии и убий­стве двух топ-мене­дже­ров казах­стан­ско­го «Нур­Бан­ка». Через несколь­ко часов после того, как он был сопро­вож­ден в каме­ру пред­ва­ри­тель­но­го заклю­че­ния, аре­сту под­верг­лись два дру­гих пред­по­ла­га­е­мых его сообщника.

Как ста­ло ясно чуть поз­же, речь идет об Аль­ну­ре Муса­е­ве и Вади­ме Кош­ля­ке. В осве­ще­нии аре­ста Муса­е­ва и Кош­ля­ка так­же пона­ча­лу име­лись раз­но­чте­ния, посколь­ку не было ясно, сда­лись ли они в руки австрий­ско­го пра­во­су­дия доб­ро­воль­но, или же их «сдал» при­е­хав­ший в Вену Рахат. Как пояс­нил авто­ру инфор­ми­ро­ван­ный источ­ник в австрий­ской сто­ли­це, ско­рее все­го, не вер­но ни пер­вое, ни вто­рое пред­по­ло­же­ние. За обо­и­ми уже дав­но сле­ди­ли мест­ные поли­цей­ские, и взя­ты они были опер­груп­па­ми, выехав­ши­ми по адре­сам их про­жи­ва­ния, в свя­зи с воз­мож­но­стью и необ­хо­ди­мо­стью про­ку­ра­ту­ры «рас­кру­тить» дело «Нур­Бан­ка».

Австрий­ские СМИ пояс­ня­ют, что реша­ю­щий шаг в рас­сле­до­ва­нии это­го дела, кото­рое мест­ная юсти­ция боль­ше пяти лет дер­жа­ла под сук­ном, после­до­вал в резуль­та­те рас­шиф­ров­ки и ана­ли­за запи­си раз­го­во­ра, кото­рый по скай­пу в режи­ме видео­кон­фе­рен­ции про­ве­ли Али­ев, Муса­ев и Кош­ляк, послед­не­го одно из австрий­ских изда­ний назва­ло «под­руч­ным пала­чом» Али­е­ва. Сооб­ща­ет­ся, что этот раз­го­вор одно­знач­но ука­зы­ва­ет на то, что все трое не толь­ко осве­дом­ле­ны в дета­лях убий­ства бан­ки­ров, но и непо­сред­ствен­но участ­во­ва­ли в этом. Имен­но экс­пер­ти­за запи­си повлек­ла за собой ордер на арест Али­е­ва в Европе.
Впро­чем, тот же источ­ник дал понять авто­ру, что это не един­ствен­ный козырь вен­ских про­ку­ро­ров – некое важ­ное под­твер­жде­ние подо­зре­ний в отно­ше­нии Али­е­ва полу­че­но из само­го Казах­ста­на, при­чем не от госу­дар­ствен­ных орга­нов, а по част­ным каналам.
Как бы то ни было, после выпи­сан­но­го орде­ра бегать по Евро­пе, ища вре­мен­но­го при­ста­ни­ща для себя, для сво­ей новой семьи и для сво­их капи­та­лов, ста­ло для оли­гар­ха и его адво­ка­тов зада­чей непо­силь­ной, так как на поли­ти­че­ском уровне в Евро­со­ю­зе ему не уда­лось создать себе нимб гони­мо­го оппо­зи­ци­о­не­ра. А в неко­то­рых стра­нах пра­во­су­дие ста­ло про­яв­лять повы­шен­ный инте­рес к его капи­та­лам. Полу­чить же новый пас­порт в одной из стран ЕС у мил­ли­о­не­ра, после отъ­ез­да из Австрии на Маль­ту и далее на Кипр и в Гре­цию, так­же не вышло.

И все-таки непло­хо инфор­ми­ро­ван­ные австрий­ские наблю­да­те­ли (про­явив­шие к ново­му пово­ро­ту в Рахат­гей­те инте­рес куда боль­ший, чем, напри­мер, к созда­нию Евразий­ско­го сою­за) не нахо­дят отве­та на вопрос, поче­му Али­ев вер­нул­ся имен­но в Вену, и гада­ют на пред­мет того, какой план раз­ра­бо­та­ли его адво­ка­ты. Гада­ют, пото­му что не очень верят утвер­жде­ни­ям сто­ро­ны Али­е­ва, что он дав­но готов сотруд­ни­чать со след­стви­ем и раз­ве­ять любые подо­зре­ния в свой адрес.
Гово­рит­ся и о том, что имен­но в Австрии у Али­е­ва до сих пор есть свое лоб­би сре­ди поли­ти­ков, бан­ки­ров, чинов­ни­ков выс­ше­го зве­на, юри­стов и жур­на­ли­стов. Еще в быт­ность послом в этой стране он сумел «при­вя­зать» их к себе, сде­лав, есте­ствен­но, за солид­ные гоно­ра­ры участ­ни­ка­ми и дове­рен­ны­ми лица­ми тех или иных ком­мер­че­ских про­ек­тов и фон­дов. К чис­лу таких лоб­би­стов мно­гие отно­сят ново­го мини­стра юсти­ции страны.
Это дало осно­ва­ния пред­по­ло­жить, что адво­ка­ты Али­е­ва, рас­счи­ты­вая на такие свя­зи, реши­ли перей­ти из обо­ро­ны в наступ­ле­ние и доб­ро­воль­но явить­ся в Австрию, где как мож­но ско­рее раз­ва­лить дело «мене­дже­ров» «Нур­Бан­ка». И после это­го, лишив про­тив­ни­ков глав­но­го аргу­мен­та, спо­кой­но пога­сить дру­гие иски улов­ка­ми и штрафами.

Одна­ко на сей счет есть несколь­ко возражений.

Во-пер­вых, по инфор­ма­ции авто­ра, полу­чен­ной от источ­ни­ка в Вене, рез­кой акти­ви­за­ции рас­сле­до­ва­ния Али­ев не в послед­нюю оче­редь обя­зан мини­стер­ству юсти­ции, кото­рое ока­за­ло ему мед­ве­жью услу­гу, слиш­ком силь­но нада­вив на про­ку­ро­ров, что­бы побу­дить их сно­ва спу­стить его дело на тор­мо­зах, после того как евро­пей­ские орга­ны вла­сти ста­ли тре­бо­вать от Вены кон­крет­ных шагов в рас­сле­до­ва­нии по мно­го­чис­лен­ным искам про­тив это­го бес­по­кой­но­го визи­те­ра. Так что про­сто рас­счи­ты­вать на то, что сей­час про­ку­ро­ры в Вене будут столь же снис­хо­ди­тель­ны к нему, каким был их пред­ше­ствен­ник Петер Седа, вышед­ший на пен­сию, не при­хо­дит­ся. Да и настро­е­ние мест­ной обще­ствен­но­сти суще­ствен­но изме­ни­лось – если рань­ше она была склон­на рас­смат­ри­вать Рахат­гейт как про­дол­же­ние дале­кой от нее внут­ри­ка­зах­стан­ской поли­ти­че­ской рас­при, то теперь, судя по про­смот­ру ком­мен­та­ри­ев к пуб­ли­ка­ци­ям в мест­ной прес­се, жите­ли Австрии в первую оче­редь ждут от вла­стей стра­ны, что они пре­кра­тят делать из нее сана­то­рий для кри­ми­на­ла, бежав­ше­го сюда.
Харак­тер­ная деталь: впер­вые на памя­ти авто­ра жур­на­ли­сты извест­ной австрий­ской газе­ты, опи­сы­вая нынеш­ний арест Али­е­ва и назы­вая его подо­зре­ва­е­мым в похи­ще­нии и убий­стве, не исполь­зу­ют стан­дарт­ную «подуш­ку жур­на­лист­ской без­опас­но­сти» — фра­зу «есте­ствен­но, в его отно­ше­нии дей­ству­ет пре­зумп­ция невиновности».

Нет, сдать­ся Али­е­ва выну­ди­ли мно­го­чис­лен­ные иски к нему по всей Евро­пе, фак­ти­че­ски загнав­шие его в тупик и сде­лав­шие его пре­бы­ва­ние там невоз­мож­ным. США, в сво­их инте­ре­сах, это­го бег­ле­ца под­дер­жи­ва­ли на опре­де­лен­ном эта­пе, но при­нять у себя отка­за­лись, хотя такие попыт­ки Али­ев пред­при­ни­мал неод­но­крат­но. Страх же поки­нуть Ста­рый Свет, где ему все-таки были даны гаран­тии «не-экс­тра­ди­ции», и искать при­бе­жи­ще в «тре­тьем мире», отку­да рань­ше или поз­же его может запо­лу­чить Аста­на, ока­зал­ся слиш­ком велик.

Дру­гое дело, что в Вене его адво­ка­ты дей­стви­тель­но могут рас­счи­ты­вать на гораз­до боль­шее про­стран­ство для манев­ра, чем, напри­мер, в Гре­ции – для несколь­ких круп­ных австрий­ских чинов­ни­ков обви­ни­тель­ный при­го­вор в отно­ше­нии их недав­не­го при­я­те­ля может озна­чать серьез­ные пере­ме­ны и в их судьбах.
На этом про­стран­стве воз­мож­ны раз­лич­ные вари­ан­ты. Напри­мер, ссыл­ка на такое состо­я­ние здо­ро­вья, вклю­чая его пси­хи­че­скую состав­ля­ю­щую, кото­рое дела­ет невоз­мож­ным уча­стие Али­е­ва в про­цес­се. Авто­ру извест­но, что оли­гарх в послед­нее вре­мя соби­рал на подоб­ный слу­чай экс­пер­ти­зы в ряде евро­пей­ских кли­ник, в том чис­ле в Вене. Дру­гой вари­ант – в слу­чае, если аргу­мен­ты обви­не­ния ока­жут­ся слиш­ком серьез­ны­ми, Али­ев может поста­рать­ся убе­дить кого-либо из сво­их людей взять на себя вину за убий­ство, что­бы само­му прой­ти по более «лег­ким статьям».

Навер­ня­ка есть пла­ны «3» или «4» — слиш­ком боль­шие гоно­ра­ры полу­ча­ли австрий­ские адво­ка­ты Айнед­тер и Дит­рих, что­бы не иметь тако­вых. В тече­ние двух недель у них еще есть воз­мож­ность снять с их под­опеч­но­го гриф «под­след­ствен­но­го» и «подо­зре­ва­е­мо­го» или добить­ся его осво­бож­де­ния под залог. Хотя учи­ты­вая тяжесть уго­лов­ной ста­тьи и обсто­я­тель­ства дела, это, по мне­нию экс­пер­тов, им в дан­ном слу­чае вряд ли удастся.

Для Муса­е­ва и осо­бен­но для Кош­ля­ка ловуш­ка, воз­мож­но, захлоп­ну­лась окон­ча­тель­но, если, конеч­но, они не пой­дут на сдел­ку со след­стви­ем и не высту­пят реша­ю­щи­ми сви­де­те­ля­ми по дру­гим обви­не­ни­ям, выдви­ну­тым в отно­ше­нии Алиева.

Ори­ги­наль­ный текст статьи:

Конеч­ная остановка?

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций