Нижняя палата парламента Казахстана (Мажилис) практически без обсуждения приняла представленные на рассмотрение министерством юстиции страны поправки сразу в 8 конституционных законов Республики Казахстан. Отныне никто не может инициировать всенародный референдум по вопросам территориальной целостности государства, его унитарности и формы правления, а также в отношении статуса первого президента страны Нурсултана Назарбаева, называемого в Казахстане “Елбасы”, что в переводе с казахского означает “Лидер нации”.
Кто может стать кандидатом в президенты Казахстана
Если к одобренным депутатами дополнениям и изменениям к законам “О парламенте и статусе его депутатов”, “О республиканском референдуме”, “О правительстве”, “О президенте”, “О конституционном совете”, “О первом президенте” и “О судебной системе и статусе судей” население отнеслось довольно равнодушно, то поправки в закон “О выборах” понравились далеко не всем.
Дело в том, что с целью “повышения правовой грамотности избирателей и участников избирательного процесса” в выборное законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми, каждый кандидат на пост президента страны должен иметь опыт работы на государственной службе или на выборных государственных должностях не менее 5 лет. Более того, каждый претендент на высшую должность в Республике Казахстан через прохождение медицинского освидетельствования обязан подтвердить отсутствие у себя заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей главы государства.
Новые поправки антиконституционны?
В числе первых, обративших внимание на появившиеся нововведения в закон “О выборах”, оказался оппозиционный политик Амиржан Косанов. В своей хронике в Facebook он написал: “Интересная ситуация. Получается, что если ты не был чиновником, то не можешь выдвигаться в президенты?! А наше подконтрольное здравоохранение может дать любую справку, которую потребует “Ак Орда” (резиденция президента РК в Астане. — Ред.) или ЦИК”.
Несколько позже в комментарии DW Амиржан Косанов добавил, что считает внесенные изменения о порядке выдвижения кандидатов на пост президента по своей сути антиконституционными. “Это — самый настоящий страх действующей власти перед любой альтернативой. Что доказывает ее электоральную слабость и неуверенность в будущем преемника”, — заметил DW Амиржан Косанов.
Почти как в Беларуси — все под контролем
С точкой зрения Косанова в определенной степени согласен популярный публицист и историк Асылбек Бисенбаев, который в 90‑х годах прошлого столетия возглавлял слившееся с президентской партией “Отан” (с 1999 года “Нур-Отан”. — Ред.) Либеральное движение Казахстана. По его мнению, очередные изменения в выборное законодательство определяются логикой правящей элиты: “В Казахстане действующие политические партии не могут выдвигать альтернативных кандидатов, поскольку являются частью системы”.
Но существовала возможность самовыдвижения оппозиционных кандидатов, говорит он. “В истории выборов были самовыдвижения кандидатов в президенты Казахстана, которые служили для демонстрации якобы демократичности избирательной системы. В данном же случае осуществляется изменение закона в целях предотвратить вероятность самовыдвижения реальной альтернативы”, — считает Бисенбаев.
Он подчеркивает, что до сегодняшнего дня такая вероятность “была реальной в силу роста протестных настроений населения из-за усиливающегося экономического кризиса, роста коррупции, непрофессионализма правительства и его неудачных экономических и политических шагов, поэтому парламент с подачи правительства и принял решение, которое ставит грядущие выборы под полный контроль системы”.
Политик отметил, что в Казахстане складывается ситуация, похожая на происходящее в Беларуси, где уже давно шутят, что президентом страны может стать только тот гражданин, который уже имеет опыт работы президентом.
Есть ли у Назарбаева преемники?
Не считает прогрессивной нормой законодательное внесение запрета на самодвижение кандидатов в президенты и политолог Талгат Калиев, отметивший в своем комментарии DW, что этот шаг властей страны, в условиях крайне сложной процедуры регистрации новых политических партий, резко ограничивает возможности для их же политического маневра.
“По сути, электорату предлагается выбирать президента лишь из очень узкого круга кандидатов. При этом исключаются даже самые минимальные шансы на появление неожиданных фигур”, — говорит Калиев. По его словам, по всей видимости, наверху всерьез не уверены в конкурентоспособности потенциальных преемников, если решили таким образом подстраховаться от любых сюрпризов.
“Что касается нормы, запрещающей выдвижение в качестве кандидатов на президентский пост лиц, не имеющих опыта государственной службы, то она имеет признаки дискриминации, всерьез ограничивая конституционное право быть избранным (статья 33 пункт 2 Конституции РК. — Ред.) у значительной части населения страны”, — пояснил Талгат Калиев. При этом, по мнению политолога, не стоит искать в изменениях выборного законодательства барьеры для находящейся за рубежом оппозиции.
“В отношении этих людей может эффективно применяться действующая норма об обязательном условии о непрерывном проживании непосредственно в стране в течение последних 15 лет”, — заметил политолог.
Дарт Вейдера в Казахстане не будет
Между тем представлявший на рассмотрение депутатам парламента дополнения и изменения в конституционные законы страны министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев заявил, что принятые ограничения являются нормальной для мирового сообщества практикой. К тому же, подчеркнул Бекетаев, было немало случаев, когда в электоральный период люди использовали самовыдвижение на президентский пост в личных целях.
“Все понимали, что это несерьезное самовыдвижение, что это делается для самопиара. Если даже опыт соседних стран посмотреть, на Украине вымышленный герой из фильма “Звездные войны” тоже получил такую возможность. Это была полумистическая, провокационная мера одной из партий Украины. Но сам по себе факт привлек очень много внимания и показал незрелость того закона, который действовал”, — заявил министр юстиции Казахстана, особо подчеркнув, что теперь “самовыдвижения больше не будет”.
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan