«Адама звали в эдем и стращали адом…» – написал лет сорок назад в одном стихотворении Олжас Сулейменов. В предрождественский четверг 2014 года казахстанский суд окончательно закрыл оппозиционный журнал «ADAM bol», что совпало день в день с аналогичным закрытием «единого СМИ “Республика”»» в 2012 году. Не сделает ли уходящий год уходящей натурой независимые СМИ?
Не знаю, верят ли судьи Медеуского районного суда в волшебную силу парных дат, и руководствуются ли они в своей практике стремлением кровь из носу запараллелить 2014 год с 2012‑м, а нынешнюю судебную расправу с журналом «ADAM bol» — с тогдашней расправой над «единым СМИ “Республика”». Однако результат налицо: решение судьи Абишевой от 24.12.2014 о закрытии журнала было вынесено день в день с решением судьи Бейсебаевой от 24.12.2012 о закрытии «единого СМИ», пишет ОО «КМБПЧиСЗ».
Судили долго — засудили в спешке
По моим наблюдениям, на первом и втором судебных заседаниях этой недели, проходивших 22 и 23 декабря, было заметно стремление представителей трёх ветвей власти (исполнительной в лице акиматовского истца, надзорной в лице прокурора и судебной в лице председательствующего судьи) завершить дело до Нового года. На третьем же заседании 24 декабря стало очевидным стремление завершить дело ещё раньше, а именно сегодня. Если кто сомневается, то пусть сопоставит хотя бы временные объёмы судоговорения: в понедельник 22.12 оно длилось два с половиной часа, во вторник 23.12 — четыре с четвертью, а в среду 24.12 — семь с половиной часов!
При этом к середине пятого часа после целой серии отклонённых судьёй ходатайств из зала суда ушла сторона ответчика в полном составе — редактор журнала Гульжан Ергалиева, издатель Аян Шарипбаев, их адвокат Сергей Уткин и общественный представитель Ермек Нарымбаев. К концу шестого часа встали и ушли из зала почти все зрители и журналисты. И лишь самый упорный из последних — репортёр радио «Азаттык» Казис Тогузбаев дождался момента возвращения судьи Абишевой в половине десятого вечера из совещательной комнаты в пустой судебный зал и заснял момент зачтения ею вынесенного решения.
Как нетрудно догадаться, решение это гласило: исковое заявление Управления внутренней политики города Алматы о закрытии журнала «ADAM bol» за пропаганду войны на востоке Украины удовлетворить в полном объёме.
Таким образом, в Казахстане создан очень странный прецедент: официально признаны за истину (или за официальную точку зрения) утверждения привлечённого истцом-акиматомэксперта-политолога Сейсебаевой о том, что воспроизведённые в журнальном интервью рассуждения проживающих в Киеве бывших казахстанцев Айдоса Садыкова и Дмитрия Ищука о справедливом характере войны за территориальную целостность Украины являются пропагандой войны.
А вот интересно, будут ли столь же официально признаны пропагандой войны чьи-нибудь аналогичные, но противоположные по содержанию, рассуждения о справедливом характере войны за независимость от Украины и присоединение к России так называемых Донецкой и Луганской народных республик?
Пара слов о парности событий
Поднял я сейчас в своём архиве публикации двухлетней давности о процессе «единого СМИ “Республика”» — и заметил ещё и такой параллелизм. Мало того, что оба решения были приняты в один и тот же день 24.12 соответственно 2012 и 2014 годов, так ещё и начались оба процесса в один и тот же день 20.11 соответствующих лет! Причём начались с одной и той же судебной процедуры — вынесения судьёй Медеуского райсуда определения о немедленном прекращении выпуска данного СМИ в порядке обеспечения иска — только в случае «Республики» это был иск прокуратуры Медеуского района, а в случае «Адама» — иск управления внутренней политики акимата Алматы.
Хотя, конечно, была и разница: в 2012‑м «единому СМИ» вменялся экстремизм, в 2014‑м «Адаму» — пропаганда войны. И вы знаете, есть в этой замене нечто от смены политических мод, причём как казахстанских, так и российских:
● весь 2012 год у нас в Казахстане расправлялись с уцелевшими жертвами расстрела в Жанаозене и приплюсованными к ним партией «Алга» и её лидером Владимиром Козловым. А в соседней России расправлялись с попавшими в жернова карательной системы жертвами разгона мирной демонстрации 6 мая на Болотной площади. В Москве суд над «болотными экстремистами» перетёк на следующий год, а у нас в декабре 2012-го подвели итоги года, закрыв «Республику» по обвинению в экстремизме.
● весь 2014 год в России воевали с призраком украинского Майдана — сначала силами боевого агитпропа путинских телевизионных войск (январь-февраль), потом теми же силами плюс силами «вежливых зелёных человечков» в Крыму (март) и наконец, полномасштабной, хотя и «гибридной», российско-украинской войной на Донбассе (с весны-лета и посейчас). Война стала главной темой и главной модой года — вот и закрыли «АDAM bol» за пропаганду войны.
Ну а тот факт, что суд один и тот же — Медеуский — так ведь судьи были разные — кому Абишева, а кому Бейсебаева. Зато первые буквы их фамилий так ловко складываются в известную детскую считалку с небольшими коррективами: «А и Б судили на трубе. / СМИ упало, СМИ пропало — / Кто остался на трубе?»
Канонический текст этой загадки в научно-фантастическом фильме времён моего детства «Отроки во Вселенной» использовался землянами для нейтрализации роботов-исполнителей, чьи электронные мозги сгорали в ответ на вопрос про А и Б, зато первый же из спрошенных роботов-вершителей легко ответил: «Осталась ваша буква И». Вот вам и разница уровней мышления в зависимости от должностной принадлежности.
Так ведь и у нас были свои роботы-исполнители и роботы-вершители: к первым относились истцы и эксперты от акимата, прокуроры и судьи, а вот вторых следует, наверное, поискать где-нибудь ближе к Ак-орде (в обоих случаях — как в 2012‑м, так и в 2014‑м). Плюс в случае с «Адамом» — возможно также и в Кремле: не забудем ещё один тренд уходящего года — создание Евразийского союза.
Уходящий год: СМИ как уходящая натура
А если и дальше вспоминать тот старый фильм (кстати, вышедший в 1974‑м — ровно 40 лет назад!), то там роботы-вершители обращали аборигенов-людей в роботов-испопнителей, воздействуя на их мозги «зовом роботов». Через сорок лет после выхода того фильма на родине его авторов и вокруг неё источником и инструментом такого «зова» стал путинский телеящик. Не умещавшиеся же в этот «ящик Пандоры» телевизионные продукты в уходящем году сильно пощипали: передачу «Неделя с Марианной Максимовской» на Рен-ТВ закрыли, кабельный телеканал «Дождь» отлучили от кабеля, рекламы и офисных помещений (сейчас канал вещает из квартир сотрудников через Интернет), оппозиционные сайты «Грани» и «ЕЖ» заблокировали на всей территории России.
На территории же Казахстана доступ к этим СМИ совершенно свободен, зато давно и прочно заблокирован доступ к порталу «Республика», вещающему из той же России, но для Казахстана и про Казахстан. А ещё доступ к «Живому журналу», в котором ничего специфически казахстанского не было и нет, а лишь однажды промелькнуло несколько лет назад.
Так что россиянин, приезжающий в Казахстан, может почувствовать себя свободным человеком, открыв в свободном доступе «ЕЖ» или «Грани», а казахстанец, приезжающий в Россию, — открывая в свободном доступе «ЖЖ» или «Республику». Пора уже нашим турфирмам налаживать обмен поездками для свободолюбивых пользователей: москвичей и питерцев — в Алматы и Астану, алматинцев и астанчан — в Москву и Питер.
И с этим надо поспешить, покуда единая евразийская Матрица по обе стороны не накрыла всех нас единым саваном агрессивного безмыслия в наступающем 2015 году.