В середине декабря прошлого года в Казахстане произошло событие поистине исторического значения. В тот день пресс-служба АО «Народный банк Казахстана» сообщила в своем пресс-релизе об интегрировании АО «Казкоммерцбанк» с «материнской» структурой и прекращении его существования в качестве юридического лица.
Пресс-релиз с заголовком «Совет директоров Народного банка одобрил поэтапную интеграцию с Казкоммерцбанком» – небольшой по объему, поэтому процитируем его целиком (выделения жирным шрифтом сделаны нами):
«АО «Народный Банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» (далее, соответственно, — Народный банк/Halyk Bank и Казкоммерцбанк/Qazkom) сообщают, что Совет директоров Народного банка одобрил интеграцию двух банков путем присоединения Qazkom к Народному банку.
Присоединение Qazkom будет осуществлено после прохождения всех необходимых процедур, включая соответствующее согласование с регулирующими органами.
«Спустя пять месяцев кропотливой работы с международными консультантами, мы с уверенностью можем утверждать, что потенциал сделки огромен, как по масштабам, так и по степени влияния на экономику Казахстана и ряда сопредельных стран. Интеграция банков является наиболее оптимальным вариантом дальнейшего развития группы», — сказала председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова, — «Ядром интеграции является принцип максимальной синергии, основанный на объединении сильных сторон двух банков. Мы возьмем всё лучшее: самую развитую в стране банковскую инфраструктуру и лучший риск-менеджмент Halyk Bank, современные технологии и стандарты клиентского сервиса Qazkom, а также знания, наработки, опыт в обслуживании миллионов клиентов и наиболее конкурентные продукты, и услуги обоих банков».
Присоединение Qazkom к Народному банку завершится после создания необходимых предпосылок и обеспечения сервисной и технологической готовности двух финансовых институтов. Это включает в себя синхронизацию продуктового предложения, банковских процедур и процессов, интеграцию IT-систем и банковской инфраструктуры.
«Мы рассчитываем, что объединение при создании крупнейшего банка улучшит доступ клиентов к кредитам и более широкой продуктовой линейке и обеспечит дополнительные стимулы для развития бизнеса и экономики. Инвестиционные возможности группы Халык позволят активнее развивать передовые наработки и «ноухау» Казкома. Всё это вместе даёт уверенность, что мы и дальше будем удерживать, и укреплять свое технологическое лидерство и качество обслуживания», — сказал председатель правления Казкоммерцбанка Ульф Вокурка.
Основной акцент в процессе интеграции будет сделан на обеспечение бесперебойной работы всех сервисов Народного банка и Qazkom, с тем, чтобы клиенты не ощущали никаких неудобств.
Улучшение сервисов и повышение их доступности началось с момента объединения банкоматных сетей в июле 2017 г. Впоследствии Народный банк и Казкоммерцбанк реализовали совместные проекты в карточном бизнесе, включая программу потребительского кредитования Halyk Light + Homebank Orange. Уже в ближайшее время банки выведут на рынок ряд услуг по денежным переводам и карточным платежам в интернете, запустят совершенно новый онлайнбанк и его мобильное приложение для предпринимателей, обслуживающихся в группе Halyk. Банки приложат все усилия, чтобы более полно раскрыть для клиентов синергетический потенциал объединения».
На следующий день после выхода пресс-релиза это решение в эксклюзивном интервью изданию «Форбс-Казахстан» прокомментировала председатель правления «Народного банка» Умут Шаяхметова.
По ее словам, возможных сценариев синергии двух банков было несколько, включая специализацию одного на корпоративном банкинге, а второго – на розничном, но в итоге было решено банки объединить. Но главное в этом интервью – признание, что будет осуществлена «какая-то оптимизация» кадров. Цитируем госпожу Шаяхметову: «Жестких сценариев не ожидаем. Думаю, что кадровый вопрос полностью закроется уже после завершения объединения. Но, разумеется, какая-то оптимизация будет происходить. Правда, конечная оргструктура банка пока не определена».
При этом объединение двух банков будет происходить не только на уровне головных структур, но и на уровне «дочерних» организаций. Вот как ответила председатель правления АО «Народный банк Казахстана» изданию «Форбс-Казахстан» на вопрос, что будет с «дочками» двух банков:
«По некоторым из них уже приняты решения. У нас два банка в России, которые мы тоже будем объединять, но уже на базе Москоммерцбанка; процесс запущен. Принято решение об объединении Казкоммерц-Полиса и Казахинстраха. Другие иностранные банки, понятно, остаются в группе. По Halyk Finance и Казкоммерц Секьюритиз решение пока не принято. Мы смотрим на то, как будет развиваться пенсионный рынок, возможно, одна из компаний будет специализироваться на управлении пенсионными активами».
Ну и теперь поясним, почему мы назвали решение Совета директоров АО «Народный банк Казахстана» интегрировать «дочерний» ему АО «Казкоммерцбанк» поистине историческим.
Во-первых, исчезнет последний частный банк из четырех системных фининститутов, которые до 2009 года жестко конкурировали между собой. Напомним, что в 2009 году Акорда принудительно национализировала АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк» под предлогом их спасения, после чего те оказались в критическом положении, неоднократно реструктуризировались, но в итоге не «выжили».
Что касается АО «Народный банк Казахстана», то, по нашей оценке, он не является частным, поскольку принадлежит членам семьи Нурсултана Назарбаева, всегда получал эксклюзивную поддержку от государства, в последний раз через операцию по «спасению» АО «Казкоммерцбанк», и поэтому будет правильнее его относить к категории квазигосударственных бизнес-структур.
Во-вторых, подтверждено, что именно тесные, в том числе и кровнородственные связи с политическим руководством страны являются важнейшим конкурентным преимуществом в Казахстане. Из четырех групп предпринимателей, контролировавших АО «Народный банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк», АО «Альянс Банк» и АО «БТА Банка», в итоге сохранили свой банковский бизнес только Динара и Тимур Кулибаевы, средняя дочь и зять президента Нурсултана Назарбаева.
Что же касается Мухтара Аблязова, Маргулана Сейсембая и Нуржана Субханбердина и их партнеров, то двое первых свои банки потеряли еще в 2009 году, при этом Аблязов, будучи с 2002 года открытым политическим оппонентом Акорды, по-прежнему преследуется казахстанскими властями, тогда как Маргулан Сейсембай получил возможность вернуться в страну и заняться бизнесом.
Нуржан Субханбердин, будучи более близким Акорде человеком, чем Аблязов и Сейсембай, но более далекий, нежели Динара и Тимур Кулибаев, продержался до 2014–2015 годов.
В‑третьих, присоединение АО «Казкоммерцбанка» к АО «Народному банку Казахстана» завершает процесс огосударствления банковской системы страны, когда квазигосударственные финансовые институты, контролируемые близкими родственниками Нурсултана Назарбаева, вроде Динары и Тимура Кулибаевых и Ахметжана Есимова, или его доверенными лицами, вроде Адильбека Джаксыбекова и Булата Утемуратова, не важно, напрямую или через родственников, стали полностью доминировать в финансовом секторе республики.
Что же касается самого решения совета директоров АО «Народный банк Казахстана» о присоединении АО «Казахстана», то, по нашей оценке, оно было неизбежным. На сегодняшний день в стране явный избыток финансовых институтов, которым просто не хватает платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, чтобы не просто функционировать, но и приносить своим акционерам нормальный или высокий доход. И поскольку Акорде не удается повысить реальные доходы казахстанцев и запустить несырьевые отрасли экономики, участники финансового рынка вынуждены приспосабливаться к существующим реалиям.
Именно поэтому АО «Народный банк Казахстана» предпочел расширить занимаемую им бизнес-нишу, пусть и с помощью закрытия «дочерней» структуры, тем более что это позволит «оптимизировать» численность персонала, филиальную сеть и заметно упростить управление группой.
Однако очевидно, что на этом очищение рынка от «слабых» фининститутов не закончится. По нашей оценке, так или иначе с него уйдет до половины существующих банков, которые или присоединяться к более сильным институтам, или будут обанкрочены. В Казахстане всегда выживает сильнейший, не важно идет ли речь о политике, экономике, межклановых вопросах или чиновничьих разборках.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0