Вчерашние указы Нурсултана Назарбаева об освобождении Тажина Марата Муханбетказиевича от должности Государственного секретаря РК в связи с переходом на другую работу и возложении временного исполнения этих обязанностей на Масимова Карима Кажимкановича – Руководителя Администрации Президента РК наделали много шума в стране.
И это вполне понятно, поскольку Тажин является одной из ключевых фигур в Акорде, ценность которой заключается как в личной преданности елбасы и относительно высоких профессиональных достоинствах, так и в отсутствии «неправильных» политических амбиций и длинного «хвоста» коррупционных скандалов. Согласитесь, что таких людей в казахстанской правящей «колоде» раз, два и обчелся.
В связи с отставкой Тажина немедленно поползли самые разнообразные слухи о том, что, как и почему. И куда лежит дальнейший путь в политическом и физическом смыслах как Марата Муханбетказиевича, так и Карима Кажимкановича. Пока основная версия — Тажин станет Чрезвычайным и Полномочным послом РК в Российской Федерации, поскольку эта должность вчера же стала вакантной.
В связи с этим позволю себе высказать мнение, основанное как на информации источников в Акорде, так и на опыте анализа внутриполитической ситуации и межклановых раскладов в правящей элите и ближайшем окружении Назарбаева. Так вот, судя по всему, ни о какой опале Марата Тажина речи не идет. Да, против него интриговали многие, но не их усилия привели к его отставке.
Дело в том, что 17 января 2014 года Назарбаев озвучил свое очередное эпохально-историческое послание «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Нет никаких сомнений, что к этому «произведению» руку Марат Муханбетказиевич, и скорее всего, именно он руководил некоей рабочей группой, которая готовила доклад, озвученный затем елбасы.
Наше предположение подтверждает тот факт, что Госсекретарем РК Тажин был назначен 16 января 2013 года, вскоре после того, как 14 декабря 2012 года Назарбаев выступил с эпохально-историческим посланием «Стратегия «Казахстан ‑2050» Новый политический курс состоявшегося государства». Кстати, странная пассивность Тажина в последние месяцы вполне укладывается в эту версию — был очень занят.
Теоретически Марат Муханбетказиевич может «двинуться» в двух направлениях — Чрезвычайным и Полномочным послом РК в Российской Федерации и… председателем Комитета национальной безопасности РК.
В пользу первой версии говорит то, что сейчас личные отношения лидеров двух соседних государств далеки от идеала, точнее Владимир Владимирович, который занят строительством некоего союзного государства на базе России, сильно недоволен тем, что Нурсултан Абишевич ведет себя не совсем правильно.
В связи с этим пост казахстанского посла в Москве становится ключевым, и назначение на эту должность многоопытного, грамотного, осторожного и умного политика, каковым является Марат Тажин, которого будут вынуждены принимать, слушать и воспринимать практически все обитатели Кремля, это вполне разумное решение главы государства.
Что касается второй должности, которую может занять Марат Муханбетказиевич, то все будет зависеть от того, как Назарбаев продолжит кадровую линию. Если Карим Масимов будет освобожден от должности руководителя администрации президента РК и на эту позицию придет Нуртай Абыкаев, то приход Тажина в КНБ просто неизбежен. Других равнозначных ему кандидатур нет.
Против этой версии, которая активно обсуждается в кругах близких к так называемому «лидеру нации» есть только одно, но весьма весомое обстоятельство — Нуртай Абыкаевич серьезно болен, причем настолько, что давно лишь «царствует», но не управляет, о чем мы уже не раз писали. Однако вряд ли Абыкаев откажется, если Назарбаев будет настаивать, плюс отставки Масимова жаждут многие.
Поэтому ключевым во всей этой кадровой «кадрили» является Карим Кажимканович — в зависимости от того, покинет ли он позицию главы президентской администрации или нет, и будет зависеть дальнейшее развитие событий в Акорде. Лично нас насторожило то, что елбасы своим указом возложил на него временное исполнение государственного секретаря РК.
Дело в том, что помимо формальной бюрократической логики есть и бюрократическая практика. Так вот, согласно нее, исполняющим обязанности в Казахстане назначаются в двух случаях.
Во-первых, когда речь идет о первом руководителе какого-то самостоятельного госведомства, например, министерства, комитета, акимата, в случаях, когда последний, по тем или иным причинам, отсутствует. Например, когда отправлен в отставку или уволился по собственному желанию, болеет, взял трудовой или внеочередной отпуск, находится в командировке. В этих случаях, как правило, назначается так называемый «и.о».
Во-вторых, исполняющим обязанности назначают человека, которого его руководство хочет видеть на этой руководящей должности, но в силу определенных обстоятельств, например необходимости согласования с администрацией президента, прохождения каких-то бюрократических процедур, выборного характера, сомнений в профпригодности, вынуждено отложить принятие окончательного решения.
Позиция Государственного секретаря РК уникальна тем, что занимающий ее человек становится пятым в табели о государственных рангах. При этом он не имеет четко очерченного круга обязанностей, будучи при этом прямо подчиненным президенту, и в то же время, обладает достаточным кругом прав, которые он реализует через ту же администрацию главы государства.
Поэтому возложение на Карима Масимова обязанностей Государственного секретаря РК можно объяснить двояко. Как тем, что в ближайшее время он будет освобожден от занимаемой должности руководителя администрации и «повышен», чего так сильно жаждут многие его недоброжелатели в Акорде. Так и тем, что у Назарбаева нет пока подходящей кандидатуры вместо Тажина.
В условиях, когда «лидер нации» испытывает сложности с выполнением должностных обязанностей из-за проблем со здоровьем настолько, что прямая видеотрансляция его выступления с очередным посланием народу заменяется неким «художественным фильмом», основная нагрузка по контактированию с послами зарубежных государств и приему от них верительных грамот падет на госсекретаря.
Опыт подсказывает, что любая попытка объяснить действия Назарбаева некими сложными внутриполитическими конструкциями зачастую бывает неверной по той простой причине, что елбасы все чаще руководствуется обычным политическим инстинктом, советами тех, кому он доверяет и/или не может отказать, и обычными стариковскими прихотями. Поэтому будем следовать принципу: поживем — увидим.