В редакцию казахстанской газеты «Ассанди-Таймс» в Алматы нагрянули судоисполнители. Они пытались выгнать сотрудников из офиса, а сам его опечатать, но в итоге ограничились изъятием старых подшивок издания. Уходя, оставили журналистам предупреждение — газету издавать нельзя.
Оказывается, со слов судоисполнителей, вчера, 1 апреля, был суд, где было вынесено то ли решение, то ли определение, запрещающее издавать единое СМИ… «Ассанди-Таймс»!
Два судоисполнителя, один из которых назвался Алмасом Елтоковым (второй не назвался), заявили, что был суд и нас закрывают, а они пришли выполнять решение суда (!). Вели себя посетители нагло, заглядывали во все углы и расспрашивали: вы что тут делаете? И удивлялись, когда слышлали, что вообще-то это редакция и тут пишут материалы.
На требования журналистов показать документы — что это был за суд и где его решение, поскольку редакция об этом самом суде не слышала — судоисполнители показали нечто, напоминащее исполнительный лист. Вот в нем-то и было написано — «запретить выпуск газеты «Ассанди-Таймс» (документы, которые предъявили судоисполнители коллективу редакции газеты, смотрите после этого материала в приложении — ред.).
Один из сотрудников редакции, очевидец происшедшего, рассказал, как это было:
- Судебные исполнители зашли в помещение не то что без разрешения, но даже без стука. Сразу стали проходить во все комнаты, включая ванную (редакция расположена в небольшой двухкомнатной квартире), открывать шкафы, заглядывать в мониторы компьютеров. Увидев, что их снимают, стали протестовать, кричать «Прекратите снимать», но на вопрос, почему мы не можем этого делать — никаких объяснений.
Поначалу второй «судисполнитель», непредставившийся и не показавший документа, поучительным тоном сообщил, что согласно закону мы обязаны оказывать содействие судебному решению. Мы и содействовали: послушно приняли под роспись документы (хотя там были идиотские формулировки вроде «запретить выпуск единого СМИ газеты «Assandi-Times»), показали, где лежат непроданные газеты с прошлых выпусков.
При этом судисполнители задавали странные вопросы. «А где у вас второй адрес?» — «Какой второй?» — «Где вы газету печатаете?». Пришлось объяснять, что газета публикуется в типографии. «А где вы ее продаете?». Ну вообще-то почти во всех сетях по продаже периодики плюс частные распространители… Тогда уже мы поинтересовались: «А вы слышали о процессе над единым СМИ в декабре 12 года?» Ответ был: «Нет, я газет не читаю».
Затем вопросы кончились и началось «исполнение»: они начали грубо отпихивать сотрудниц, раскидывать вещи на балконе. Увидев, что одна сотрудница снимает происходящее на телефон, «судоисполнитель‑2» выхватил трубку из рук. Мы возмутились: «Вы не имеет права!» В ответ он заявил: «Давайте не будем здесь говорить о правах!»
Видимо, говорить о правах действительно не имело смысла. Ведь потом они начали выносить остатки тиража вышедших газет — без протокола и понятых. То и дело звучало: «Прекратите записывать! Прекратите снимать!», «Что вы там пишете про нас? (увидев, что журналисты размещают посты в «Фейсбуке») Если еще будете писать, отберем компьютеры!»
Потом судоисполнителей начало становиться все больше и больше. На просьбу представиться отвечали сквозь зубы, скороговоркой, документов не показывали. Пробежавшись по комнатам и вырвав силой (!) из рук у сотрудницы уже принятые под роспись документы, они в итоге скрылись. Сбежали в буквальном смысле. А мы остались стоять с немым вопросом: «Что это было?»
Ганна Красильникова юрист правозащитной организации «Адил соз», так расценила действия судоисполнителей:
- Меня удивляет, что судебные исполниители не оставили исполнительный лист, поэтому непонятно, что послужило основанием для возбуждения исполнительного производства. Странно выглядят их действия: если судоисполнители пришли исполнять решение суда, почему ретировались, не выполнив их до конца? Их поведение довольно странное и ничего общего не имеющее с законом.
В свою очередь главный редактор издания Сергей Дуванов назвал действия судоисполнителей, мягко говоря, неэтичными.
- Идет попытка записать в пул «единое СМИ» газету «Ассанди-Таймс». Так вот, я официально заявляю, что если в нашей редакции работают журналисты, которые когда-то работали в «Республике», это ничего не значит. Если у правоохранительных органов есть какие-то претензии, пожалуйста, я готов разбираться и отвечать. Если нет, то — до свидания, не надо приходить в офис и пугать сотрудников, это по крайней мере не этично, — заявил Сергей Дуванов.
…От редакции “Республики” добавим, что в Казахстане, похоже, решили удушить остатки оппозиционной прессы. И так-то изданий, оппонирующих власти, уже не осталось, но Акорда взяла курс на полное уничтожение незвисимых мнений. Видимо, правы те, кто говорят, что в апреле в стране что-то готовится, и непослушные СМИ будут сильно мешать этому процессу.
Мы будем держать наших читателей в курсе ситуации с “Ассанди-Таймс”.
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ: О том, кто и почему вынес решение о запрете на выход газеты, расскажут завтра, 3 апреля, в 12.00 в Национальном пресс-клубе Алматы главный редактор издания Сергей Дуванов и юрист Тамара Симахина.